Светлана Корнилова
Развитие психических процессов посредством игр и упражнений.
▼ Скачать + Заказать документы
Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается то, что было ему интересно.
В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом помогают игры и упражнения, где организующее начало принадлежит речи.
Публикация «Развитие психических процессов посредством игр и упражнений,» размещена в разделах
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь.
Ребенок должен выполнять действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.
Игра не только выявляет индивидуальные способности, личные качества ребенка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.
Важное значение имеет содержание дидактических игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей психических процессов : воли, памяти, произвольного внимания и др.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Как правило, эти задачи решаются не в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других -вниманию, в третьих-мышления. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек»- для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали»- наблюдательности и внимания.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата, при которых они получили бы радость от выполнения задания.
Перспективный план проведения игр и упражнений на развитие памяти и внимания
сентябрь
«Найди себе пару»
Развивать быстроту реакции, внимание, понимание отдельных инструкций;
умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.
«Узнай по голосу»
Развивать внимание играющих; их слуховое восприятие; восприятие; помочь познакомить и сблизить детей.
«Узнай, кто я?» Или «Назови меня!»
Развивать внимание играющих; их слуховое восприятие; восприятие; познакомить детей.
«Не перепутай»
Помочь назвать части тела, развивать внимание, быстроту реакции.
Октябрь:
«Тик-так-тук»
Развивать внимание
«Не собьюсь»
Развивать концентрации распределения внимания.
«Наблюдательность»
Развитие зрительного внимания и памяти
упражнение «Муха-1»
Развитие концентрации внимания.
Ноябрь:
«Селектор»
Развитие устойчивости внимания.
«Летает-не летает»
Развивать переключаемость внимания, произвольности выполнения движений.
«Мой день рождения»
Развитие памяти, способствует длительной концентрации внимания.
«Съедобное-несъедобное»
Переключение внимания.
Декабрь:
упражнение «Муха»
Развитие концентрации внимания
«Самый внимательный»
Развитие зрительного внимания, памяти.
«Телефон»
Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
«Где спрятана игрушка?»
Развитие зрительной памяти и внимания.
Январь:
«Запомни картинки»
Развитие зрительной памяти.
«Какой игрушки не хватает?»
Развитие зрительной памяти.
«Прогулка в картинках»
Развитие зрительной, слуховой памяти, внимания.
«Рисуем по памяти узор»
Развитие зрительной памяти.
Февраль:
«Запоминаем вместе»
Развитие слуховой памяти.
«Найди одинаковые предметы»
Развитие внимания
«Найди игрушку (по описанию)
Развитие внимания.
«Что появилось?»
Развитие внимания
Март:
«Что потерялось?»
Развитие внимания, памяти.
«Найди отличия»
Развитие внимания, памяти.
«Добавь слово»
Развитие внимания, памяти.
«Запомни и повтори»
Развитие внимания, памяти.
Апрель:
«Какого предмета в ряду не хватает?»
Развивать внимание, память, восприятие.
«Четвертый лишний»
Внимание, мышление.
«Доскажи слово»
Внимание, мышление.
«Что это?»
Тактильное восприятие
Май:
«Чудесный мешочек»
Развитие тактильного восприятия
«Посмотри, запомни и нарисуй»
Развитие образной памяти
«Расставь карточки в таком же порядке»
Развитие внимание, памяти.
«Опиши предмет»
Развитие внимания, памяти.