МААМ-картинки

Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом «Умелые ручки» (для детей 4–6)

Валентина Мехоношина
Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом «Умелые ручки» (для детей 4–6)

Перспективный план работы

кружка

«Умелые ручки».

для детей 4-6 лет

Воспитатель: Мехоношина В. Ю.

Пояснительная записка

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

Работа в кружке не дублирует программный материал по труду, а внеклассные занятия расширяют и углубляют сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствуют навыки и умения, получаемые детьми на занятиях.

Публикация «Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом „Умелые ручки“ (для детей 4–6)» размещена в разделах

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, что в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. У детей развивается чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

На занятиях с детьми будет акцентироваться внимание детей не на изготовление отдельной поделки, а на ее конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, будут показаны варианты, чтобы дети смогли бы дома сделать нужную поделку. Такой подход замечательно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от занятий.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Совершенствуется эстетический вкус детей, развивается чувство прекрасного, поддерживается творческое начало в деятельности ребенка.

На каждом занятии решаются задачи общеобразовательного характера, сообщаются сведения о материалах и инструментах.

У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

Задачи программы:

- развитие:

• творчества;

• сенсорики, мелкой моторики рук, синхронности работы обеих рук;

• пространственного воображения;

• технического и логического мышления, глазомера;

• способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

- овладение:

• начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

• опытом практической деятельности по созданию поделок;

• способами планирования и организации досуговой деятельности;

• навыками творческого сотрудничества.

- воспитание:

• усидчивости;

• уважительного отношения к результатам труда;

• интереса к творческой и досуговой деятельности;

• взаимопомощи;

• практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности

Работа с природным материалом

Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

В процессе деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Ребенок успешно овладеет письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть место для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

С прогулки дети часто приносят шишки, желуди, камешки, ветки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, обследуют, ощупывают его. Это способствует запоминанию формы, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые и т. д.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса, задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстие для лап, как прикрепить голову и другие детали.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Любой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания мышки, плюски из желудей для шапочки или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Работа с нетрадиционным материалом

Ловкие детские и взрослые руки, а также фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость создания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Задачи, которые решаются в процессе работы с нетрадиционными материалами:

• расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами;

• развивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса;

• учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, его значимости, ценности;

• планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей;

• развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань, шнурки, шпагат). Ребята делают и игрушки, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток) .

Предполагаемый результат

В результате работы кружка предполагается овладение детьми:

• элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;

• навыками сотрудничества;

• усидчивости;

• интереса к творческой досуговой деятельности.

Развитие:

• творчества;

• самостоятельности в планировании и организации досуга;

• глазомера;

• сенсорики, мелкой моторики.

Работа с родителями

• Приобщить родителей к изготовлению поделок из природного материала;

• Конкурс «Осенний букет»;

• Конкурс «Зимняя фантазия».

Публикации по теме:

Кружковая работа в детском саду. Положение об организации работы кружка ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА (Название кружка, организация, группа)1. Структура кружка:[ •Общее положение •Основные задачи •Организация.

Кружок «Умелые ручки» в детском садике «Василёк»Кружок «Умелые ручки» в детском садике «Василёк» №68 г. Набережные Челны РТ Презентация "Умелые ручки" о моей работе, о кружке, который я веду, о жизни нашего садика. Каждый малыш стремится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план кружка по работе с природным и нетрадиционным материалом «Умелые ручки» (для детей 4–6)
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 09:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД