Елена Хлябина
Перспективный план работы мини-лаборатории в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий. Приобрести опыт видения предметов и явлений, всматриваться в них, развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность, расширять словарный запас и обогащать речевое общение на основе культурных норм позволяет мини - лаборатория.
Публикация «Перспективный план работы мини-лаборатории в ДОУ» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Задачи: Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества;
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;
Развивать эмоционально – ценное отношение к окружающему миру.
Ресурсы: И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир «Детское экспериментирование»
Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
№ Месяц Тема Задачи
1. Сентябрь
Как и чем человек измеряет Развитие сенсорных способностей ребёнка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя» : рассматривать ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. п.
Развивать способности ребёнка измерять окружающие предметы пользуясь стандартными единицами и метрической системой.
2.
Приборы измерения
Развивать способности ребёнка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела, понимать ценность времени в жизни человека.
3. Октябрь
Три состояния вещества и воды
Развитие наблюдательности детей, их умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
4. Жидкость.
Свойства воды.
Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями;
Развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве.
5. Ноябрь
Газ.
Свойства воздуха.
Уточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;
Сформировать представление детей о кислороде и углекислом газа;
Показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью.
6. Твёрдое тело. Материалы: (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)
Развитие способности ребёнка сравнивать похожие (твёрдые) вещества на ощупь, по внешнему виду;
Познакомить со свойствами почвы и входящих в её состав песка и глины; с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро).
7. Декабрь Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой
(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)
Развивать логическое мышление детей, познавательную активность;
Закрепить представление о расширении тел при нагревании и использованием этого свойства человеком.
Уточнить представление о горении.
Сформировать представление детей о том, что тёплый воздух поднимается вверх.
8.
«Почему предметы движутся»
Развивать способность ребёнка ощущать состояние движения и покоя, инерции и трения.
Экспериментальным путём определить понятие «равновесие».
Познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения.
9. Январь
«Равновесие. Простые механизмы.» Развивать способность ребёнка использовать простые механизмы – рычаги, колёса спицы;
Совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).
10.
«Отражение света. Зеркало» Развивать способность ребёнка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.
Познакомить с понятием «свет», «отражение»;
Сформировать представление детей о таком свойстве света, как отражение.
11. Февраль
«Преломление света»
Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с физическими, световыми явлениями.
Познакомить с оптическим прибором – линзой, со свойствами света – преломлением.
12.
«Что такое радуга? Смешивание цветов» Развитие аналитико-синтетических способностей ребёнка;
Познакомить со свойствами света превращаться в радужный спектр;
Расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
13. Март
«Источники звука и его распространение»
Развивать познавательную активность ребёнка в процессе анализа различных звуков и умение сравнивать различные звуки, определяя их источник.
14.
«Магнит и его свойства» Ознакомить детей с понятием «магнетизм»;
Формировать представление о свойствах магнита;
Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
15. апрель
«Магнитные свойства Земли. Компас» Развитие любознательности ребёнка в процессе знакомства с компасом;
Познакомить детей с тем, что Земля – это большой магнит, у которого есть северный и южный полюс.
16.
«Магнит рисует»
Объяснить детям действие магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картины.
17. май
«Электромагнит. Современная техника» Развитие любознательности ребёнка и способности ориентироваться в мире современной техники;
Формировать представления об электромагнитных свойствах тока.
18. «Молния. Электрический ток. Виды электричества»
Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с явлением электричества;
Объяснить природу молнии.