Папки-передвижки

Перспективный план работы с детьми по развитию диалогической речи

Джамиля Фаттаховна Тухватуллина
Перспективный план работы с детьми по развитию диалогической речи

1 квартал

Сентябрь

1. Пересказ сказки «Лиса и козёл».

1.1 Закрепить представление о композиции сказки (зачин, концовка).Использовать в пересказе выразительные средства сказки. Передавать диалоги персонажей выразительно.

1.2 Подбирать определения к существительным, отгадывать, находить предмет по названным признакам, ориентироваться на окончании при согласовании слов.

1.3 Учить отчётливо и внятно произносить скороговорку различной громкостью.

2. Составление рассказа на тему «О чём хочется послушать рассказ?» (с использованием предметов).

Публикация «Перспективный план работы с детьми по развитию диалогической речи» размещена в разделах

2.1 Учить проявлять инициативу в отборе фактов для рассказов; формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников. Упражнять в составлении сложных предложений.

2.2 Учить детей отбирать синонимы. («Кто больше подберёт похожих по смыслу слов?»).

3. Рассказывание по картине «В школу».

3.1 Учить придумывать сюжетный рассказ по картине, используя навыки по композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка). Учить самостоятельно придумывать события, предшествующие изображению на картине.

3.2 Активизировать словарь на тему «Школа» и «Осень». Учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точные явления.

Октябрь

1. Составление рассказа на тему из коллективного опыта «Что осень дарит людям».

1.1 Учить детей последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить коллективный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять своё внимание на суть передаваемых событий.

1.2 Учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам в определенной речевой ситуации. 2. Придумывание рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».

2.1 Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа некоторых существительных. Упражнять в словообразовании.

2.2 Упражнять в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем. Учить самостоятельно строить сюжет.

3. Пересказ рассказа Ушинского «Четыре желания» и рассказывания из личного опыта.

3.1 Учить передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторения. Формировать умение составлять законченный рассказ из личного опыта.

3.2 Учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий разными способами.

3.3 Учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

Ноябрь

1. Составление рассказов с использованием предметов (тетрадь, альбом, 2 коробки цветных карандашей, коробка с красками, портфель) «Кто дополнит рассказ?».

1.1 Упражнять в точном и подробном описании предметов; учить их внимательно выслушивать и дополнять рассказы товарищей.

1.2 Упражнять в быстром подборе слов (Словесная игра «Назови два предмета, один из которых выше (ниже, уже, короче другого»)

2. Рассказывание по картине из серии «Домашние животные» (лошадь с жеребенком, корова с теленком, коза с козленком, свинья с поросенком).

2.1 Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать события, предшествующие изображенному на картине.

2.2 Учить оценивать содержание рассказов, правильность построения предложения.

3. Придумывание сказки на тему «Как ёжик зайца выручил».

3.1 Учить детей составлять сказку в соответствии с темой, используя описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. При оценке рассказов детей выделять самостоятельность и выразительность.

3.2 Учить подбирать однокоренные слова.

3.3 Учить подбирать синонимы, воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать слова с противоположным значением.

2 квартал

Декабрь

1. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

1.1 Развивать умение связывать отдельные части рассказа, передавать текст точно, последовательно, выразительно.

1.2 Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам, данным в определенной ситуации.

1.3 Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ш». Дифференцировать их в словах. Произносить скороговорки в разном темпе: быстро, медленно, умеренно.

2. Составление рассказа на тему «Из чего что сделано?» (с использованием предметов).

2.1 Упражнять в умении группировать вещи по материалу, из которого они сделаны; описывать группу предметов, используя прилагательные: деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический.

2.2 Объяснить детям происхождение слов «Почему так называют» - подосиновик, подберезовик, подснежник, шапка- ушанка, снегопад,одуванчик, светлячки, снегирь (Д/в № 12-95, с. 33). (Короткова, с. 85).

3. Рассказывание по картине «Лиса с лисятами».

3.1 Учить составлять сюжетные рассказы по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Предложить им использовать словосочетания «Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка, дружная семья.

3.2 Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании.

3.3 Развивать интонационную выразительность, упражнять в изменении силы голоса.

Январь

1. Рассказывание на тему «Как мы играли на участке».

1.1 Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания. Включить в повествование описание природы окружающей действительности.

1.2 Проанализировать употребление однокоренных слов (снег – снежок, снежочек, Снегурочка, снежинка, снежный; зима-зимушка, зимовщик).

1.3 Учить составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

2. Придумывание сказки на тему «День рождения зайца».

2.1 Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, используя выразительные средства – описание, диалог. Учить составлять сказку по плану. При оценке выделять интересный ответ и выразительные средства.

2.2 Упражнять в образовании существительных винительного падежа множественного числа.

3. Пересказ Е. П. Пермяка «Первая рыбка».

3.1 Учить детей пересказывать литературный текст, используя выразительные средства автора.

3.2 Обратить внимание детей на разнообразные грамматические средства в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова об употребления разных суффиксов.

Февраль

1. Составление рассказа с использованием игрушек «Наши любимые игрушки».

1.1 Продолжать учить описывать игрушку логично, полно, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательно; развивать сюжет, соблюдать композицию.

1.2 Упражнять в назывании слов с противоположным значением; употреблении противительных союзов (упражнение «А что у тебя»).

2. Рассказывание по картине «Дети Севера».

2.1 Учить составлять рассказ по картине, используя знание о жизни Севера. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие.

2.2 Уточнить знания о народах нашей страны (название народностей, национальностей). Упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу.

2.3 Упражнять в четкости произнесения слов на развитие речевого дыхания (скороговорки).

3. Придумывание продолжения и завершения рассказа на тему «Как Мишка варежку потерял».

3.1 Учить продолжать развитие сюжета, рассказа, начатого воспитателем, не повторяя содержания, рассказанного детьми. Активизировать союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях разных типов. Упражнять в правильном изменении по падежам слова «варежка».

3.2 Уточнить родственные понятия «мебель», «игрушка» (игра-соревнование «Кто больше назовет»)

3 квартал

Март

1. Пересказ сказки «У страха глаза велики».

1.1 Учить рассказывать текст последовательно, без пропусков и повторений. Выразительно передавать речь персонажей.

1.2 Учить объяснять значение слов. Упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительными, ласкательными, увеличительными). Упражнять в подборе синонимов и антонимов.

1.3 Учить замечать смысловые соответствия.

2. Составление сюжетных рассказов по набору игрушек (кошка, мышка, собачка, кукла в образе девочки).

2.1 Учить передавать определенный сюжет, подсказанный готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек. Уметь отбирать предметно-логическое содержание для повествований («девочка и собачка», «Как кошка с собакой подружились», выстраивать композиции, связывать части в единый сюжет, избирательно пользоваться языковыми средствами.

2.2 Показать детям, что у слова «игла» есть разные значения («Что мы знаем про слово «игла»)

3. Составление рассказа по картине «Белка и бельчата».

3.1 Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность придумывать события, предшествующие изображенному и последующие.

3.2 Упражнять в правильности названия детенышей животных и родителей в родительном падеже единственного и множественного числа.

3.3 Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, в подборе синонимов и антонимов.

3.4 Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л» в словах, фразовой речи. Развивать эти звуки на слух. Учить детей менять громкость голоса, темп речи.

Апрель

1. Коллективное составление письма заболевшему товарищу.

1.1 Продолжать учить излагать придуманное коллективно содержание последовательно, интересно, грамматически правильно в соответствии со структурой написания письма.

1.2 Закреплять умение подбирать слова с противоположным значением (упр. «Скажи наоборот»).

2. Составление сказки по предложенной теме Весенняя сказка».

2.1 Упражнять в подборе синонимов, определений и сравнений. Работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода. Упражнять в словообразовании.

2.2 Формировать умение придумывать сказку по предложенной теме, передавать специфику сказочного жанра.

2.3 Учить детей интонацией передавать чувства (радость, безразличие, огорчение).

3. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

3.1 Довести до детей содержание художественной формы рассказа в единстве. Закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

3.2 Упражнять в подборе определений и сравнений.

3.3 Упражнять в подборе глаголов к заданным словам (собака, кошка, ветер, солнце, медведь). (упр. «Кто, что умеет делать»).

Май

1. Обучение рассказывания «Составим букет и расскажем о нем».

1.1 Учить дошкольников составлять букет и описывать его, используя собственные словесные зарисовки. Уметь воспроизводить услышанный образец рассказа. Развивать связную речь детей.

1.2 Закреплять умение обобщать через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? Платье – одежда, а туфли).

2. Рассказывание по любой из предложенных картин «Ежи», «Лиса с лисятами», «Белки».

2.1 Продолжать придумывать рассказ по любой из предложенных картин. Замечать в картине детали и включать в свое описание. Использовать в речи разные виды предложений.

2.2 Упражнять в подборе синонимов к изолированным словам (упр. «Скажи по-другому»).

3. Придумывание сказок на самостоятельно выбранную тему.

3.1 Учить самостоятельно выбирать тему для сказок, придумать содержание, соответствующее теме, рассказать.

3.2 Упражнять в исключении из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком («Что лишнее?»).

3.3 Упражнять в подборе к слову, обозначающему родовое понятие, слов с видовым значением (какие фрукты продают в продовольственном магазине).

Публикации по теме:

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (сентябрь) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ № обр. деят Тема Цель и задачи Виды деятельности.

Презентация для развития связной диалогической речи у детей при помощи игры-драматизации («Под грибом» Сутеев В. Г) Цель. 1. Знакомство с рассказом «Под грибом» Сутеева В. Г. 2. Развитие диалогической речи при помощи драмматизации сказки по ролям. 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы с детьми по развитию диалогической речи
Опубликовано: 7 сентября 2014 в 19:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД