Ирина Алексеевна Печникова
Песенное творчество дошкольников. Первые шаги
▼ Скачать + Заказать документы
Душа ребенка - это открытая книга, восприимчивая ко всем проявлениям окружающего мира, краски и образы которого, во многом, предстают перед маленьким человеком впервые во всей своей многоликости. Дошкольники тонко чувствуют красоту окружающего мира, где музыка занимает очень важное место, поэтому, чем ярче, интереснее предстает перед ребенком окружающий мир, тем активнее он становится способным к творчеству. Зачастую именно в детстве творчество становится универсальным и единственным способом существования человека. Проявляя инициативу в творчестве, ребенок становится более самостоятельным и он не боится этой самостоятельности, потому что творчество – это и есть высшее проявление самостоятельности.
Публикация «Песенное творчество дошкольников, Первые шаги» размещена в разделах
Песенное творчество важно развивать с младшего дошкольного возраста. Малыши 2-3 лет легко поют мелодии, не содержащие развернутого текста, очень любят упражнения на звукоподражания, на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.
Дети 3-4 лет уже могут исполнить песенку с элементами выразительности, импровизируют простейшие песенки (колыбельная, плясовая, марш танец). Они могут пропеть свое имя, изобразить интонации вопроса и ответа, а также пение кукушки, звук дождика и т. д.
Дети 4-5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизируют мелодии на несложные тексты (спой собственную колыбельную, допой песенку, позови подругу или друга, импровизируют интонации просьбы, гнева, вопросно-ответные формы. В этом возрасте у детей начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют творческие задания с применением подстраивания к звукам.
Большинство детей овладевают навыками песенного творчества к старшему дошкольному возрасту. В 5-6 лет они способны сами сочинить музыкальный ответ на предложенный текст, импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов. Импровизация должна быть схожа с образцом, но отличаться от него мелодическими и ритмическими оборотами.
Старшие дошкольники способны импровизировать в пении нежные и грубые интонации, характерные для различных персонажей и игровых ситуаций.
В 6-7 лет дети уже осмысленно могут импровизировать мелодии на заданный литературный текст, сочинять попевки определенного жанра. Дети подготовительной группы уже готовы к творческой самореализации в исполнении песен, к импровизации текста и музыки песни определенного содержания, или соответствующего настроению ребенка.
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.
Чтобы научить ребенка придумывать музыку, нужно помочь ему накопить определенный потенциал знаний. Дошкольники слушают самую разную музыку, делятся своими впечатлениями о ней. Рассказывают, какие эмоции, воспоминания, ассоциации вызвала та или иная музыка, пытаются воспроизвести музыкальную тему на разных музыкальных инструментах.
Когда накоплен определенный опыт в изучении значительного количества музыкальных произведений, начинается разнообразная творческая деятельность :
- придумывание названий к тому или иному музыкальному произведению;
- придумывание окончаний к начатой музыкальной фразе;
- воспроизведение на слух небольших музыкальных фрагментов;
- сравнение небольших музыкальных произведений, нахождение в них общего и различий;
- поиск нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного жанра;
- сохранение темпа при исполнении сочиненной песни;
- осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии (затихание и замедление в конце песни);
- строение музыкальной формы – ее пропорциональность или ассиметрия, появление цезур, построение коротких музыкальных фраз, предложений, квадратность структуры;
- понимание общности литературного текста и мелодии.
Здесь важно учитывать также и то, что у детей формируется умение продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее, как правило, на тонике заданной тональности, но при этом не следует отказываться и от импровизации
мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации.
По мнению Э. П. Костиной показателем сформированности креативных качеств личности дошкольника являются :
- развитие творческих умений в слушательской деятельности (восприятии);
- в сочинении музыки;
- в выразительном исполнении песен, танцев, игре на музыкальных инструментах;
- в песенной, танцевальной и инструментальной импровизации;
- в размышлении и высказываниях о музыке.