Приложение МААМ

Пескография

Анна Рахманова
Пескография
▼ Скачать + Заказать документы

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течёт он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем….

Иоахим Рингельнац

Современные условия дали толчок к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих их комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

Публикация «Пескография» размещена в разделах

Одной из таких технологий выступает «пескография». Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир. (слайд 3). Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, (слайд 4) создавшая первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». (слайд 5). Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, (слайд 6) который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

«Sand art» - дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу.

Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Песок - это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. (слайд 7).

Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т. д.).

Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Сейчас уже разработаны и существуют специальные программы детской «песочной терапии». Во многих городах открываются студии рисования песком на стекле, где на специальном столе со стеклянной поверхностью и подсветкой посетители имеют возможность часок-другой повозиться с песком. Посещая занятия можно научиться создавать не только песчаные картины, но и анимационные варианты.

Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. (слайды 8-10).

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно-логического мышления ребенка.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому рекомендую игры с сыпучими материалами.

Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.

Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Техника рисования – пескография, дает возможность развития (слайд 11) :

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.

Способы рисования (слайды 12-13) :

1. кулаком,

2. ладонью,

3. ребром большого пальца,

4. щепотью,

5. мизинцами,

6. одновременное использование нескольких пальцев,

7. симметрично двумя руками,

8. отсечение лишнего,

9. насыпание из кулачка.

Приёмы рисования песком (слайды 14-14) :

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

- Техника засыпания - используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

- Техника насыпания - взяв песок в кулак (ситом, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по

нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия

между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем

ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом;

- Техника отпечатка - помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони ( например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти,

формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры

пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают по фону. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

- Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми, фигурными.

Начинать ознакомление деток с песком можно с несложных приё мов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его

сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся.

Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя

пальцами - машина.

Простые графические упражнения (слайд 16-19) :

- Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы,

заборчики, дождик;

- Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик, бусы;

- Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;

- Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;

- Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать из одной точки - разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать - это их успокаивает и уравновешивает.

Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.

- Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки рядом - уже цыплёнок, овал и круг - цапля);

- Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие, нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола);

- Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ.

Пятно из точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько таких пятен - в образ дерева (добавить несколько линий).

Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.

Материал: Световой стол, магнитофон, проектор, мультимедийный экран, СD – диски с записями песен (+,-, мультимедийные презентации, песок, палочки, кисточки, камушки, гребешки, пластиковые вилки, ложки, формочками для пластилина, выпечки, наборы для песочницы с целью создания всевозможных отпечатков, плоскостные шаблоны, трафареты, ракушки, крупные пайетки, цветные камушки и другой бросовый материал.

Для рисования песком на световом столе необходимы

условия: (слайд 20)

- занятия проводятся в отдельном кабинете, который

оборудован индивидуальными столами-планшетами со стеклянной поверхностью и подсветкой.

Для рисования использую мелкий песок (кварцевый, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Обучение данной технике провожу в рамках всего курса рисования и строю на следующих принципах: (слайд 21)

1. Направляю образовательную деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

2. Создаю доброжелательную, творческую атмосферу, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

3. Образовательный процесс строю с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Структура занятия: (слайд 22)

В подготовительной части провожу упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

В водной части предусматриваю использование художественного слова, просмотр видеороликов, презентаций; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.

Фантазирую с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом отвожу музыкальному сопровождению, которое использую на протяжении всей деятельности. Музыку подбираю с учетом тематики.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и

рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографирую.

Причины, чтобы научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка: (слайд 23)

1. Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы, ездить по специальным магазинам в поисках необходимого. Потребуется только чистый просеянный песок, лампа (источник света) и стекло (оргстекло). Вместо песка подойдет любая другая сыпучая субстанция, например, манная крупа или кофе. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети.

Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

2. Красота. Ролики с песочной анимацией бьют рекорды просмотров в Интернете, ведь за работой художников по песку невозможно наблюдать

равнодушно. Обязательно, прежде чем обучать ребенка этой технике, покажите ему видео с работой профессионалов.

3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

4. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Я рекомендую заниматься этим увлекательным и развивающим рисованием, а именно рисованием песком на стекле. (слайд 24)

Информационные источники (слайд 25) :

- https://www.maam.ru

- https://nsportal.ru

- https://dohcolonoc.ru

- https://www.vashevse.ru

- Алена Войнова. «Песочное рисование» - Издательство «Феникс»,2014

Публикации по теме:

Пескография как средство всестороннего развития личности ребенка «Чудеснее песка нет для детей забавы, Его всегда имеется в достатке, Течет он нежно так сквозь руки, Что не сравнить его ни с чем…» Иоахим.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пескография
Опубликовано: 18 мая 2017 в 06:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пескография» (включая файлы) размещена пользователем Анна Рахманова (УИ 1185803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД