Елена Рождественская
Певческие навыки. Методика. Практика Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок получает огромное удовольствие и радость в процессе занятия пением. Независимо от уровня и способностей к пению, все дети любят петь. И это желание следует поддерживать у ребенка. Как говорил известный методист А. Карасев «Пению должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он может проявить активное участие».
Публикация «Певческие навыки, Методика, Практика Видео» размещена в разделах
Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания дошкольников. Главным условием формирования певческих навыков дошкольников является развитие у них основных музыкальных способностей: чувство ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
В отличие от других музыкальных способностей способность к пению у ребенка часто обнаруживается уже в раннем дошкольном возрасте. Чтобы работа была результативной, сам педагог, обучающий ребенка, должен не просто иметь понятия о певческих навыках, но и владеть ими на высоком уровне. Для этого музыкальному руководителю необязательно иметь талант певца и выдающийся голос. Достаточно владеть методами и приемами, направленными на формирование певческих навыков у ребенка.
Голос человека способен передать богатейшую гамму чувств и поэтому очень важно с детского возраста сохранить лучшие качества голоса: полетность, звонкость, гибкость и. т. д.
ПРАВИЛА ПЕНИЯ:
1. Сидеть (стоять) ровно.
2. Не сутулиться.
3. Корпус и шею не напрягать.
4. Голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская.
5. Дыхание брать свободно (не брать в середине слова)
6. Петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания.
Педагог учит детей правильно формировать гласные, согласные, искать различные оттенки не в контрастной динамике тихого и громкого звучания, а внутри одного нюанса.
Известный хормейстер Л. М. Абелян так учил детей: «Следи, чтобы во время пения рот был округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу.
Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рот в высоту – образуется купол и становится много места для звука. Ни при вдохе, ни при выдохе старайся не толкать звук.
Детям нужно объяснять, что певческий звук во многом зависит от работы наших губ, положения языка, открытием рта в ширину или в высоту».
Детский певческий голос характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой звучания и поэтому детям вредит громкое пение, крик, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.
С целью охраны детского голоса следует:
Учитывать певческий диапазон ребенка при подборе репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребенка, а диапазон дошкольников сравнительно невелик – в среднем от ре-1 до ре-2 октавы (хотя у музыкально одаренных детей встречается и гораздо шире)
Осторожно использовать крайние звуки рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте.
РАСПЕВАНИЕ И ЕГО ЗАДАЧИ
Прежде чем приступить к занятию пением, необходимо произвести разминку голосового аппарата ребенка.
Начинать распевание следует в среднем, удобном для ребенка диапазоне. После распевания необходима пауза (молчание) в течение 1-2 минут для отдыха голосового аппарата. Можно дать новое произведение для слушания (проиллюстрировать) или объяснить дальнейший материал.
Обычно используется 2-3 упражнения для распевки.
При этом мы работаем над артикуляцией, слуховыми навыками, певческим дыханием, звукообразованием.
При пении все гласные округляются, приближаясь по своему звучанию гласному (о).
Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены (тянуть ровно и долго без лишней вибрации звук).
Лучше всего для решения этой задачи подходит работа над русскими народными песнями, такими необыкновенно певучими, красивыми, доступными детскому пониманию. Они с младенчества слушали колыбельные и потешки от своих мам и бабушек («Во поле береза стояла» как пример).
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но их произношение должно быть более активным и четким.
Еще одна, не менее важная задача, певческое дыхание.
1. Вдох должен быть коротким и бесшумным. Не поднимая плеч.
2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. ( Детям объясняем: Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали «затормозили выдох» напряженными мышцами живота «надули шарик»).
3. Спокойное постепенное распределение дыхания при пении. ( Объясним детям: «Медленно через рот на звук «пФ» выпускаем воздух, который вдохнули – «сдуваем шарик».
Я совмещаю на своих занятиях одновременно и методику В. Емельянова и распевки. Это, на мой взгляд, хорошо разогревает певческий аппарат и помогает в работе над всеми выше изложенными задачами.
РАСПЕВКИ:
Приведу как пример ряд распевок, которыми пользуюсь сама :
1. Фокус – покус.
2. Гусь крикливый.
3. Артикуляция.
4. Козлик.
5. Чудо лесенка и др.
Благодаря этим распевкам дети легко осваивают разные интервалы, поют протяжно, отрывисто, с разной динамикой, темпом. Дети без труда показывают голосом фальцет и штро – бас.
В работе крайне важна эмоциональность и выразительность педагога при показе упражнений. Это облегчает подражание и эмоционально заряжает детей.
Развитие певческого аппарата процесс не простой. Начав работать, поняла, что одними распевками тут не обойтись. Нужна специальная гимнастика. О системе В. В. Емельянова слышала, но непрактиковала. И вот в2013 году Виктор Вадимович приехал в Новосибирск и проводил семинар – практикум по своей программе, на котором я обучалась. Эта система упражнений развивает всю периферию певческого аппарата, она уникальна. По ней работают ведущие педагоги вокалисты, хоровики и не только в нашей стране. Методическая разработка может также использоваться логопедами, воспитателями детских садов, учителями начальных классов.
Целью 1 уровня является домузыкальное освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности. В процессе этой цели решаются следующие задачи:
1. Устранение неравномерности развития голосового аппарата.
2. Профилактика заболеваний голосового аппарата.
3. Развитие способности интонирования и эмоционального слуха.
4. Формирование вокальной культуры – эстетики академического пения.
И теперь я начинаю занятие не с распевок, а с гимнастики. Использую 2-3 упражнения, а дальше парочку распевок. И дети разогреты, готовы к пению песен.
Показ упражнений и видео занятий с детьми
Подготовительная группа: 1. «Канючим»
2. «Попрошайка»
3. «Вопрос – ответ»
4. «У жирафа есть вопрос…»
5. «Выдувание»
Средняя группа: 1. «Слоник»
2. «Бегемот»
3. «Страшная сказка»
Представление первого уровня методики В. В. Емельянова.
Интонационно – фонетические упражнения с видео материалами.
Видео : https://www.youtube.com/embed/YLtDqWsu3gM