Виктория Кожевникова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
детей старшей группы общеразвивающей направленности
Тема недели: «Грибы. Деревья, кустарники»
Темы дня: понедельник - «Загадки леса»;
вторник - «Детки с ветки»;
среда - «Съедобные- несъедобные»;
четверг - «Осенняя береза»;
пятница - «Белоствольная красавица».
Подготовила воспитатель: Кожевникова Виктория Владимировна
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности» размещена в разделах
Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Грибы. Деревья, кустарники»
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Дата: с 08.10.12г. по 12.10.12г.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; слайдовая презентация «Съедобные- несъедобные», «Деревья и кустарники», раскраски, разрезные картинки, натуральные грибы или макеты грибов, видеоматериалы- «Березовая роща», аудиоматериалы «Во поле березка стояла»; репродукции картин Шишкина, Левитана, Васнецова, Грабаря
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о грибах, деревьях и кустарниках («Познание»);
- совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, считать в пределах 5(«Познание»);
- совершенствовать опыт конструирования поделок из бумаги («Познание»);
- расширять и уточнять представления детей о самом почитаемом дереве в России-березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее взаимосвязи с окружающей средой посредством наблюдений, продуктивной и исследовательской деятельности, проведения ряда опытов («Познание»);
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности («Познание»);
- совершенствовать опыт составления рассказа-описания березы по схеме («Коммуникация»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);
-совершенствовать грамматический строй речи («Коммуникация»);
-активизировать словарь детей («Коммуникация»);
- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать художественное восприятие («Чтение художественной литературы»);
- расширять и уточнять представления детей о жанре живописи – пейзаж, о том, что пейзаж изображается у художников в разное время года («Художественное творчество»);
- совершенствовать опыт рисования пейзажа, передавая форму, размер деревьев, расположение веток, листьев («Художественное творчество»);
- совершенствовать приемы аппликации посредством изготовления грибов, передавая размер, форму, цвет («Художественное творчество»);
- совершенствовать навык пролезания в обруч, прыжков на двух ногах («Физическая культура»);
- развивать двигательную активность, координацию движения, ловкость («Физическая культура»);
- расширять и уточнять представление детей о лечебных свойствах березы для человека («Здоровье»)
- совершенствовать опыт распределения ролей и действия в соответствии с ними в разыгрывании сюжета «Мы идем в магазин» («Социализация»);
- расширять представления детей о профессии продавца посредством разыгрывания ситуации и ситуативных разговоров («Труд»);
- расширять представления детей о профессии лесник, егерь посредством ситуативного разговора («Труд»);
- расширять и уточнять представление детей о правилах безопасного поведения в природе, приобщать к правилам безопасного использования в пищу съедобных грибов, совершенствовать умение отличать съедобные грибы от несъедобных («Безопасность»);
- расширять и уточнять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге («Безопасность»);
-разучивание песни «Во поле береза стояла», хоровода «Березонька» (ОО «Музыка»)
Методы и приемы:
Практические: игра, экспериментирование.
Словесные: ситуативный разговор, рассказывание.
Наглядные: наблюдение, рассматривание репродукций картин, иллюстраций
Логика образовательной деятельности.
Настольно – печатные игры:
«Деревья и кустарники»
Цель: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас.
Ход игры: дети называют дерево по семенам, цветению.
Лото «На лесной тропинке»
Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ход игры: дети выбирают ведущего, который раздает карточки, а затем достает из коробки картинку, говорит, что на ней нарисовано. Ребенок, у которого на карточке названный гриб, берет картинку.
Дидактические игры
1. «Разрезные картинки»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.
Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, что у них получилось.
2. «Один-три-пять»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать числительные с существительными).
Ход игры: воспитатель или ребенок называет гриб, дети согласуют существительное с числительными один, три, пять. Например : одна лисичка, три лисички, пять лисичек; один дуб, три дуба, пять дубов.
3. «Угадай дерево»
Цель: развивать слуховое внимание, образное восприятие, мышление, память; активизировать словарный запас существительными.
Ход игры: взрослый называет признак дерева (кустарника, а дети отгадывают дерево (кустарник, отвечая полным ответом (повторяя все предложение). Например :
-белоствольная….(береза). Резные листья у (клена). Красные ягоды у….(рябины). И т. п.
4. «Что изменилось?
Цель: развивать зрительное внимание, мышление, память; активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Ход игры: дети в течение нескольких секунд смотрят на ряд картинок с изображением деревьев (кустарников, затем закрывают глаза. В это время воспитатель переставляет картинки (или может добавить картинки с изображением грибов). Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.
5. «Соберем гербарий»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать относительные прилагательные); активизировать словарный запас.
Ход игры: воспитатель говорит, часть предложения, а дети договаривают его, образуя относительное прилагательное с сущ-м.
Например : сорву с дуба….дубовый лист, сорву с клена….кленовый лист, сорву с березы….березовый лист и т. д.
6. «С какой ветки детки?»
Цель: развивать внимание, целостное восприятие, мышление, зрительную память.
Ход игры: дети делятся на две группы, им предлагаются картинки, 1 группа выбирают деревья (по заданному образцу, н-р, семена, 2 группа – кустарники-цветения. Вариативность может меняться. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.
7. «Угадай слово»
Цель. Совершенствовать навык детей образовывать антонимы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Воспитатель просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Например, дуб большой, а рябина….
Сосна высокая, а куст….
8.«Опиши гриб»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение называть и составлять рассказ по схеме; активизировать словарный запас.
Ход игры: воспитатель выставляет картинки с изображением грибов. Дети поочередно их называют и составляют рассказы по схеме: как выглядит гриб, где он растет, съедобен ли гриб.
9. «Что в корзину, что в ведро?»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение отличать съедобный гриб от несъедобного, активизировать словарный запас.
Ход игры: дети поочередно берут по одному грибу, называют его, съедобный гриб кладут обратно в корзину, а несъедобный- в ведро.
Подвижные игры
Подвижная игра с речевым сопровождением «Листики»
Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул- полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Подвижная игра «Тополь» (см. «Комплексные занятия- старш. гр., Н. В. Лободина,стр. 334)
Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.
Ход игры: выбирается водящий- это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие, располагаясь по кругу, приседают. Игра начинается после произнесения слова «Тополь!». Находящиеся в кругу дети договариваются между собой условными знаками, действиями (кивком или поворотом головы, подмигиванием, взмахом руки и т. д.) и быстро меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Оставшийся без места становится водящим. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
П/и «Листопад»(см. Уланова Л. А. «Методич. рекоменд. по орган. И провед. прогулок детей 3-7 лет, стр. 8)
Цель: закрепить представление детей о цвете, величине осенних листьев; закрепить понятие «листопад».
Ход игры: дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят (действия выполняют дети с желтыми листьями)
Кружатся красивые желтые листочки!
Кружатся красивые красные листочки (действия выполняют дети с красными листьями).
Сели! Уселись и замерли. (Не шевелятся)
Прилетел легкий ветерок, подул. (Дуют)
Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Разбежались)
Закружились, закружились (Кружатся)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Пальчиковая гимнастика (см. ж/л «Реб. в дет. саду»№5,2011г., стр. 37)
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.
"За грибами"
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
«Осенние листья» (см. Уланова Л. А. «Методич. рекоменд. по орган. И провед. прогулок детей 3-7 лет, стр. 7)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«Шагают» пальчиками)
Физминутки (см. ж/л «Реб. в дет. саду»№5,2011г., стр. 37)
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся, разведя руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Машут руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
«По грибы»
Утром дети в лес пошли,
(Маршируют на месте.)
Под березой гриб нашли,
(Наклоняются вперед, выпрямляются.)
А под елкой, посмотри,
(Наклоняются вправо-влево.)
Притаилось еще три!
(Разводят руки в стороны, опускают низ.)
А пока грибы срывали,
(Наклоняются, касаются пола.)
Мы к обеду опоздали!
(Прижимают ладони к щекам, качают головой.)
Заспешили, побежали
(Бегут на месте.)
И грибы все растеряли.
(Садятся на корточки.)
Игровая ситуация
Разыгрывание сюжета «Мы идем в магазин»
Цель: развивать игровую деятельность; совершенствовать умение распределять роли и действовать в соответствии с ними; развивать диалогическую речь, свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.
Продуктивная деятельность
Рисование с элементами аппликации «Осенняя береза»
Цель: совершенствовать опыт рисования березы, передавая форму, размер, расположение ветвей, а также навык рационального наклеивания листочков.
Конструктивная деятельность
Конструирование из бумаги «Грибочки»
Цель: совершенствовать опыт конструирования грибочков из бумаги.
Ситуативный разговор
«С кем ты дружишь, береза?»
Цель: расширять и уточнять представление детей о самом почитаемом дереве в России-березе.
Примерные вопросы:
-Какое настроение у дерева?
- От чего оно зависит?
- Как дерево заботиться о детях?
«Кто такой лесник, егерь?»
Цель: расширять представления детей о профессиях лесника, егеря, их значимости.
Примерные вопросы:
- Как называется профессия человека, который следит за порядком в лесу, за животными?
- Чем они занимаются?
- Нужны ли эти профессии?
Познавательно – исследовательская деятельность
1. Наблюдения за деревьями (березой, кустарниками.
Цель: уточнять понятия «дерево», «куст»; отметить их отличительные особенности; уметь отличить их семена;
2. Формирование целостной картины мира. ТРИЗ-РТВ.
Примерные вопросы:
-Для чего листья дереву?
-Чем дерево было раньше, чем потом (работа с системным оператором?
-Если деревья оживут, они могут помочь? Как?
-Что бывает с деревьями, когда они становятся старыми?
3. Детское экспериментирование «Береза- белая красавица»
Цель: расширять и уточнять представления детей о лечебных свойствах березы, систематизировать представления о преобразовании отдельных частей дерева в бытовых целях (дегтярное мыло, березовый веник, береста, сережки, почки, листья и т. д.)
Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; стрелка – я сегодня плохо работал.
Проектная деятельность
Цели:
• самостоятельно и охотно приобретать недостающие представления из разных источников;
• совершенствовать навык пользоваться приобретенными представлениями для решения познавательных и практических задач;
• развивать коммуникативные способности, работая в различных группах;
• развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивать системное мышление.
Виды деятельности :
-Развлечение для детей на тему «Белоствольная красавица»;
-Составление творческих рассказов «Сказка о березе» +рисунок;
-Выставка поделок из бересты «Папа, мама, я- творим чудеса»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок :
Предметные картинки по теме «Опасные двойники», книжки-малышки с загадками и стихами о грибах, иллюстрации березы в разное время года
Восприятие художественной литературы
Стихотворения:
• А. Прокофьев «Люблю березку русскую…»
• С. Есенин «Белая береза»
Рассказы и сказки:
• Рассказ «Осенний день в березовой роще» И. Тургенев;
• Рассказ «Подарок» К. Паустовский;
• Рассказ «Лесная красавица» С. Леонидов;
• Рассказ «Березовая елка» Е. Санин;
• Р. н. с. «Как коза избушку построила»;
Загадки о грибах
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(гриб)
Не спорю- не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной
Никуда не годный.
(Мухомор)
Зимой и летом-
Одним цветом.
(Ель)
Красная ягодка летом- горька,
Зимой- сладка.
На каком дереве растет?
(Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
У какого дерева все ветки
С рождения в беретках,
Когда с деревьев упадут,
Своих беретов не найдут.
(Дуб)
Взаимодействие с семьёй
• Проект: наблюдения за березой;
• Конкурс совместных работ детей и родителей «Папа, мама, я- творим чудеса» - поделки из бересты и природного материала;
• Составление творческих рассказов «Сказка о березе»+ рисунок