План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства льда» (старшая группа)

Наталья Темникова
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства льда» (старшая группа)

План – конспект

ОД по образовательной области «Познание» «Свойства льда», проводимого в старшей группе № 71 МБУ 197 «Радуга» воспитателем Темниковой Н. В.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Задачи:

1. Познание

Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лёд – это замёрзшая вода.

2. Коммуникация

Продолжать развивать речь как средство общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

3. Социализация

Воспитывать уважительное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творческую инициативу при выполнении различных видов деятельности.

4. Безопасность

Дать детям представление о том, что в природе всё взаимосвязано. Формировать осторожное и осмотрительное ношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность:Познавательно-исследовательская (Экспериментальная деятельность).Коммуникативная (Беседа, вопросы, рассказы детей). Двигательная (Физминутка). Социализация (Совместная деятельность детей).

Оборудование:

• Портрет «Снеговика»,

• Картинки с изображением льда и снега,

• Конверт с письмом

• Кусочки льда

• Пластмассовые формочки для льда

• Пластиковая бутылочка с замерзшей водой

• Зеркало

• Салфетки для рук

• Белая и цветная бумага

• Цветные краски

• Кисточки

• Нитки

• Стаканчики для воды

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке.

Воспитатель проводит наблюдения на прогулке деревьев в инее.

деятельность воспитанников

Когда на деревьях появляется иней?

• На что похожи деревья, покрытые инеем? Используя собственный опыт. дети делают умозаключения. Дети рассматривают деревья на участке детского сада, стоящие в инее, отвечают на вопросы.

Рассматривание снежинок.

Педагог показывает детям изображение снежинок.

Обращает внимание на то, как красивы и разнообразны снежинки, как они переливаются, сверкают на солнце. Задает детям вопрос: «Похожи ли они друг на друга?»

Дети сравнивают снежинки у себя и у товарищей. Рассмотреть с детьми снежинки, упавшие на рукав, на ладошку. Исследовать их с помощью лупы, посчитать сколько лучиков у снежинки, выяснить, на что они похожи (на звёздочки).

Ожидаемые результаты:

Сформировать представления детей о том, что в разную погоду снежинки бывают разными. В сильный мороз – это твёрдые крупные звёздочки, в слабый – белые шарики. При сильном ветре снежинки мельче, чем в тихую погоду, так как у них обламываются лучики. Если снежинки во время полёта слипаются, получаются снежные, пушистые хлопья. (Это происходит при не очень высокой температуре.)

Сравнивание снежинок.

Предложить детям найти похожие снежинки, запомнить, как они выглядят и по памяти попробовать нарисовать их в группе.

Дети пытаются найти похожие снежинки у себя и у товарищей.

Рассматривают и пытаются запомнить их форму.

Ожидаемые результаты:

Делается вывод, что похожих снежинок очень мало. Все они имеют разные узоры.

Эксперимент «Свойства снежинки».

Педагог предлагает детям проверить, что происходит со снежинкой, если её положить на ладошку

Дети ловят снежинки на ладошки. Снежинка превращается в воду.

Ожидаемые результаты:

Закрепляется знание о том, что снежинка – это замёрзшая вода.

Наблюдение в группе.

Рассматривание узоров на окнах.

Воспитатель предлагает рассмотреть морозные узоры на окнах. Спрашивает, откуда узоры взялись на окне.

Дети рассматривают узоры и высказывают свои предположения по поводу их появления на окнах. (Ответы детей: «Дед Мороз, Мороз, Мороз Иванович»).

Задать вопросы:

Кто мог нарисовать такие узоры? Что они напоминают?

Предложить оценить узоры на разных окнах. Мороз рисует одинаковые узоры, или нет?

Какие узоры получились самыми красивыми? Дети сравнивают, анализируют.

Дети учатся сравнивать, делать свои выводы и давать обоснования. Учатся отстаивать свою точку зрения.

Ожидаемые результаты:

Расширяются представления о явлениях окружающей жизни. Активизируется память и мышление детей.

Концентрируется внимание на замёрзшем окне.

Активизация мыслительной деятельности детей, внимания. Делается вывод, что узоры на всех окнах разные.

Продолжает развиваться речь, как средство общения. Дети упражняются в употреблении слов в точном соответствии со смыслом.

Ход ОД

1. Организационный момент

Дидактическое упражнение «Волшебный конверт». Педагог загадывает загадки.

Сказать, что сегодня в нашу группу пришло письмо.

Показать конверт, а в нём – письмо. В письме – загадки. Загадывание загадок.

Дети сосредотачивают своё внимание на конверте.

Ребята пытаются отгадать загадки, обосновать свой ответ.

Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная.

(Ответ: Снежинка)

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

(Ответ: Снежинки)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег).

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)

Ожидаемые результаты:

Сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

Активизация внимания, памяти, речи детей. Продолжать развивать речь как средство общения.

2. Беседа с детьми о снежинках и льдинках.

Рассказы детей о свойствах снежинки.

Объяснения детьми о том, откуда на небе взялись снежинки, а на земле – лёд и сосульки.

Ожидаемые результаты:

Приведение к мысли о том, что холод превращает воду в снежинки и лёд.

3. Предлагает провести эксперимент «Свойства льда», проводит беседу по ходу действий детей, помогает им в определении свойств льда. (Пытается сломать льдинку).

Действия детей с льдинками: рассматривание и, выполнение различных манипуляций:

попробовать сломать его, наложить на белый лист бумаги и на цветной, подержать в руках. Побудить детей провести простые опыты для выявления свойств льда.

Ответить на вопросы:

Какой лёд? Прозрачный, или нет? (Дети накладывают льдинки на бумагу разного цвета.)

Какого цвета?

Видно ли что-нибудь через льдинку?

Хрупкий лёд, или нет? Можно ли сломать льдинку?

Какая льдинка на солнце? (Блестит). Наблюдение с детьми, что происходит с небольшими кусочками льда, которые они взяли в руки, - он сверкает, переливается, начинает таять, превращается в воду.

Ожидаемые результаты:

Обучение детей исследовательской деятельности (проведению элементарных опытов).

Упражнение детей в подборе точных определений к свойствам льда.

4. Рассказ воспитателя «Как использовали свойства льда в старину».

Дети слушают, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях. Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому на них перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. Если идёт по льду водоёма, особенно опасно не заметить полынью (места, где течет такое быстрое течение, что плотный лёд не образуется, затянувшуюся тонким льдом прорубь (оставшуюся после рыбаков, или в том месте, где брали воду) и провалиться. Когда идёшь по льду, нужно пробовать перед собой лёд заострённой палкой (пикой, стуча по нему: если лёд при ударе издаёт звуки, на нём выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя: лёд слабый.

Ожидаемые результаты:

Дети получают знания о свойствах льда и применения этих свойств в жизни.

5. Проведение наблюдения.

Рассмотреть с детьми, что произошло со льдом, посыпанным солью.

Ожидаемые результаты:

Сделать вывод: от соли лёд тает даже на морозе.

6. Проведение наблюдения.

Рассмотреть с детьми бутылочку, наполненную доверху водой, поставленную накануне за окно.

Ожидаемые результаты:

Прийти к выводу: замёрзшая вода занимает больше места.

7. Беседа.

Обсудить с детьми о том, как можно сделать лёд. Где это можно сделать.

Ожидаемые результаты:

Сделать вывод: вода на морозе замерзает.

8. Наблюдение и беседа.

Рассматривание льдинок, посыпанных солью. Обсуждение увиденного. Обсудить с детьми, почему зимой дорожку посыпают солью, зачем это делают.

Ожидаемые результаты:

Дети вспоминают свои наблюдения и отвечают на вопрос.

9. Наблюдение и рассказ воспитателя.

Дети обращают внимание на то, что когда вода начинает замерзать, из бутылки выступает кусочек льда: лёд занимает больше места, чем вода. Сказать, что поэтому зимой трескается асфальт: ода под ним замерзает, превращается в лёд и подпирает его снизу.

Поэтому зимой могут лопнуть, если замёрзнут, трубы с водой.

Ожидаемые результаты:

Обогащение знаний детей о свойствах льда.

10. Исследовательская деятельность детей.

Предложить детям дотронуться пальчиками до зеркала, которое принесли с холода. От тёплых пальчиков детей на зеркале остаются следы, которые в первые минуты могут опять замёрзнуть.

Ожидаемые результаты:

Формируется умение вести исследовательскую деятельность, обогащаются знания о свойствах льда.

11. Беседа.

Обсудить с детьми, что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами. Пальчик был сухой, а станет мокрым, на руке появится вода. Выяснить, почему исчезают узоры на стекле, если прикоснуться к ним руками. Ладошки у детей тёплые, узоры тают от их тепла, появляются капельки воды. Дети дотрагиваются до замерзшего окна. Рассматривают свои пальчики и пальчики товарищей.

Ожидаемые результаты:

Сделать вывод о том, что вода на морозе замерзает и превращается в лёд, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце. Бесцветный. Не имеет запаха, формы. От соли лёд тает даже на морозе.

12. Обучение детей ТРИЗ.

Заполнение таблицы: «Свойства льда».

Ожидаемые результаты:

Систематизация знаний детей о свойствах льда.

13. Проведение физминутки.

Солнце землю греет слабо (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте)

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, (Дети кружатся)

Снег кружится.

Заметает всё кругом (Имитируют движения руками)

Белоснежным серебром.

Ожидаемые результаты:

Снять напряжение с различных групп мышц.

14. Изготовление разноцветных льдинок для украшения участка.

Сделать с детьми льдинки в формочках: наполнить разные формы водой, добавить краску. В каждую формочку кладётся нитка в форме петли. Затем, формочки выносятся на мороз.

Ожидаемые результаты:

Дети учатся делать разноцветные льдинки.

15. После занятия.

Сделанными цветными льдинками украсить участок.

Дети украшают участок.

Ожидаемые результаты:

Побуждать самостоятельно украшать участок. Испытывать удовлетворение от своих действий.

Использованные ресурсы:

• Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskii-sad

• «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой Москва – ОЛМА – 2007 год

Публикации по теме:

Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства льда» (старшая группа)
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 22:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...
Дружба на сайте МAAM
Дружба на сайте МААМ Моё знакомство с педагогическим порталом МААМ началось в 2016 году. Поначалу он стал для меня очень полезным ресурсом и подспорьем...
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...