Папки-передвижки

План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»

Валентина Владимирова
План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»

Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.

Задачи:

• Познакомить детей с характером, эмоциональным содержанием оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…», с художественными образами в этой музыке, и их характеристикой в произведении А. С. Пушкина.

• Обратить внимание детей на разнообразие выразительно-изобразительных средств музыки, литературы.

• Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

• Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Публикация «План-конспект урока музыки в 4 классе „Что за прелесть эти сказки“» размещена в разделах

Программное содержание: Различать образы в программной музыке («О чем рассказывает музыка?»). Передавать их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей.

Проектируемый результат: понимание «живописной музыки».

Оборудование:

• портреты Н. А. Римского-Корсакова и А. С. Пушкина;

• грамзапись: Вступление ко 2-му действию, «Три чуда» к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»;

• ноты: песня «Во саду ли, в огороде:

• презентация:

музыкальные инструменты: ксилофоны, металлофон, бубны, треугольник, погремушки, ложки, свистульки;

• мультимедиа, экран, компьютер.

Ход урока:

«Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок». А. С. Пушкин (эпиграф к уроку)

В исполнении детей звучит песня «Где водятся волшебники?» (фрагмент)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

-Ребята, а кто такие волшебники?

Дети: Люди, которые творят чудеса, мечтатели, сказочники, фантазёры и. т. д.

Учитель: Таким мечтателем и фантазёром был и А. С. Пушкин.

И для детей он написал удивительные сказки: добрые, весёлые, красивые. Давайте вместе вспомним их:

Презентация «Что за прелесть эти сказки»

1. Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 30 лет и 3 года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

3. Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку:

Царствуй, лёжа на боку!».

(«Сказка о золотом петушке»)

4. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

5. У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево сказку говорит.

-Какую сказку нам рассказал кот учёный?

«Руслан и Людмила»

6. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, –

Говорит одна девица…

(«Сказка о царе Салтане, сыне его князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»)

Учитель: Что всегда происходит в сказке?

(Ответы детей).

(даже кот ученый говорил: Там. вспоминайте. что там происходит)

Дети: Там чудеса.

Учитель: Конечно, в сказке всегда происходит чудо.

-А как мы на уроке музыки узнаем о чуде?.

Дети: Мы будем слушать музыку.

Учитель: Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети: О чуде в музыке.

Учитель: «Чудо – чудное, диво – дивное», – так говорится в сказках. А каким бывает чудо?. Об этом мы поразмышляем на нашем сегодняшнем уроке.

Учитель: В мире музыки есть композитор, которого все знают как музыкального сказочника. Может кто-то из вас знает имя этого композитора?

Дети: Н. А. Римский –Корсаков.

Учитель: Почему Н. А. Римского –Корсакова называют музыкальным сказочником?

(Композитор написал 15 опер и 9 из них - оперы-сказки).

- «Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок»,

О чем говорят нам эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: А что хотел нам сказать Римский – Корсаков, мы узнаем на уроке.

«Сказка о царе Салтане» является одной из любимых сказок композитора, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане».

Давайте прочитаем строчки из сказки.

Посмотрите, знаком ли вам этот текст? (Дети читают текст)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица,

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Учитель: Теперь прочитаем вслух выразительно.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица,

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Учитель: Какую картину вы себе представляете?

Дети: Море.

Учитель: Каким показано море? Что же происходит на море? Найдите в тексте главные слова.

Блещут холодно

Хлещут грозно, зловеще, страшно

идет

Плачет тревожно, горестно

Бьётся с отчаянием

Учитель: А какая должна быть музыка?

(Ответы детей)

Учитель: А теперь давайте сравним наши предположения с музыкой самого композитора.

(Слушание фрагмента. Н. А. Римский –Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы "Сказка о царе Салтане")

Учитель: Похоже?

(Ответы детей).

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично справились с поставленной задачей.

Кто помнит, сколько чудес в сказке?

Дети: 1 чудо –"Белочка", 2 чудо –"Богатыри", 3 чудо –"Царевна –Лебедь". Всего три.

Учитель: Тогда разделимся на три группы и каждой группе достанется своё чудо, какое, вам подскажет музыка. Но главное вы должны не только узнать это чудо. Подумайте, обсудите и покажите нам это чудо.

Пластическое интонирование.

Учитель: Перед нами первое чудо:

Слушание музыки. Тема Белки.

Дети:"Белочка"

Учитель: А вот и 2-е чудо.

Слушание музыки. Тема Богатырей.

Дети: "Богатыри"

Учитель:3 чудо

Слушание музыки. Тема Царевны –Лебедь.

Дети: "Царевна –Лебедь".

Показ работ:

1.

Дети: «Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт».

Учитель: Какой показана белочка?

Дети: Она маленькая, легкая, юркая, живая, веселая, поет и танцует.

Учитель: А в каком регистре поёт белочка?

Дети: Мелодия звучит высоко, в высоком регистре.

2.

Дети: «В чешуе как жар горя

33 богатыря…»

Учитель: Кто такие богатыри?

- Как вы думаете, каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель: Какой музыкальный жанр прозвучал?

Ответы детей.

Учитель: Конечно же, марш - торжественный, величественный.

- Какими предстают перед нами богатыри?

Дети: Сильными, мужественными, храбрыми…

Учитель: В каком регистре звучал марш?

Дети: Марш звучал в низком регистре.

3.

Дети: «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет белый затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит»

Учитель: Какая она?

Дети: Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель: Какие инструменты вы бы взяли, чтобы изобразить Царевну? В каком регистре они бы звучали?

Дети: Нежная, плавная, напевная, играют скрипки.

Учитель: Спасибо, ребята, очень интересные выступления вы подготовили.

Учитель: А всё – таки скажите, почему для характеристики Белочки композитор взял именно народную мелодию?

Дети: Она поёт и танцует для народа. Народные мелодии простые и понятные.

Учитель: Как звучит песенка?

Дети: Весело, легко, нежно, ласково.

Учитель: Давайте попробуем её исполнить.

Работа над исполнением.

1. Проговариваем текст:

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

2. Спели, показали рукой движение мелодии.

3. Звуки долгие и короткие. Поём и прохлопываем ритмический рисунок песенки.

4. Игра на музыкальных инструментах.

Учитель: Ребята, а нужны ли нам сказки?

(Ответы детей).

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок. А чему нас учит эта сказка?

(Ответы детей).

Учитель: Всё вы говорите правильно. А ещё, в этом – то и заключается главное чудо этой оперы – сказки.

Не просто так Николай Андреевич Римский-Корсаков описал каждое из трех чудес. В них он спрятал черты характера русского народа. Какие?

(Работа в группах)

Богатыри: сила, воля, мужество, бесстрашие, сила духа, готовность прийти на помощь.

Лебедь: красота, ум, душевность, мудрость. (к ней князь Гвидон обращался за советом)

Белка: трудолюбие, умение веселиться.

Учитель: Правильно. Эти качества всегда отличали русский народ.

Учитель: Чудеса будут происходить всегда, если в них верить. Ведь у каждого человека есть мечта и пусть она исполнится в самый сказочный и волшебный праздник - Новый год.

Песня «Новый год».

Рефлексия.

Учитель: Что вы сегодня на уроке узнали нового?

Дети: На уроке мы вспомнили сказки Пушкина, познакомились с музыкальной живописью русского композитора Римского-Корсакова.

Учитель: Если вам было комфортно на уроке, и урок вам понравился, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Учитель: Если было что – то не понятно и остались вопросы, сделайте шаг вперёд и поднимите плечи.

-Какая живописная картина получилась. Ещё раз убеждаешься, что литература, музыка и живопись тесно связаны между собой. Вместе они дополняют, обогащают друг друга, помогают нам глубже чувствовать и переживать.

Домашнее задание.

Учитель: За хорошую работу на уроке получают оценки …

Почувствуйте себя художниками, нарисуйте иллюстрацию к любому из трех чудес.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Итоговое мероприятие по проекту «Что за прелесть эти сказки» Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Игровой технологии». Воспитатели:.

Календарное планирование в старшей группе «Что за прелесть эти сказки!» Эта публикация является продолжением темы "Путешествие в прошлое. Как жили на Руси". Буду признательна за интересные комментарии. 1. Рассматривание.

Конспект НОД «Что за прелесть эти сказки!» с детьми I младшей группы Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки!» Конспект составлен педагогом-психологом, руководителем ИЗО кружка «Маленький художник» Крестьянниковой Галиной Ивановной МАДОУ «Бершетский.

Консультация «Что за прелесть эти сказки»Консультация «Что за прелесть эти сказки» Радостева В. К. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная.

Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки!» Консультация для родителей «Что за прелесть эти сказки» Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи.

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возрастаЛитературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста Вот и закончилась книжкина неделя, которая проводится в нашей стране в дни весенних школьных каникул. В нашем детском саду уже стало традицией.

Литературное лото «Что за прелесть эти сказки» Для игры необходимо: 6 красиво оформленных конвертов с цифрами от 1 до 6, кубик-шестигранник с цифрами от 1 до 6, жетоны, книги для победителей.

Презентация к занятию «Что за прелесть эти сказки!» Чему нас учат сказки Сказка – мудрость народная Что такое сказка? В чем отличие сказки от рассказа? Кто живет в сказках? Как начинается.

Викторина для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет) и их родителей «Что за прелесть, эти сказки!» Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки для дальнейшего общения. Задачи: вспомнить с детьми героев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 23:22
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД