МААМ-картинки

План-конспект занятия «Берегите этот мир» (5 фото)

Никитина Светлана
План-конспект занятия «Берегите этот мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка» г. Тамбова

Берегите этот мир

Разработала: Никитина Светлана Викторовна,

воспитатель

Цель: изучить особенности поведения, места обитания, образ жизни представителей Красной книги

Задачи:

• познакомить воспитанников с наиболее известными представителями Красной книги;

• сформировать у детей знания по данной теме;

• воспитать чувство ответственности за жизнь животных.

Методы и приемы:

- словесные: рассказ, беседа;

- наглядный: демонстрация иллюстраций;

Публикация «План-конспект занятия „Берегите этот мир“» размещена в разделах

- практический: отгадать кроссворд;

Оборудование: иллюстрации, бумага, ручки, карандаши, раздаточный материал для каждого воспитанника (кроссворд); мультимедийное оборудование, фотоаппарат, камера.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

II. Основной этап.

1) Вступительное слово воспитателя. Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего с вами занятия будет посвящена (отгадайте чему? название обобщающих списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных)

Дети: Красной книге.

Воспитатель: В современном, развивающемся с огромной скоростью мире важное место занимает задача сохранения живой природы. С этой целью была создана Красная книга – аннотированный список редких и исчезающих видов животных, растений и грибов.

Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной для этого Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Первый том состоял из сведений о 211 видах и подвидах млекопитающих, а во второй – о 312 видах и подвидах птиц. Второе издание Красной книги (1699-1967 гг.) насчитывало уже три тома. Была добавлена информация о земноводных и пресмыкающихся. Третье издание Международной Красной книги (1972 г.) было дополнено более подробной информацией о современном состоянии того или иного вида. Четвертое издание вышло в 1978 - 1980 гг. и содержало уточненные данные по отдельным видам. В последнем издании Красная книга включала в себя информацию о 321 видах и подвидах млекопитающих, 485 видах птиц, 41 виде земноводных, 141 виде пресмыкающихся, 194 видах рыб.

В нашей Тамбовской области также (к сожалению) есть Красная книга. Буквально вот, в конце 2012 года, вышло новое, цветное, переработанное издание. Также на территории области есть Воронинский заповедник, расположен в п. Инжавино.

2). А сейчас, я попрошу Вас отгадать загадки. Это и будет тема нашего сегодняшнего занятия, т. е. Вы должны отгадать тех животных, о которых сегодня пойдёт речь. Дети отгадывают животное, и оно появляется на слайде.

а) Позапасливее всех я:

У меня, друзья, щека

Вроде сумки для орехов

Или, скажем, вещмешка.

Дети: (суслик)

Рассказ воспитателя о сусликах

Суслик (Spermophilus) - млекопитающее из отряда грызунов. Существует около 20 видов сусликов, обитающих на открытых ландшафтах Северного полушария; в России около 10 видов.

Длина тела до 40 см, хвоста менее 1/2 длины тела. Отдельные виды с пышными хвостами, большинство бесхвостые. Обыкновенный суслик (S. citillus, из европейских видов, величиной с белку; это симпатичные животные с вытянутой головкой, спрятанными в меху ушами, коротким хвостом. На передних лапах 4 пальца и бородавка вместо пятого на задних - 5 пальцев. Уши короткие, мало заметные, скрыты мехом, и хвост имеет вид короткого обрубка около дюйма длины. На воле живут в глубоких норах (которые используют один сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. Перед норами сусликов возвышаются плоские холмики из земли, песка.

Суслики - дневные животные, заметные и весьма интересные для наблюдений за ними на воле весной или летом: степной суслик редко уходит далеко от норы.

б) Очень быстро, очень ровно

Он перегрызает брёвна!

И на речке строит всюду,

За запрудою, запруду

Дети: (бобр)

Рассказ воспитателя о бобрах

Речной бобр — самый крупный грызун нашей фауны. Взрослые особи весят от 16 до 30 кг, а в отдельных случаях и больше. Средняя длина тела взрослых бобров 80—85 см. Бобры — обитатели водоемов лесной зоны нашей страны. Организм животного приспособлен к обитанию в этой своеобразной среде. Очень густой шерстный покров, смазанный выделениями сальных желез, предохраняет бобра от переохлаждения. Плавательные перепонки между пальцами задних лап, широкий, покрытый роговыми чешуйками хвост, небольшие уши позволяют бобру легко передвигаться в воде и нырять. Замыкание ротовой полости губами за резцами дает возможность зверьку грызть под водой.

Бобры обитают в разнообразных естественных и искусственных водоемах-реках, пойменных озерах, лиственной древесной растительностью по берегам. Убежищем для бобра служат норы и хатки. Нора — наиболее распространенный тип жилищ, вход в нее идет обычно со дна водоема. Норы бывают гнездовыми и временными. Первые используются для выведения детенышей, зимовки и дневок. В зависимости от характера грунта и строения берегов эти норы имеют протяженность до 15 и более метров. Они могут иметь несколько входных отверстий и отнорков, заканчивающихся камерами. На заселенном бобровой семьей участке можно обнаружить большое количество гнездовых и временных нор. Бобры строят хатки чаще всего в водоемах с низкими берегами. Эти жилища представляют конусообразное сооружение из веток и обрезков деревьев и кустарников, скрепленных илом и грязью. В центре хатки, выше уровня воды, устраивается гнездовая камера, из которой имеется несколько выходов в воду. При подъемах воды бобры надстраивают хатки и тогда, жилище становится «многоэтажным». Бобры питаются растительностью, произрастающей по берегам водоемов и в воде. Из древесных кормов бобр в первую очередь использует осину, многочисленные виды ив, тополь, а при отсутствии указанных видов — березу. Своими мощными и острыми резцами бобры подгрызают деревья, валят их и затем поедают кору, листья и молодые ветки.

в) Летом ходит без дороги,

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети: (Медведь)

Рассказ воспитателя о медведях

Бурый медведь – очень крупный массивный зверь, один из самых больших наземных хищников. В пределах семейства бурый медведь уступает в размерах лишь белому медведю. Сложен бурый медведь пропорционально, массивный вид придают ему густой мех и медлительность движений. Голова у этого зверя тяжелая, лобастая, не такая вытянутая, как у белого. Губы, как и нос, черные, глаза маленькие, глубоко посаженные. Хвост очень короткий, целиком скрыт в мехе. Когти длинные, до 10 см, особенно на передних лапах, но мало изогнуты. Мех очень густой и длинный, особенно у зверей, живущих в северной части ареала. Из органов чувств у бурого медведя лучше всего развито обоняние, слух слабее, а зрение плохое, так что зверь им почти не руководствуется.

Бурый медведь – настоящее всеядное животное, поедающее больше растительных, чем животных кормов. Труднее всего прокормиться медведю ранней весной, когда растительной пищи совершенно недостаточно. В это время года он иногда охотится даже на крупных копытных, а также поедает падаль. Тогда же он раскапывает муравейники, добывая личинок и самих муравьев. С началом появления зелени и до массового созревания различных ягод медведь большую часть времени жирует на «медвежьих пастбищах» - лесных полянах и лугах, поедая зонтичные (борщевик, дудник, осот, черемшу. Со второй половины лета, когда начинают поспевать ягоды, по всей лесной зоне медведи переходят на питание ими: сначала черника, малина, голубика, жимолость, позже - брусника, клюква. Поедая траву на лугу, медведь мирно «пасется» часами, словно корова или лошадь, или собирает понравившиеся ему стебли передними лапами и отправляет их в рот.

г) Вы знаете, я встретила зверёнка.

Ни медвежонка, ни какого-там козленка.

Глазищи добрые на маленькой мордашке,

Большие уши, как у Чебурашки,

На хвостик прицепился одуванчик,

Ой, как же мне понравился

Дети: (тушканчик)

Рассказ воспитателя о тушканчиках.

Тушканчики — грызуны от средних до очень мелких размеров: длина тела от 5 до 26 см. В общем облике тушканчиков характерны очень крупная голова с сильно притуплённой мордочкой, длинными закругленными ушами, громадными круглыми глазами, крошечными передними лапками, мощными прыгательными задними конечностями и длинным хвостом. Большие уши, глаза и длинные вибриссы (чувствительные волоски у млекопитающих) свидетельствуют о высоком развитии слуха, сумеречного зрения и осязания, которые необходимы тушканчикам при поиске пищи и защите от врагов в ночных условиях. Маленькие передние лапки служат для схватывания и удержания пищи, а также для рытья нор, в чем тушканчики достигают большого мастерства. Задние конечности — прыгательные, и в связи с этой функцией они сильно видоизменены: ступня удлиненная и 3 средние плюсневые косточки срастаются в одну общую кость, называемую цевкой. Боковые пальцы задних ног развиты слабее средних или полностью отсутствуют. Хвост, обычно превышающий по длине туловище, играет важную роль при движении: он служит для поддержания равновесия тела при прыжках, особенно при резких поворотах на быстром скаку. Черно-белая кисточка, имеющаяся на конце хвоста у многих видов, называется «знамя» и, очевидно, служит важным сигнальным средством при внутривидовом общении.

Тушканчики — типично ночные животные, появляющиеся на поверхности только с наступлением темноты. Перед рассветом они прячутся в норы, которые строят сами. Нора тушканчика устроена так: главный ход, идущий наклонно под поверхностью, с одним или несколькими слепыми запасными ходами, подходящими почти к поверхности. Главный ход на день закупоривается земляной пробкой, которая называется копеечкой. По этой копеечке, ранним утром еще не просохшей, можно обнаружить нору тушканчика. Зимний период тушканчики проводят в глубокой спячке в своих норах. Весной и летом происходит размножение зверьков, самка рождает 1—8 детенышей (обычно 2—5).

Пищей тушканчикам служат семена различных растений, луковицы лилейных, которые они выкапывают из грунта. В питание входят также и зеленые части, и корни различных растений, а у некоторых видов значительную долю в рационе составляют животные корма (мелкие насекомые и их личинки).

д) Это животное по-другому называют водяным кротом. Прекрасный пловец. Под водой движется, загребая широкими лапами. При всей примитивности такой способ плавания обеспечивает нужную скорость и маневренность. Всеядна и чрезвычайно прожорлива: за сутки взрослый зверь съедает почти столько же, сколько весит сам.

Дети: выхухоль

Рассказ воспитателя про выхухоль

Выхухоль (Desmana moschata) относительно крупная: длина ее тела 18—22 см, масса до 520 г. Чешуйчатый хвост, равный длине тела и уплощенный с боков, на верхнем гребне имеет киль из густых и длинных волос. У самого основания хвост «перетянут» и утолщён. Волосяной покров выхухоли очень густой, ровный, мягкий, шелковистый, у здоровых зверьков ненамокающий; сверху: буровато-коричневый, снизу — серебристый. Живет выхухоль в поймах малых рек. Наиболее благоприятны для жизни выхухоли замкнутые пойменные водоемы, с участками невысоких, но сухих обрывистых берегов, с водной растительностью и близостью пойменного леса. Большую часть года выхухоли живут в норах с одним выходом, расположенным ниже поверхности воды. Основная часть хода, расположенного над уровнем воды, идет почти горизонтально на 2,5—3 м и снабжена 2—3 камерами. В период половодья норы выхухолей затопляются, зверьки их временно покидают и укрываются на полузатопленных деревьях, наносах или в неглубоких временных норах, вырытых в незатопленных участках коренного берега. Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста, близкие родственники и бывшие соседи. Каждый зверек или их скопление, кроме основной, длительно занимаемой норы, имеет временно посещаемые норы, расположенные на расстоянии 25—30 м одна от другой. Такое расстояние выхухоль проплывает вдоль соединительной траншеи за нормальный срок ее пребывания под водой — за 1 минуту. Питается выхухоль малоподвижными обитателями пресных водоемов: летом — брюхоногими моллюсками, личинками насекомых (особенно ручейников и жука-радужницы, пиявками, а зимой существенную добавку составляют мелкая рыба и растительные корма (крахмалистые корневища кубышки, ежеголовника и клубни стрелолиста). Когда зверек движется по донной траншее, он постепенно выдыхает набранный в легкие воздух в виде вереницы небольших пузырьков. Пузырьки выходят также из мехового покрова под давлением воды. Зимой пузырьки воздуха скопляются над траншеей под нижней поверхностью льда и постепенно вмерзают в него в виде пустот разной величины. Лед над траншеей становится пористым и непрочным. За счет пузырьков воздуха подо льдом, над донными траншеями выхухоли, создаются условия лучшей аэрации, привлекающие сюда моллюсков, пиявок и мелкую рыбу. Привлекающее действие на них оказывает, видимо, и пахучий мускусный след вдоль траншеи.

е) Это животное-водный житель. Лапы короткие, конечно же, с плавательными перепонками. Тело приспособлено для жизни в воде.

Дети: выдра

Рассказ воспитателя про выдру.

Встречается на обширном пространстве, охватывающем почти всю Европу. В России выдра распространена почти повсеместно. Выдра живет только по берегам пресноводных водоемов, поэтому ее ареал повторяет речную сеть. Если она и появляется на морском побережье, то только в устьях больших и малых рек. Длина тела – 55-95 см, хвоста – 26-55 см, масса – 6-10 кг. Выдра - крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение её тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Выдра преимущественно ночной зверь, а день она проводит в норе или среди подмытых корней. В жару греется на солнце, лежа на камнях или упавшем в воду стволе. Охотится в сумерках. На своем участке обитания выдра обустраивает одну постоянную нору и несколько временных убежищ и укрытий. Нору она обыкновенно вырывает в береговой круче, хотя бы и невысокой; при возможности занимает и чужую. Зимой убежище выдры расположено вблизи полыньи или под навесом крутого берега под поверхностью льда, где между льдом и отступившей водой образуется пустое пространство. Отверстие норы открывается под водой на глубине около полуметра. Наклонный ход длиной до 2 метров ведет в гнездовую камеру, расположенную всегда выше уровня воды и выстланную сухой травой, листвой, мхом.

Питается выдра преимущественно рыбой (сазаном, щукой, плотвой, причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек, довольно регулярно - личинок ручейников. Летом, кроме рыбы, ловит водяных полёвок и других грызунов; местами систематически охотится на куликов и уток. Может прожить до 10 лет.

Любой воспитатель вправе сам выбрать животных, о которых пойдёт речь на занятии.

3) Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

III. Заключение (проверка знаний воспитанников-кроссворд)

Каждый из воспитанников получает распечатанный кроссворд. Воспитатель говорит вопросы, детки отвечают - самостоятельно. В конце проверяем все вместе. Также в нём есть ключевое слово. Оно выделено.

Вопросы для кроссворда.

1. В данное время это животное многие содержат у себя в качестве домашнего. Его можно дрессировать, главное не упустить этот момент. Но, зверёк не прощает ошибок и может укусить (хомячок)

2. Этот зверёк средней величины, приспособленный к жизни в воде. Конусовидная голова его оканчивается длинным подвижным хоботком. Плотный густой, чёрный мех не намокает, т. к. хорошо смазан жиром. Основа корма этого зверька-мелкие животные, насекомые и их личинки; черви и моллюски (выхухоль)

3. Эту летучую мышь можно встретить под Тамбовом и в окрестностях озера Чистое. Самки приносят обычно двух детёнышей, кормятся крупными насекомыми (вечерница).

4. Это животное по внешнему виду напоминает кенгуру. Благодаря своим длинным задним ногам, легко прыгает на расстояние в 20 раз превышающим длину его тела. Живут зверьки в норах с множеством запасных выходов. Питаются растениями и насекомыми (тушканчик).

5. Это небольшой зверёк с гладкой шерстью. На лапках есть плавательные перепонки, благодаря чему животное хорошо плавает. Любит рыбу. Раков, лягушек, улиток. Люди издавна охотятся на них из-за ценного меха (норка)

6. Это животное у нас встречается редко. Ведёт подземный образ жизни, полностью у него утрачено зрение. В помёте 1-3 детёныша. Питается подземными частями растений (слепыш).

7. Животное относится к семейству грызунов. Живёт в норе, которую обычно роет сам. Питается луковицами растений и семенами; кроме того ест кузнечиков, жуков. Несмотря на то, что зверёк небольших размеров, но вред приносит сельскому хозяйству огромный – поедает колосья зерновых культур. Осенью спит (суслик)

8. Относится к семейству землеройковые. Малочисленное животное, связано с водой. Питается червями, насекомыми, моллюсками, мелких рыбой. (кутора)

9. Это самое большое животное из семейства куньих-в длину достигает почти метр, а весит до 15 кг. Обитает животное также в воде, причём очень хорошо плавает. Интересна такая деталь про животное: когда оно ныряет, то мышцы ушей и ноздрей сокращаются и плотно закрывают их. Питается лягушками, раками, насекомыми и т. д. Зимой ведёт активный образ жизни (выдра)

10. Это животное также занесено в Красную книгу. Длина обыкновенного животного- 180 см, масса до 100 кг., но есть разновидности намного крупнее. Большую часть времени эти животные проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Причем передние ласты у них действуют как весла, а задние — как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, не давая воде проникнуть внутрь органов слуха и обоняния, которые у них развиты очень хорошо (тюлень)

11. Отряд, занесённый в Красную книгу, представителем которого являются утконосы и ехидны (яйцекладущие)

12. Эти животные считаются самыми большими и грозными кошками. Самка рождает 2-4 детёныша. Они слепые, беспомощные. Основная добыча: олени, кабаны, птицы и т. д. Шерсть в полоску (тигр)

13. Это животное-также краснокнижное. В размерах большое: 100-120 кг., детёныш весит 500 г. Молоком матери питаются до 6-7 месяцев. Растёт не так уж быстро и первые два месяца зимует в берлоге с матерью (медведь)

Как только все детки разгадают кроссворд, проверяем все вместе.

Если детки правильно отгадают кроссворд, то в окрашенной части прочтут ключевое слово - МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. Ещё раз уточняем понятие, кто такие млекопитающие.

Дети: класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение и вскармливание детёнышей молоком.

Все животные занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы потрудились на славу.

В конце занятия предлагаю детям стихотворение:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

План-конспект занятия «Берегите этот мир»
Фото «Берегите этот мир»
План-конспект занятия - фото
Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Русалочка г Фото №2 Методы и приемы словесные рассказ беседа наглядный демонстрация иллюстраций Публикация План конспект занятия Берегите этот мир размещена в разделах Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект занятия по художественному творчеству «Берегите первоцветы-украшение планеты»Конспект занятия по художественному творчеству «Берегите первоцветы-украшение планеты» Задачи: Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной. Уточнить и расширять представления о весенних цветах.

Конспект музыкального занятия «Ах, этот День Победы» для старшего дошкольного возраста Тема: «Ах – этот День Победы!» Цель: Познакомить детей с знаменательной датой Днём победы. Воспитывать патриотические чувства за свою Родину,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Берегите елочки»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Берегите елочки» Задачи: формировать представление детей о главном атрибуте Нового года – ёлке, показать значимость ели как лесообразующей породы и ее необходимости.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.

Конспект занятия по энергосбережению в младшей группе «Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!»Конспект занятия по энергосбережению в младшей группе «Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!» Цель: воспитывать бережное отношение к энергоресурсам. Задачи: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами, развивать.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Мастер-класс открытки к Дню Земли «Берегите Землю! Берегите!»Мастер-класс открытки к Дню Земли «Берегите Землю! Берегите!» Здравствуйте,уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами своими наработками. Накануне праздника День Земли мы вместе с моими дошколятами в рамках.

Наше совместное творчество. Открытки «Берегите Землю! Берегите!»Наше совместное творчество. Открытки «Берегите Землю! Берегите!» В предыдущей публикации я показала мастер-класс нашей открытки,а теперь хочу поделиться с вами фотоотчётом нашей совместной деятельности. Вот.

План-программа тематического дня «Этот славный День Победы» в младшей группеПлан-программа тематического дня «Этот славный День Победы» в младшей группе Приближается самый главный праздник нашего народа – День Победы. Этот праздник дорог белорусам. В Великой отечественной войне погиб каждый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия «Берегите этот мир»
Опубликовано: 25 января 2021 в 17:33
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект занятия «Берегите этот мир»» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Светлана (УИ 1863178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД