Алеся Лохманова
Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе
«Этот удивительный воздух»
Лохманова Алеся
Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, имеет вес).
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия „Этот удивительный воздух“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
2. Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура».
Оборудование и материалы:
полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, подносы – 2 штуки; игрушки резиновые, надувные, плотные и полые; стаканчики с кипяченой водой и коктейльные палочки на каждого ребенка, два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см, на её середине закрепить верёвочку, а на концах воздушные шары, ватман, пипетки, гуашь, разбавленная водой, трубочки в стаканчике, таблички с номерами опытов на каждый стол, спецодежда для детей, ИКТ.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;
эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Словарная работа:
экологи, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Ход занятия.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети. Воздух!
Воспитатель. Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».
Дети переходят в лабораторию. Воспитатель предлагает детям одеть спецодежду.
Воспитатель. Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас?
Дети. Нет, мы его не видим.
Воспитатель. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети. Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель. Да, воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.
Опыт № 1
Воспитатель: Подойдем к столу №1
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети. Он пустой.
Воспитатель. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему?
Дети. В нем нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположение детей.) Правильно, в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.
На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.
Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.
Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух,- этот предмет может утонуть.
Воспитатель. Мы выяснили, что воздух есть везде, хотя мы его и не видим.
Как вы думаете, внутри человека есть воздух? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2
Воспитатель: Давайте пройдём к столику с цифрой 2.
Дети проходят к столу с цифрой 2. На столе стаканчики с кипячёной водой и трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что у нас есть на столе? Как вы думаете, как с помощью этих предметов доказать, что в человеке есть воздух? Предположения детей.
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Ответы детей
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
Дети: Воздушные пузырьки поднимаются вверх.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что воздух легкий.
Воспитатель: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
Дети: Это похоже на бурю.
Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки. А еще мы выяснили, что воздух легкий.
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Образуйте круг.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а теперь проведем ещё один опыт и узнаем имеет ли воздух вес?
(Понадобятся два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары)
Подумаете, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом? Проткните зубочисткой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче). Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проткните зубочисткой второй шарик. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Воспитатель: Ребята, с помощью воздуха ещё можно рисовать. И этот способ называется кляксографией. Я предлагаю вам посмотреть примеры такого кляксографии.
Просмотр презентации с помощью ИКТ.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вместе порисовать с помощью воздуха. Подойдем к следующему столу.
Кляксография.
Итог:
Воспитатель: А теперь давайте расскажем, что мы узнали о воздухе :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух легкий;
-что воздух имеет вес.