Валентина Алямкина
Конспект познавательного занятия «Удивительный мир птиц» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять и систематизировать знания о птицах.
Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы и активизировать познавательные способности детей; расширять и углублять представления о птицах; учить различать птиц на картинках и иллюстрациях.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Удивительный мир птиц“ с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: формировать у детей наблюдательность, развивать монологическую речь, речевое внимание, мышление, память; совершенствовать у детей зрительно-двигательное восприятие. Развивать двигательную активность и общую моторику детей. Продолжать развивать интерес к жизни птиц, умение отвечать на вопросы полным предложением. Активизировать словарь детей по теме «Птицы». Формировать умение и элементарные навыки по технике оригами.
Воспитательные: воспитывать потребность заботиться о птицах.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Приё мы: беседа, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации; дидактическая игра, игровые упражнения, экспериментирование, показ, здоровьесберегающие технологии по методике В. Ф. Базарного, использование ИКТ, прослушивание музыки.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: картинки с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, зрительный тренажер.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (Е. Чарушин, В. Бианки, Н. Сладков); беседы («Перелетные птицы», «Птицы нашего края», «Где зимует воробей?»; рассматривание фотографий «Птицы у нас во дворе»; составление рассказа о птицах по сюжетной картинке. ; наблюдение на прогулке, составление рассказов,
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Здравствуй, друг!» (на создание положительного настроя детей на занятие)
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга
Дети стоят в кругу, воспитатель достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
-Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (протягивают друг другу руки)
Хорошо! (обнимаются)
-Я очень рада всех вас видеть здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас до самого вечера, чаще улыбайтесь, не обижайтесь, радуйтесь друг другу.
Организационно-поисковый
- Сегодня я предлагаю нам отправиться в необычное путешествие, где нас ждут наши друзья, которые живут вблизи нас и мы видим их каждый день. Отгадайте, кто они, прослушав их голоса.
(Звучит фонограмма птичьего пения) (Ответы детей)
- Ребята, а что вы знаете о птицах? (Ответы детей) -Что птицы летают, птицы бывают перелетные, есть дикие и домашние птицы, какую пользу приносят домашние птицы и т. д.
- Назовите, каких птиц вы знаете?
- Ребята, какие вы молодцы! Как много знаете про птиц.
- А что бы вы хотели узнать еще про птиц? (ответы детей) А хотите узнать, какие редкие виды птиц есть на планете.
Создание проблемной ситуации
- Как мы можем это узнать? ( ответы детей: из произведений, по компьютору, по телевизору, из рассказов взрослых и т. д.) Сегодня мы можем узнать по компьютору, просмотрев презентацию.
Игровое упражнение «Идем в гости к птицам» (по технологии. Б. Ф. Базарного с использованием зрительных тренажеров)
- Итак, готовы в гости к нашим друзьям –Птицам? А дорогу нам покажет птичка-синичка. А как вы думаете, почему именно с этой птичкой? ( ответы детей : Потому что, она живет с нами и зимой и летом, не улетает в теплые края.)
(Дети занимают удобную позу, делают несколько раз вдох и продолжительный выдох, фиксируют взглядом “синичку”, движущийся по линиям разной конфигурации, расположенной на стене.
Просмотр видео презентации «Птицы» и рассказ воспитателя
- Ребята, вот мы и попали в мир птиц. (дети смотрят презентацию и слушают рассказ воспитателя) Посмотрите, как он разнообразен. Птица-это прекрасное создание природы. Они всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.
Беседа по иллюстрации «Чем птицы отличаются от других животных»
- А теперь внимание на экран. Кого мы видим на картинках? (птиц и зайца). А кто лишний? (заяц) Почему (Он животное)
-А почему вы считаете, что все остальные птицы? (Все с крыльями, умеют летать.) Но летают жуки и бабочки и мы их называем насекомыми. Что же отличает птиц от других живых существ. ( Дети размышляют: они покрыты перьями, у них есть клюв, две ноги с коготками)
Словарная работа:
-Перья, оперенье. Произносим вместе эти слова. По звучанию эти слова похожи, а вот эти птицы по оперенью, по цвету крыльев похожи? (нет. Оперенья у птиц разные.)
Исследовательская деятельность «Почему птицы летают»
- Ребята, а вы не знаете, почему птицы умеют летать, а люди нет? И как они умеют летать? Как вы думаете (ответы детей)
- Скажите, где птицы летают? Они летают по воздуху. Давайте уточним, что такое воздух. Какой он (прозрачный) Мы видим воздух? (он неведимка) Когда мы двигаемся, мешает нам? (нет)
- Мы можем его ощутить только при быстрых и резких движениях, при беге. Попробуйте взмахнуть руками. Вы ощущаете движение воздуха? Давайте попробуем взлететь, оторваться от земли. (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь.)
- Почему мы не смогли подняться и полететь, как птицы? (Дети размышляют, высказываются: потому что мы тяжелые и не можем опереться на воздух, нет крыльев у нас.)
Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.
- Объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планирует? Делается вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может, немного лететь.
- Ребята, что же помогает птицам летать по воздуху? (перья)
После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые)
Дидактическая игра «Какая птица лишняя»
- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. К нам сегодня прилетели птицы. Нужно определить какие из них зимующие, а какие перелетные. (Дети называют птиц и делят их на зимующих и перелетных, находящиеся на сенсорных крестах.)
Физкультурная минутка «Скачет шустрая синица»
- Ребята, давайте представим, что мы с вами птицы. А поможет нам физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах
Игровое упражнение (сидя на стульчиках)
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, то меня надо остановить хлопнув в ладоши. Итак. Начинаем:
Прилетели птицы к нашему двору :
голуби, синицы
мухи и стрижи
аисты, вороны
галки, макароны.
Воробьи, кукушки
Комары и совы-сплюшки.
Прилетели птицы к нашему двору :
Голуби, синицы
Галки и стрижи
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
Дидактическая игра «А вы знаете» (просмотр картинок по презентации)
На земле обитает почти 10 тысяч видов птиц, все они чем-то отличаются друг от друга. Какие-то птицы – самые быстрые, какие-то – самые лучшие охотники, а какие-то – самые яркие. Среди многих птиц выделяют несколько самых необычных. Ребята, угадайте У какой птицы :
1. Самый красивый хвост?
2. Самая длинная шея?
3. Самые длинные ноги?
4. Самые большие глаза?
5. Самый длинный клюв?
6. Кто лучше всех поёт?
7. Кто выше всех летает?
Заключительная
- Молодцы, ребята, вы так много знаете о птицах. Сегодня вы показали хорошие знания. Я все время задумываюсь о том, зачем они нам? Может вы мне ответите на вопрос. (приносят пользу)
- Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. Как мы можем это сделать? (кормушки, скворечники, подкармливать их). Правильно и они вас обязательно вознаградят своим прекрасным пением.
- И я предлагаю вам сделать птичку по технике оригами на память о нашей путешествии в мир птиц. Проходите за конторки и выполняем работу по схемам.
- Молодцы, ребята! Очень красивые работы у вас получились. А сейчас предлагаю отдохнуть и расслабить уставшие глазки
Зрительная гимнастика “Глазки отдыхают”
Мы работали, трудились (поглаживать ладонями закрытые глаза)
Наши глазки утомились
Мы погладим их ладошкой
Отдохнут пусть хоть немножко.
Итог
- Кому в гости ходили? Что мы делали? Вам понравилось занятие?занятие окончено.