Юлия Крымова
План-конспект занятия по развитию экологических представлений «Большое лесное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Большое лесное путешествие»
Образовательно-развивающая задача
- продолжение знакомства детей с зоной лесов и ее обитателями;
- освоение детьми действия использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне (на примере леса);
- развитие речевой и двигательной активности, обогащение словарного запаса;
- освоение детьми действия использования модели классификационного древа.
Педагогическая задача
Публикация «План-конспект занятия по развитию экологических представлений „Большое лесное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
- создать условия для развития представлений детей о разнообразии природы, о природе России;
- создать условия для ознакомления детей с условиями жизни в лесах;
- обучение детей действиям с использованием модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в лесах;
- создание условий для развития у детей чувства единства с природой, экологического воспитания;
- создать условия для речевой и двигательной активности детей, через включение в образовательную ситуацию стихотворений, загадок и подвижных игр;
- создание условий для совместной творческой деятельности.
Материал
Пейзажные картинки, слайды, иллюстрации с изображением смешанных лесов, карточки с изображением лесных животных, карточки с обозначением условий жизни: света, тепла, воды, почвы, по три карточки на каждое условие (много-достаточно-мало, карточки с обозначением всех животных, стрелки, квадрат темно-зеленого цвета, игрушка Белочка, краски желтого, красного и зеленого цвета, кисточки, баночки с водой, заготовка рисунок дерева, листья разных деревьев; листочки бумаги в клеточку, простые карандаши; интерактивная доска, проектор.
Ход занятия
Дети и воспитатель собираются на ковре в полукруг лицом к магнитной доске. В руках у воспитателя игрушка Белочка.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла маленькая белочка. Она очень расстроена и просит нашей помощи. Белочка ушла далеко от дома в поисках припасов и заблудилась. Она хочет, чтобы вы помогли ей найти дорогу домой. Вы поможете?
Дети: Да!
Воспитатель: Здорово! А как мы можем ей помочь? Посмотрите внимательно вокруг себя, что нам для этого надо сделать?
Дети: карточки волшебные, доска….
Воспитатель: И что же мы с ними будем делать?
Дети: Мы их рассмотрим и узнаем, где живет белочка!
Воспитатель: Я с вами согласна. Узнав подробнее у белочке о ее среде обитания, мы сразу сможем узнать, как называется то место, где она живет. И белочка сможет вернуться домой. Вы готовы справиться с этой трудной задачей?
Дети: Да!
Воспитатель вместе с ребятами проходит к стола, дети рассаживаются. У каждого на столе контейнер с набором карточек и стрелочек.
Воспитатель: Смотрите, а вот и первые волшебные карточки, что они обозначают?
Дети: Это почва! А какая почва у белочки дома?
Воспитатель: Белочка говорит, что она не знает, какая в этом месте почва, но там много разных трав, кустарников и деревьев. О чем нам говорит это многообразие растений?
Дети: Это значит, что почва очень хорошая, плодородная, богатая.
Воспитатель: значит, какая волшебная карточка нам подходит?
Дети: Карточка – плодородная почва.
Воспитатель: Я с вами полностью согласна. Куда мы положим эту карточку? (дети размещают карточку перед собой на столе.)
(воспитатель приглашает одного ребенка разместить на доске нужную карточку.)
Воспитатель: Белочка говорит нам, что в ее доме бывает жарко летом и холодно зимой, но все жители этой местности приспособились к этому. Одни живут в своих домиках и едят запасы, другие впадают в спячку. Что мы можем сказать о количестве тепла в том месте, где живет наша гостья?
Дети: Там достаточно тепла.
Воспитатель: Я тоже так думаю. Какую подходящую волшебную карточку вы выбираете? Положите ее справа от первой.
(воспитатель приглашает ребенка выбрать и разместить на доске соответствующую карточку)
Воспитатель: Белочка рассказала, что летом в ее доме очень светло, и дни длиннее, чем ночи, а вот зимой наоборот. Какая волшебная карточка походит для обозначения такого количества света, когда его хватает и растениям, и животным?
Дети: Подходит карточка средней величины света.
Воспитатель: Верный выбор. Куда положим эту волшебную карточку?
(воспитатель приглашает ребенка выложить соответствующую карточку на доске)
Воспитатель: Наша гостья говорит, что воды там тоже всем хватает. Осенью и весной идут дожди, летом – нет. Есть болота, речки и сухие пригорки. Как вы думаете? В этом месте воды много, достаточно или мало?
Дети: Там воды достаточно.
Воспитатель: Согласна. Какую волшебную карточку вы выбираете? Куда ее нужно положить?
(педагог приглашает ребенка выложить необходимую карточку на доске)
Воспитатель: Наши волшебные карточки сложились в одну большую подсказку. Что мы узнали?
Дети: В этом месте богатая почва, достаточно тепла, света и воды. Всем животным и растениям хватает.
Воспитатель: Так вы уже догадались, где живет Белочка?
Дети: В лесу!
Воспитатель: Совершенно верно! Чтобы закончить нашу волшебную схему, мы договоримся обозначить лес – квадратом какого цвета? Почему?
Дети: Потому что в лесу много зеленых растений, деревьев и кустарников.
Воспитатель: Куда можно положить это зеленый квадрат? Почему?
Дети: Этот зеленый квадрат надо положить …. (дети предлагают свою версию)
Воспитатель: Я предлагаю вам положить его под волшебными карточками. Посмотрите в свои коробочки. Как вы думаете, для чего нам нужны эти стрелочки?
Дети: Показать (дети предлагают свои варианты)
Воспитатель: Вы разместите свои стрелочки, как считаете нужным и верным, а на доске эти стрелочки нужно разместить правильно. Что это значит, о чем говорят эти стрелочки
Теперь Белочка сможет вернуться домой в лес и подготовиться к приходу зимы.
(7-10 минут)
Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по воображаемому лесу с нашей Белочкой!
Воспитатель и дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Воспитатель:
Листья
Разбросала осень листья,
(делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
(делают плавные движения ладонями вверх-низ)
Мы в осенний лес пойдем,
(«шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист осинки,
(загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладони)
(1,5 мин)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте покажем Белочке, какие бывают леса, может среди них она узнает свой лес
Дети: Давайте!
Воспитатель: где же мы это сможем сделать? Что нам поможет в этом?
Дети: телевизор!
(педагог демонстрирует презентацию о разных лесах на территории России)
Воспитатель: Белочка говорит, что узнала свой дом! А что вы можете рассказать о лесах в нашей стране! Они какие? На этот вопрос будет отвечать тот ребенок у кого белочка находится в руках. Передавайте ее по кругу.
Дети: Лес большой. Лес светлый. Лес осенний. Лес красивый. Лес богатый.
(7 мин)
Воспитатель: Ребята! А что это сейчас появилось на экране? Какая-то Загадка или ошибка?
Дети: (предлагают свои версии).
Воспитатель: Очень интересные у вас версии! Давайте скорее в этом разбираться! Кто от нас скрывается в верхнем левом углу?
Дети: свои версии.
Воспитатель: Давайте проверим! Белочка мне на ушко прошептала подсказку:
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый…
(Волк)
Дети: Волк
Воспитатель: Какие вы догадливые! А рядом с ним, в верхнем правом уголке притаился другой зверь – у нее 4 лапки, один пушистый хвостик, рыжая шерстка и очень хитрые глазки! Кто же это?
Дети: Лиса
Воспитатель: Здорово! Вы правильно догадались! А под лисой спрятался другой зверек! Его имя начинается на Букву З и заканчивается на букву Ц. Кто это?
Дети: Заяц
Воспитатель: И в нижнем левом уголке притаился очень шустрый и запасливы зверек! Он собирает осенью в своем домике вкусные орешки, ягодки, грибочки. Всю зиму он лакомится своими запасами. Догадались?
Дети: белка!
Воспитатель: Совершенно верно! Вот мы и разгадали эту загадку. А как вы думаете, что объединяет все эти картинки? Почему они встретились в одной загадке?
Дети: Они пушистые. У них есть лапки, хвостик. Они живут в лесу.
Воспитатель: Все верно! Но есть еще одно умное слово, которое их объединяет. Как нам его узнать?
Выкладываем карточки на столах, и на доске! Ищем карточку с обобщающим словом.
Дети: подходит карточка «Все звери», потому что волк, лиса, заяц, и белка являются частью большой группы зверей.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим трудным вопросом! Что у нас получилось?
Дети: У нас получилось древо!
Воспитатель: Верно. У нас получилось классификационное древо. Теперь и мы, и белочка знаем, что все ее лесные друзья относятся к большой группе - группе зверей.
(5 мин)
Вот и пришло время нам прощаться с нашей гостьей и заканчивать наше лесное путешествие. Только белочка опять загрустила. Как мы ее можем развеселить?
Дети: Давайте ей споем песенку, потанцуем….
Воспитатель: Белочке очень понравилось ваше предложение – потанцевать!
Физминутка (воспитатель включает детскую песню и все повторяют движение за стоящим в центре круга. Центральная фигура меняется.)
(1,5 мин)
Воспитатель: Что-то Белочка еще грустит! Узнайте у белочки, почему?
Дети: Белочка, почему тебе грустно?
Воспитатель: Она говорит, что с приходом осени, с ее дерева стали облетать листочки. Их скоро совсем не останется на ее чудесном домике. Как же мы можем помочь нашей белочке?
Дети: Заберем ее к себе в группу. Нарисуем ей листочки на дереве.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас для этого есть? Какие знакомые листочки! Как они нам помогут?
(Дети, воспитатель и гости подходят к столу и рисуют осеннее дерево)
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Что случилось с нашей белочкой?
Дети: Она радуется!
Вот какое красивое осеннее дерево мы сделали для белочки. Она заберет его с собой в лес и не будет грустить долгой, холодной зимой.
Воспитатель: Белочке очень понравилось у вас в гостях! Она узнала так много интересного про свой дом, теперь она сможет вернуться туда до зимы! Она спрашивает: «Что нового вы сегодня узнали? Что может сделать человек для леса?»
Дети: Человек должен беречь лес, животных и других обитателей нашей планеты.
Воспитатель: Я полностью с вами согласна. Наша встреча подошла к концу. Белочка благодарит вас за помощь и оправляется домой с вашим подарком.
До свидания, дорогие гости и дорогая белочка!
(5 мин)
А мы отправляемся мыть руки и собираться на прогулку.
Предполагаемый результат
У детей появляется интерес к происходящему, появляется чувство сопереживания проблеме героя, желание помочь.
Дети получают представление об условиях жизни в конкретной природной зоне. Устанавливают взаимосвязь между условиями обитания и карточками с условными обозначениями.
Совершенствуют навыки ориентирования в пространстве.
Дети получают навыки использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни.
Дети получают навыки анализа новой информации.
Дети знакомятся новым условным обозначением. Включают его в систему модели.
Дети развивают умение выполнять двигательные задания с речевым сопровождением. Развивают внимание, память и речевые навыки.
Дети узнают об условиях жизни в лесах разных районов страны.
Дети продолжают проявлять речевую активность, формируют навыки публичного выступления. Ребята продолжают учиться соблюдать правила - очередность отвечающих.
Дети развивают внимание и мышление. У них формируется навык дослушивать вопрос (загадку)
Развитие логического мышления, умения объединять отдельные предметы в группы по определенным признакам.
Дети совершенствуют навыки составления классификационного древа.
Развитие творческих способностей. Формирование навыков коллективной работы, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в ходе творческого процесса. Дети учатся делать осознанный выбор, экспериментировать с материалами и техниками.
Дети повторяют и закрепляют полученные знания.
Вся образовательная ситуация – 30 минут.