Людмила Тихонова
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя экскурсия в парк»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя экскурсия в парк»
Цели: наблюдение за сезонными изменениями живой и неживой природы.
Программные задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения уточнять признаки зимы.
Публикация «План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста „Зимняя экскурсия в парк“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивающие: развивать наблюдательность, познавательную активность; дать детям понимание, что природа не погибает, а засыпает зимой.
Воспитательные: воспитание экологической культуры у воспитанников.
Методы и приемы: наглядный: наблюдение, словесный: беседа, загадывание загадок; практический: трудовая деятельность, игровые ситуации, самостоятельная деятельность детей; здоровье сберегающих технологий.
Предварительная работа: разработка безопасного маршрута, чтение художественной литературы, загадывание загадок по теме; беседы «Правила дорожного движения», «Правила поведения в природе».
Материалы и оборудование: снежинка из бумаги для игры «Признаки зимы», лопатки для песка.
Предисловие
Во время беседы с детьми о временах года, мы детьми пришли к выводу, что увидеть всю красоту и изменения в природе можно только находясь у неё в гостях. Для того чтобы отследить последовательность сезонных изменений мы отправились на экскурсию в парк. Был разработан маршрут к месту проведения экскурсии. Следуя к месту назначения, детям была дана возможность закрепить правила дорожного движения.
Ход экскурсии
Проблемная ситуация в парке.
Воспитатель: «Сейчас лето? («Зима» — отвечают дети). Почему вы решили, что зима? Объясните» (дети высказывают свое мнение, воспитатель выслушивает всех детей).
Воспитатель проводить коммуникативную игру «Признаки зимы».
Воспитатель: «Вот волшебная снежинка! Кто ее берет в руки тот называет один признак зимы».
Игра продолжается до тех пор, пока снежинка не побывает в руках у каждого ребенка. Если воспитатель замечает, что дети начинают испытывать затруднения, он предлагает внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы увидеть другие признаки. Детей не следует торопить или подсказывать им, называть признаки самому.
Воспитатель: «Молодцы, много мне рассказали». «А вы помните, какой признак зимы назвала Катя? (дети отвечают, воспитатель уточняет ответы детей) Да, она сказал, что деревья стоят голые, на них нет листочков. Давайте проверим, так ли это. Я предлагаю вам подойти к дереву и рассмотреть его» (дети рассматривают дерево).
Воспитатель: «Ребята, что вы видите? У дерева есть ствол, веточки. Я каждому из вас дам по веточке. Рассмотрите её и скажите, чем она отличается от палки. (ответы детей) Раскройте почку и постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет» (дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой).
Воспитатель: «Ребята, кто из вас понял, что такое почка?»
Воспитателю важно так обобщить высказывания детей, чтобы они сами догадались, что почка это –свернутые маленькие листочки, покрытые чешуйками, которые защищают нежные листочки от дождя, снега и холода. Воспитатель предлагает сравнить чешуйки с пальто, которое надевает человек зимой.
Воспитатель сравнивает почку с верхней одеждой детей, задает вопросы почему их одежда не распахивается на ветру?
Дети: «Оно застёгнуто на пуговицы».
Воспитатель: «А почему не раскрываются чешуйки почки на ветру? Кто скажет?»
Дыхательная гимнастика «Зима»
Применение здоровье сберегающих технологий.
Воспитатель: «Подуем на снежинки-пушинки, щечки не надувайте» (плавный выдох воздуха дети дуют на воображаемую снежинку).
Воспитатель: «А теперь украсим дерево снежинками, пусть оно спит до весны укрытое снегом» (плавный выдох в сторону деревьев).
При рассматривании чешуек и потрогав их дети показывают свои липкие пальчики, и догадываются, что чешуйки склеены специальной смолой.
Воспитатель: «Ребята, положите себе на ладошку почку и внимательно рассмотрите её. Скажите мне, какая она? Назовите цвет, и ее размер. С какого дерева или куста взяты почки?».
Дети рассматривают окружающие деревья, кусты и находят дерево или куст — беседу желательно проводить на некотором расстоянии, чтобы в поле зрения детей попало несколько деревьев и кустов.
Воспитатель: «Молодцы. Это дерево называется — тополем. Летом вы видели его с листьями, а теперь запомните, как оно выглядит без них.
Воспитатель загадывает загадки про деревья.
В белом сарафане,
В платьице зеленом.
На ветру качаясь,
Во поле стоит. (Береза)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополь)
Воспитатель предлагает поискать, нет ли здесь такого же дерева, а также предлагает рассмотреть и другие веточки.
Воспитатель: «Чем эти веточки отличаются от ветки тополя?»
Воспитатель обращает внимание детей не только на почку, но и на кору. Дети отвечают, воспитатель внимательно выслушивает ответы детей, обобщает и уточняет их высказывания.
Воспитатель: «Хорошо. Найдите это дерево, внимательно рассмотрите его и запомните, как оно выглядит зимой».
Воспитатель: «А теперь сравним деревья, которые мы только что рассматривали».
Дети подходят к берёзе.
Воспитатель задает вопросы детям: «Как называется это дерево? Чем это дерево отличается от других деревьев? «Чем они похожи друг на друга? (ответы детей)
Воспитатель: «Ребята мы с сегодня в парке увидели много разных деревьев, а кто мне скажет, как они живут зимой?»
Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей, обобщает и уточняет их высказывания.
Воспитатель: «Лиственные деревья теряют на зиму листья, стебли — стволы и ветки сохраняются, но обмен веществ в них очень снижается. Подготовка растений к зимнему сну начинается задолго до наступления холодов, как только световой день становиться меньше и понижается температура почвы.
Воспитатель: «Мы узнали, как деревья приспосабливаются, а кто мне скажет, как приспосабливается трава? Она погибла или нет? Давайте с вами посмотрим? (Дети смотрят на землю). Мы не зря взяли с собой лопатки, раскопайте снег до земли.
Если нет снега, то воспитатель предлагает детям рассмотреть землю и уточнить какая трава под ногами и раскопать лопатками там, где большое скопление листьев. Как правило, под снегом или под кучей листвы обнаруживается зелёная трава. Она является молодой и имеет зелёный цвет.
Воспитатель: «Ребята, снег как листья для травы являются одеялом: не пропускают к земле сильный холод, а это значит трава как растение не погибла. Погибли только листики на деревьях».
Воспитатель подводит итог. Задает детям вопросы, уточняет полученные знания детей.
Воспитатель: «Что осталось в почве живое? Корни, семена. Какая польза от снега и листьев? Защита от холода, снег полезен весной — если его много, будет много воды, и почки распустятся быстрее. Листья — являются хорошим удобрением».
Проведение подвижной игры «Раз, два, три к дереву беги».
Воспитатель с помощью считалочки выбирает водящего. После слов водящего «Раз, два, три, к дереву беги» дети разбегаются по ограниченной местности. Водящий ловит детей, если ребенок успел добежать до дерева и дотронутся его он в «домике».
Проведение словесной дидактической игры: «Чудо дерево растет?»
Воспитатель называет отличительные внешние признаки деревьев, дети отгадывают, что это за дерево.
Воспитатель: «Молодцы! Наша экскурсия заканчивается. Давайте с вами вспомним: зимой природа погибает или только засыпает? (ответы детей).
Возвращаясь обратно в детский сад подходя к каждому новому дереву, дети, останавливаясь, называют его. Если попадётся незнакомое дерево, воспитатель называет его название.