Павлова Лидия Алексеевна
План-конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Завиток» по хохломской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание.
Образовательная задача: 1) знакомить детей с декоративным творчеством разных народов; 2) учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке; 3) закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны;4) совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними;5) продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
Публикация «План-конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе „Завиток“ по хохломской росписи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Развивающие задачи: развивать эстетические чувства (цвета, композиции); творческое воображение, внимание.
Воспитательная задача: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев;
Предшествующая работа: 1) знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.); 2) рассматривание альбомов с хохломской росписью; 3) чтение стихотворений о хохломе.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: телевизор, аудиозапись музыки для рисования, предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам хохломы.
Раздаточный материал: вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого цвета; гуашь; палитра; кисти №2 ; стаканчик с водой; салфетки; подставки для кисти.
Методические приемы: рассказ воспитателя, показ, вопросы к детям, анализ работ, художественное слово (стихи, игровое упражнение «Птица хохломская», рисование под музыку
Словарная работа: промысел, орнамент, хохлома, хохломская роспись, завиток.
Ход занятия. I. Организационный момент.
В: Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
В: Ребята, о каком русском промысле я прочла в стихотворении?
(Ответы детей)
В: Ребята в наш детский сад пришло письмо от мастеров хохломской росписи. Они приглашают нас в гости в село Хохлома.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. (отправляемся в путешествие)
II. Основная часть.
В: Название промысла произошло от названия села Хохлома.
Зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи.
Деревянная посуда с древних времён была в повседневном обиходе : деревянную ложку и миску можно было увидеть и на боярском столе,и в семье крестьянина. Эта посуда проходила специальную обработку, расписывалась растительным узором в свободной кистевой манере письма,а затем покрывалась лаком и закаливалась в специальной печи.
Эти изделия хохломской росписи изготавливались и продавались на ярмарках.
В: Мы с вами продолжаем наше путешествие и посетим выставку хохломских изделий.
В: Посмотрите на предметы, расписанные узором хохломской росписи.
Выросло золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке.
Ягодка клюквы поспела на поварёшке, клюёт эту ягодку птица — золотое перо.
В: Полюбуйтесь на эту чудо-посуду. Давайте рассмотрим внимательно изделия хохломы. Какой орнамент использует художник? (Предполагаемые ответы детей; травяной, растительный, видны листья, ветви).
В: Какие основные цвета росписи? (Предполагаемые ответы детей: красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотистый). Это яркие цвета природы.
В: Главный элемент росписи - травка. Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки.
В: Завитки – простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
В: Понравились ребята вам изделия хохломы? Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
В: Ребята, хохломские мастера, прислали нам заготовки в форме разделочной доски, чтобы мы научились делать красивую роспись, сделаем их нарядными и расписными. Расписанные изделия выставим на нашу ярмарку, где желающие могут приобрести ваши изделия в качестве сувенира.
В: Давайте, мы вместе с вами, превратимся в настоящих мастеров Хохломы. Для этого нам нужно сказать волшебные слова и сделать волшебные движения.
(выполняется физкультминутка)
В: Птица хохломская крыльями махала
(руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала.
(махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала
(наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала.
(наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала,
(собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала.
(руки к сердцу, руки вперед)
В: Молодцы! А теперь мы отправляемся в нашу мастерскую, присаживаемся и приступаем к созданию самого сложного и красивого элемента хохломы – завитку. Смотрите внимательно.
(Воспитатель показывает этапы создания завитка)
Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом): тремя пальцами, вертикально к бумаге.
Сначала начинаем рисовать концом кисти, протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. (Выполняем упражнение в воздухе)
В: Ребята, а сейчас мы проверим, насколько вы внимательно меня слушали и запомнили, как правильно рисовать завиток. Кто желает проверить себя у мольберта?
(2-3 ребенка показывают, что они запомнили)
В: Вот и проверили, а теперь юные мастера пора приниматься за работу. Мы украсим разделочные доски завиточками, а также ягодками, листочками.
1. Сначала рисуем завитки. (Дети выполняют задание)
2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод: на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) (Дети выполняют задание)
3. Чтобы узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить? (Дети выполняют задание)
Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.
III. Рефлексия
В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и убираем на подставку. А ваши работы приносим на ярмарку, чтобы мы могли их разложить и рассмотреть.
Анализ детских работ вместе с детьми
В: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. Все доски такие красивые. Я бы приобрела вот эту доску как сувенир. Скоро у нас праздник у мам и бабушек. Кто хочет подарить расписную доску своим бабушкам? (Ответ детей)
В: Ребята вы стали маленькими мастерами хохломской росписи. Почему хочешь ты подарить именно эту расписную доску? (Предполагаемые ответы: правильно подобран цвет. Получились самые круглые «завитки». Получился самый настоящий хохломской узор и т. п.)
IV. Подведение итогов
В: Ребята вы стали маленькими мастерами хохломской росписи
Спасибо вам, ребята, за такую красоту!