План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Татьяна Захарова
План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Задачи:

- расширить представления детей о диких животных леса Брянского края (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось); показать роль покровительственной окраски в жизни животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и растительноядных животных;

- развивать познавательную активность детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: ФК, П (ФЭМП, ЧХЛ, РР

Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных лесов Брянского края, рассматривание иллюстраций, работа со схемами, беседа о правилах поведения в лесу.

Материал: картинки с изображением времени года «Осень» и «Зима», схемы животных, схемы лесов, картинки животных, цветные нити.

Ход.

Часть 1.

В. - Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь.

В. - А сейчас садимся на свои места и помним об осанке, спинка прямая, ножки вместе, ручки на коленочках.

В. - Посмотрите на картинки и скажите, что это?

Д. – Это гербы.

В. - Верно, на картинках изображены гербы.

В. - Скажите, на первой картинке изображен герб чего?

Д. – На первой картинке герб России

В. - А на второй? (Брянской обл.)

Д. – На второй картинке герб Брянской области

В. - Что изображено на гербе Брянской области крупным планом?

Д. – елка

В. - Как вы думаете, почему именно елку изобразили на гербе?

Д. – Потому что Брянская область богата лесами

В. – Действительно это так, площадь лесов занимает почти 1/3 территории нашей области

В. - Кто может назвать, какие леса есть в нашем крае?

Д. – В нашем крае есть хвойные леса.

В. - Верно, хвойные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

Д. – Елки, сосны

В. - Кто еще может назвать, какие леса есть в нашем крае?

Д. – В нашем крае есть лиственные леса.

В. - Верно, лиственные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

В. - А какие еще леса есть в нашем крае, кто может назвать?

Д. – В нашем крае есть смешанные леса.

В. - Верно, смешанные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

В. - Ребята, а знаете ли вы, какие животные обитают в наших лесах?

Д. –да, волк, заяц, белка и т. д.

В. - Узнаете ли вы этих животных по схемам?

В. - Кто сможет назвать животное на этой схеме?

Д. – на этой схеме заяц

В. - Верно - заяц (белка, лиса, волк, медведь, лось, Как ты догадался, что это заяц?

Д. – длинные ушки и маленький хвостик.

В. - прикрепи схему на доску.

В. - хорошо, вижу, вы знаете, какие животные обитают в наших лесах.

В. - Скажите, а знаете ли вы как можно разделить животных по способу питания? (вывешиваю схемы на доску)

Д. – Животные бывают растительноядные и хищные

В. - Верно, есть животные растительноядные, почему их так назвали?

Д. – потому что они едят траву, листья деревьев, веточки.

В. - А есть хищники, почему их так назвали?

Д. – потому что они охотятся и едят мясо, животных.

В. - Вы сможете разложить животных на две группы - растительноядных и хищников?

В. - Выходи Инга к доске, бери схему, назови животного со схемы и объясни, почему ты относишь это животное к определенной группе.

Д. – это волк,он хищник, потому что он охотится и ест животных

В. - молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

В. - Ребята посмотрите на картину, какое время года на ней изображено?

Д. – на картинке изображена осень.

В. - Что меняется в жизни животных в это время года? Например, что делает белочка осенью?

Д. готовится к зиме.

В. - как она готовится к зиме?

Д. Запасает корм (орешки, грибы) на зиму, утепляет жилище.

В. - Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях, подобно птицам. А еще, какие изменения происходят в жизни белок и зайцев?

Д. У них мех становится более теплым, пушистым.

В. - Зачем белкам и зайцам нужна теплая шубка на зиму?

- Посмотрите на следующею картину, какое здесь время года?

В. - А еще какие изменения происходят с шубкой зайца и белки?

Д. Они линяют, и шерстка вырастает другого цвета: у белки - серебристая, у зайца - белая.

В. - Так животные приспосабливаются к условиям жизни. А сейчас мы должны понять, для чего животным нужно менять цвет своей шубки в ходе линьки.

В. - я предлагаю вам собрать нити. Где это легче было сделать: там, где они совпадают, или там, где не совпадают с фоном? Почему?

Д. На снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом, тоже труднее заметить, причем и хищнику, и охотнику.

В. - Можно ли по цвету шубки определить, какое сейчас время года?

Д. Да, можно. Если шубка у зайца пестрая - это конец осени, скоро зима. Если она белая - значит, пришла зима.

В. - А почему не меняют цвет волк, лиса, медведь?

Д. Наверно, они не боятся других зверей, они более сильные.

В. - Так почему же лиса и волк не меняют окраску? Лиса остается рыжей, волк — серым.

Д. У лисы меньше врагов, чем у зайца, да и сама она хищница.

В. - Кто опасен для лисы?

Д. Волк.

В. - А медведь?

Д. Медведь зимой спит.

В. - Почему медведь зимой спит, а другие животные не спят?

Д. Наверное, ему трудно зимой найти еду. Малины нет. Корни под снегом, муравейники тоже под снегом.

В. - Можно ли по окраске шерсти медведя и лисы определить, какое время года?

Д. Нет, они не меняют свою окраску.

В. - А по поведению медведя можно узнать, какое время года?

Д. Если медведь залег в берлогу, то это конец осени, начало зимы.

В. - А кто еще спит зимой?

Д. Барсук, ежик, енот.

В. - Лось (показываю картинку) хищное животное или растительноядное?

Д. Растительноядное. Лось ест траву, веточки, грибы.

В. - лось не боится хищных зверей?

Д. Нет, он большой, сильный. Он быстро бегает и может сильно ударить ногами.

В. - А когда зимой лосю труднее спасаться от хищников?

Д. Когда много снега. Трудно передвигаться по глубокому снегу, по сугробам. А когда снег подтаивает, на нем образуется корочка, и она мешает лосю быстро бежать. А еще он льдинками может поранить лапы.

В. - Защищает ли окраска лося зимой?

Д. Нет, он серый, темный, похож по цвету на стволы деревьев и кустов.

Физминутка:

«Лоси»

На полянку вышли лоси

скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты,

Дружная семья:

Папа лось идет с рогами,

(шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками;

(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола

только пятки, указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами

(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками.

(повторяют шаги лосенка)

Часть 2.

В. - Перед вами план леса.

В. - Наша задача - определить местонахождение животных.

В. - как мы можем узнать, где какое животное?

Д. – можно узнать по следам

В. - Верно, по следам.

В. - кто скажет, чьи это следы и куда они ведут?

Д. это следы лисы, они ведут вверх к норе.

В. - хорошо, возьми лису и оставь ее у норы.

В. - кто назовет животное этих следов? Ориентироваться будем от большой сосны, расположенной в центре плана

Д. это следы лося, они ведут от большой сосны в верхний левый угол к ели.

В. - хорошо, возьми лося и оставь его у ели.

В. - кто назовет животное этих следов?

Д. это следы зайца, они от большой сосны ведут вниз к кустику.

В. - хорошо, возьми зайца и оставь его у куста.

В. - Посмотрите у нас есть дерево с дуплом, кто в нем может жить?

Д. В дупле живет белка.

В. - верно, возьми белку и оставь ее в дупле.

В. - молодцы, вы определили местонахождение всех животных!

Часть 3.

В. - Ребята, чем же именно дорог нам лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для легких, влага и тень. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды… Лес – зеленый наряд нашей планеты.

Все в мире взаимосвязана: жизнь человека и жизнь леса с ее обитателями.

В. - Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Д. – нельзя оставлять мусор, нельзя шуметь и т. д. (выставляются картинки)

В. - Молодцы ребята, вы знаете правила.

В. - Природа – наше богатство; беречь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Часть 4.

В. - Понравилось вам наше занятие?

В. - Что больше запомнилось?

В. - Какое задание было самым трудным?

В. - Какой вывод из сегодняшнего занятия мы сделаем? (беречь и охранять природу)

В. - Занятие наше закончилось. Все дети были внимательными, находчивыми, справились со всеми заданиями. Молодцы!

Публикации по теме:

«Дикие животные и их детеныши». НОД по развитию навыков связной речи для детей с ОВЗ второго года обучения Тема : «Дикие животные и их детеныши» Цель. 1. Научить детей правильно называть детенышей диких животных, части тела животных; 2. Формирование.

Проект «Дикие животные» В логопедической старшей группе, вместе с логопедом, Т. А. Сердюк мы давали открытое занятие: "Дикие животные зимой в лесу". И чтобы закрепить.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»
Опубликовано: 6 января 2015 в 15:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»
Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно влияет на...
Конспект развлечения «Береза моя, березонька»
. Ведущая. Ребята, недавно мы с вами встречали Лето. А вот оно само в гости идет. ( приход Лета) Ведущая. Ой пришло Лето красное, Принесло солнце ясное....
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных...
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель –...