План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Татьяна Захарова
План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»

Задачи:

- расширить представления детей о диких животных леса Брянского края (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось); показать роль покровительственной окраски в жизни животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и растительноядных животных;

- развивать познавательную активность детей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: ФК, П (ФЭМП, ЧХЛ, РР

Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных лесов Брянского края, рассматривание иллюстраций, работа со схемами, беседа о правилах поведения в лесу.

Материал: картинки с изображением времени года «Осень» и «Зима», схемы животных, схемы лесов, картинки животных, цветные нити.

Ход.

Часть 1.

В. - Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, поздоровайтесь.

В. - А сейчас садимся на свои места и помним об осанке, спинка прямая, ножки вместе, ручки на коленочках.

В. - Посмотрите на картинки и скажите, что это?

Д. – Это гербы.

В. - Верно, на картинках изображены гербы.

В. - Скажите, на первой картинке изображен герб чего?

Д. – На первой картинке герб России

В. - А на второй? (Брянской обл.)

Д. – На второй картинке герб Брянской области

В. - Что изображено на гербе Брянской области крупным планом?

Д. – елка

В. - Как вы думаете, почему именно елку изобразили на гербе?

Д. – Потому что Брянская область богата лесами

В. – Действительно это так, площадь лесов занимает почти 1/3 территории нашей области

В. - Кто может назвать, какие леса есть в нашем крае?

Д. – В нашем крае есть хвойные леса.

В. - Верно, хвойные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

Д. – Елки, сосны

В. - Кто еще может назвать, какие леса есть в нашем крае?

Д. – В нашем крае есть лиственные леса.

В. - Верно, лиственные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

В. - А какие еще леса есть в нашем крае, кто может назвать?

Д. – В нашем крае есть смешанные леса.

В. - Верно, смешанные леса, выходи к доске и найди на схеме этот лес.

В. - А какие деревья растут в таком лесу?

В. - Ребята, а знаете ли вы, какие животные обитают в наших лесах?

Д. –да, волк, заяц, белка и т. д.

В. - Узнаете ли вы этих животных по схемам?

В. - Кто сможет назвать животное на этой схеме?

Д. – на этой схеме заяц

В. - Верно - заяц (белка, лиса, волк, медведь, лось, Как ты догадался, что это заяц?

Д. – длинные ушки и маленький хвостик.

В. - прикрепи схему на доску.

В. - хорошо, вижу, вы знаете, какие животные обитают в наших лесах.

В. - Скажите, а знаете ли вы как можно разделить животных по способу питания? (вывешиваю схемы на доску)

Д. – Животные бывают растительноядные и хищные

В. - Верно, есть животные растительноядные, почему их так назвали?

Д. – потому что они едят траву, листья деревьев, веточки.

В. - А есть хищники, почему их так назвали?

Д. – потому что они охотятся и едят мясо, животных.

В. - Вы сможете разложить животных на две группы - растительноядных и хищников?

В. - Выходи Инга к доске, бери схему, назови животного со схемы и объясни, почему ты относишь это животное к определенной группе.

Д. – это волк,он хищник, потому что он охотится и ест животных

В. - молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

В. - Ребята посмотрите на картину, какое время года на ней изображено?

Д. – на картинке изображена осень.

В. - Что меняется в жизни животных в это время года? Например, что делает белочка осенью?

Д. готовится к зиме.

В. - как она готовится к зиме?

Д. Запасает корм (орешки, грибы) на зиму, утепляет жилище.

В. - Белки живут в дуплах, могут строить гнезда на деревьях, подобно птицам. А еще, какие изменения происходят в жизни белок и зайцев?

Д. У них мех становится более теплым, пушистым.

В. - Зачем белкам и зайцам нужна теплая шубка на зиму?

- Посмотрите на следующею картину, какое здесь время года?

В. - А еще какие изменения происходят с шубкой зайца и белки?

Д. Они линяют,и шерстка вырастает другого цвета: у белки - серебристая, у зайца - белая.

В. - Так животные приспосабливаются к условиям жизни. А сейчас мы должны понять, для чего животным нужно менять цвет своей шубки в ходе линьки.

В. - я предлагаю вам собрать нити.Где это легче было сделать: там, где они совпадают, или там, где не совпадают с фоном? Почему?

Д. На снегу белого зайца труднее заметить хищнику, и серебристую белочку на дереве, занесенном снегом, тоже труднее заметить, причем и хищнику, и охотнику.

В. - Можно ли по цвету шубки определить, какое сейчас время года?

Д. Да, можно. Если шубка у зайца пестрая - это конец осени, скоро зима. Если она белая - значит, пришла зима.

В. - А почему не меняют цвет волк, лиса, медведь?

Д. Наверно, они не боятся других зверей, они более сильные.

В. - Так почему же лиса и волк не меняют окраску? Лиса остается рыжей, волк — серым.

Д. У лисы меньше врагов, чем у зайца, да и сама она хищница.

В. - Кто опасен для лисы?

Д. Волк.

В. - А медведь?

Д. Медведь зимой спит.

В. - Почему медведь зимой спит, а другие животные не спят?

Д. Наверное, ему трудно зимой найти еду. Малины нет. Корни под снегом, муравейники тоже под снегом.

В. - Можно ли по окраске шерсти медведя и лисы определить, какое время года?

Д. Нет, они не меняют свою окраску.

В. - А по поведению медведя можно узнать, какое время года?

Д. Если медведь залег в берлогу, то это конец осени, начало зимы.

В. - А кто еще спит зимой?

Д. Барсук, ежик, енот.

В. - Лось (показываю картинку) хищное животное или растительноядное?

Д. Растительноядное. Лось ест траву, веточки, грибы.

В. - лось не боится хищных зверей?

Д. Нет, он большой, сильный. Он быстро бегает и может сильно ударить ногами.

В. - А когда зимой лосю труднее спасаться от хищников?

Д. Когда много снега. Трудно передвигаться по глубокому снегу, по сугробам. А когда снег подтаивает, на нем образуется корочка, и она мешает лосю быстро бежать. А еще он льдинками может поранить лапы.

В. - Защищает ли окраска лося зимой?

Д. Нет, он серый, темный, похож по цвету на стволы деревьев и кустов.

Физминутка:

«Лоси»

На полянку вышли лоси

скрестить руки и поднять их над головой (пальцы прямые, раздвинуты,

Дружная семья:

Папа лось идет с рогами,

(шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками;

(на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола

только пятки, указательные пальцы обеих рук приставляют

ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами

(переходят на высокий шаг с «большими рогами»);

А лосенок – ножками.

(повторяют шаги лосенка)

Часть 2.

В. - Перед вами план леса.

В. - Наша задача - определить местонахождение животных.

В. - как мы можем узнать, где какое животное?

Д. – можно узнать по следам

В. - Верно, по следам.

В. - кто скажет, чьи это следы и куда они ведут?

Д. это следы лисы, они ведут вверх к норе.

В. - хорошо, возьми лису и оставь ее у норы.

В. - кто назовет животное этих следов? Ориентироваться будем от большой сосны, расположенной в центре плана

Д. это следы лося, они ведут от большой сосны в верхний левый угол к ели.

В. - хорошо, возьми лося и оставь его у ели.

В. - кто назовет животное этих следов?

Д. это следы зайца, они от большой сосны ведут вниз к кустику.

В. - хорошо, возьми зайца и оставь его у куста.

В. - Посмотрите у нас есть дерево с дуплом, кто в нем может жить?

Д. В дупле живет белка.

В. - верно, возьми белку и оставь ее в дупле.

В. - молодцы, вы определили местонахождение всех животных!

Часть 3.

В. - Ребята, чем же именно дорог нам лес? Лес – наше богатство! Лес – воздух для легких, влага и тень. Лес – дом для зверей и птиц. Лес – наш друг; он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – кладовая,бесплатно отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды… Лес – зеленый наряд нашей планеты.

Все в мире взаимосвязана: жизнь человека и жизнь леса с ее обитателями.

В. - Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Д. – нельзя оставлять мусор, нельзя шуметь и т. д. (выставляются картинки)

В. - Молодцы ребята, вы знаете правила.

В. - Природа – наше богатство; беречь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Часть 4.

В. - Понравилось вам наше занятие?

В. - Что больше запомнилось?

В. - Какое задание было самым трудным?

В. - Какой вывод из сегодняшнего занятия мы сделаем? (беречь и охранять природу)

В. - Занятие наше закончилось. Все дети были внимательными, находчивыми, справились со всеми заданиями. Молодцы!

Публикации по теме:

«Дикие животные и их детеныши». НОД по развитию навыков связной речи для детей с ОВЗ второго года обучения Тема : «Дикие животные и их детеныши» Цель. 1. Научить детей правильно называть детенышей диких животных, части тела животных; 2. Формирование.

Проект «Дикие животные» В логопедической старшей группе, вместе с логопедом, Т. А. Сердюк мы давали открытое занятие: "Дикие животные зимой в лесу". И чтобы закрепить.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
План-конспект занятия в старшей группе. Тема: «Дикие животные лесов Брянского края»
Опубликовано: 6 января 2015 в 15:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

Именины красавицы Осени — тема очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы всей семьей отметить народный праздник Осенины и зарядиться атмосферой осеннего...

24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения,...
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с Законом РФ...
Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности из природного материала
Ребята подготовительной к школе группы на занятиях по конструктивно – модельной деятельности мастерили из природного материала – жёлудей и шишечек...