Получи документы

План мероприятий по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Наталья Романова
План мероприятий по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста

Для систематизации работы по был разработан тематический план. В рамках его реализации, использование метода сказкотерапии позволяет работать с детьми, испытывающими психологические трудности. Сказка позволяет создать психологическое развитие ребенка целенаправленным и контролируемым.

Универсальность плана заключается в том, что работа с детьми проходит через эмоциональное воздействие сказочного сюжета, где задействованы потенциальные возможности педагогики и психологии. Основная задача состоит в том, чтобы направить детские эмоции в сторону интереса и любознательности.

Публикация «План мероприятий по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сюда входит и создание развивающей среды, в которой дети могут почувствовать себя творцами, не боясь ошибиться в поиске необходимого решения.

В разработке поставлены такие задачи как:

- выявление проблем у дошкольников;

- формирование психоэмоциональной устойчивости;

- отслеживание динамики формирования позитивных качеств, в процессе работы;

- работа с родителями.

План состоит из четырех блоков, рассчитан на 15 занятий. Занятия продолжительностью в 20 - 25 минут, проводились 1 раз в неделю, во второй половине дня. В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в составе 6 человек, из них 5 мальчиков и 1 девочка.

1 этап – первичная диагностика уровня тревожности детей, используя такие методики, как: «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, графическая методика «Пиктографический тест».

2 этап – психокоррекционная работа. Практические задания, творческая деятельность, моделирование ситуаций, беседы и т. д.

3 этап - итоговая диагностика уровня тревожности детей. Ожидаемыми результатами работы являются: снижение уровня тревожных проявлений у дошкольников.

Главным и ключевым моментом в данной методике является добровольное участие дошкольников.

Роль взрослого – найти наиболее адекватный способ включения детей в сакзкотерапию. Это может быть образный текст, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.

Важно, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

При проведении сказкотерапии необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит активность детей и глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии, детей необходимо познакомить со сказкой. Это делается для того, чтобы дети получили целостное впечатление от текста сказки.

Большое внимание необходимо уделять двигательной активности. Усталость, после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

Для развития артикуляционного аппарата используются звукоподражательные голоса животных. В результате чего у дошкольников вырабатывается интонационное чутье, сила голоса и дикция. Эти умения послужат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности и выразительности у детей.

Психогимнастика также имеет не маловажную роль. Ее использование, побуждает выразительную передачу мимики и движений, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Для улучшения осознания смысла выполняемых движений, взрослому необходимо анализировать с детьми показанные варианты и побуждать детей к развернутым высказываниям и комментариям.

Если ребенок затрудняется, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах нет необходимости требовать от детей полных ответов, целесообразней будет ограничиться простыми предложениями. Важно поддерживать инициативу в активных детях, а пассивных в свою очередь заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.

Самым удобным местом для проведения работы по сказкотерапии является отдельное, тихое и небольшое он хорошо освещенное помещение. Там нет лишних предметов, которые отвлекают внимание детей.

Регулярное проведение занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии речи и личности ребенка.

Между занятиями по сказкотерапии обращается внимание на поведение и эмоции детей. Замкнутым детям целесообразнее будет давать роли персонажей с сильными чертами характера, это в дальнейшем даст возможность наблюдать у таких детей положительные эффекты, такие как улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи.

На занятии присутствует не более одного гиперактивного ребенка, который склонен к двигательному беспокойству.

Занятие по сказкотерапии состоит из нескольких этапов:

1. Ритуал «входа» в сказку.

Назначение: создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание: Коллективное упражнение для сплочения участников. Например, взявшись за руки и стоя в кругу, все смотрят на свечу (огонек дружбы) или передают друг другу мячик. В нашей практике детям больше нравился «огонек дружбы».

2. Повторение.

Назначение: вспомнить, что делали на прошлом занятии и какие сделали выводы и чему научились.

Содержание: Взрослый задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят. Использовали ли они новый опыт в дни, когда не было занятий, и как он помог им в жизни и чему мы научились в прошлый раз.

3. Расширение.

Назначение: Расширять представления детей о чем- либо.

Содержание: Взрослый рассказывает или показывает (лучше не читать, так как при чтении теряется зрительный контакт с детьми) детям новую сказку.

Узнает, хотят ли они этому научиться или помочь персонажу сказки.

4. Закрепление.

Назначение: Приобретение нового опыта и проявление новых качеств личности.

Содержание: Взрослым проводятся игры и упражнения, которые позволят детям приобрести новый опыт (совершаются символические превращения, путешествия и т. д.)

5. Интеграция:

Назначение: Связываем полученный опыт с реальностью.

Содержание: Проводится обсуждение и анализ с детьми, в каких ситуациях они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Обобщение:

Назначение: Обобщение приобретенного опыта и связывание его с опытом, приобретенным ранее.

Содержание: Ведущим подводится итог. Он четко проговаривает последовательность всего происходившего, отмечает заслуги отдельных детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта. Проговариваются конкретные ситуации реальной жизни, где дети могут использовать новый опыт.

7. Ритуал «выхода» из сказки.

Назначение: Закрепление нового опыта и подготовка детей к взаимодействию в привычной для них среде.

Содержание: Повторяется ритуал «входа» в сказку с дополнением.

Ведущий говорит: «Мы берем с собой все самое важное и полезное. Что было сегодня с нами и чему мы научились». Дети протягивают руки к «огоньку дружбы» и имитируют движение, как будто они что - то берут от него и прижимают к груди.

На занятиях используются такие формы реализации как:

- практические занятия;

- творческая деятельность;

- моделирование реальной ситуации;

- беседы;

- тестирование.

Ожидаемые результаты:

- умение понимать и принимать эмоциональное состояние себя и окружающих, приобретение саморегуляции;

- приобретение социальных навыков;

- совершенствование волевых качеств;

- снижение уровня негативных проявлений.

Вот пример одного из занятий по сказкотерапии.

«В гостях у сказки»

Тема: Знакомство.

Цель: научить детей правильно называть и различать эмоциональное состояние.

Задачи:

- развитие коммуникативных навыков и умений;

- обогащение словаря;

- развитие мимики и двигательной активности;

- развитие внимания;

- снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: сказочный персонаж, веревка, обруч, различные мелкие предметы. Карточки с изображением эмоций, раскраски, цветные карандаши. Спокойная музыка в аудиозаписи.

Ход занятия:

Дети, сегодня вы побываете в необычном месте! Но сможет там побывать не каждый. Чтобы туда попасть, нужно взяться за руки и произнести волшебные слова: «Огонек дружбы загорись, в сказке с нами очутись!»

Давайте повторим это вместе.

Теперь садитесь на стульчики и послушайте одну очень интересную историю.

В одном городе, очень похожем на Малую Вишеру, жили мальчики и девочки, такие же, как и вы. И звали их (называются имена присутствующих на занятии детей) Однажды они собрались в путешествие, на поиски волшебной сказки, чтобы научиться у нее разному волшебству. А вы хотели бы отправиться в гости к сказке? Тогда вам придется взяться за руки и постараться не отпускать друг друга всю дорогу, пока не окажемся в гостях у сказки.

Включаются звуки спокойной музыки. Дети проходят по веревочке, имитирующей тропинку, потом перепрыгивают через обруч, имитирующий лужу, переходят через разбросанные предметы, имитирующие перевал. Все это время, стараясь держаться за руки.

Выставляется сказочный персонаж.

Ребята, наконец-то мы пришли, посмотрите, это же самый главный волшебник, который умеет творить настоящие чудеса. Он часто теперь будет заглядывать к нам в гости и давать нам задания.

Сегодня он хочет провести экскурсию по своим волшебным местам, в которых спрятались эмоции. Вы не знаете что это такое? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, бывают такие люди, которые никогда не смеются и не плачут, не сердятся и никого ни боятся? (ответы детей)

Конечно, не бывает таких людей. Ведь все мы можем смеяться или грустить, огорчаться и злиться.

Радость, грусть, удивление, страх – это все и есть эмоции, которые мы можем выражать к людям, поступкам, предметам и т. д.

Вот сейчас, когда вы меня слушаете, какое отношение у вас возникло? Ваши лица умеют выражать и улыбку, когда вы радуетесь, и слезы, когда вы плачете, и любопытство, и удивление и т. д. Это значит, что эмоции выражаются через мимику, выражение лица.

Попробуйте отгадать, какая эмоция прячется за этой дверью?

Молодцы! А теперь посмотрите на этих детей и попробуйте назвать, какая эмоция на их лицах? (Приложение 2)

А сейчас встаньте, пожалуйста, в круг, мы будем играть в игру «Угадай, что со мной?» (один ребенок показывает эмоциональное состояние, а остальные отгадывают).

Ребята, вы так понравились нашему волшебнику, что он решил доверить именно вам, раскрасить его портрет (коллективное раскрашивание).Как же у вас замечательно получилось, да вы настоящие художники!

Это не последняя наша работа, хотя и последняя на нашем занятии.

Сейчас попробуйте вспомнить, что мы сегодня делали и с кем познакомились?

Понравилось вам быть в гостях у сказки? А хотелось бы вам еще побывать здесь? К сожалению, время нашего занятия закончилось и нам пора вернуться назад.

Чтобы вернуться домой, вставайте в кружок, беритесь за руки и вспоминайте волшебные слова, повторяем вместе: «Огонек дружбы загорись, и домой возвратись!»

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

План-конспект по коррекции бокового произношения [С] I подготовительный этап Артикуляционные гимнастики: «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Горка», «Лопаточка – Иголочка». Дыхательные.

План мероприятий по проекту «Искусство и культура» для детей старшей группы Тема: «Искусство и культура» - «Готовимся к празднику Пасхи». Дата проведения: 13.04. 2020г. - 17.04.2020г. Задачи: расширять знания детей.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План мероприятий по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 12:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД