Папки-передвижки

План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Татьяна Доценко
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

«Развитие математических способностей

детей старшего дошкольного возраста

через игровую деятельность»

Воспитатель: Доценко Т. А.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2021 г.

Дата окончания: 31. 05. 2022 г.

Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

- обогащать новыми представлениями и понятиями;

- закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность: огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Этапы реализации

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

- определение темы по самообразованию;

- постановка цели и задач по самообразованию;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

- подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток;

- изготовление развивающих игр по математике;

- создание развивающей среды в группе;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;

- разработка конспектов игр – занятий образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН.

- привлечение родителей к совместной работе;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП;

- проведение анкетирования родителей.

Организационно – диагностический

- работа над планом;

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- развивающие игры и упражнения;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие

ситуации;

- интерактивные игры;

- игры-головоломки.

Итоговый

-повышение исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремление к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей);

- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;

- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);

- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о

проделанной работе).

- планирование деятельности и перспектив развития;

- презентация «Занимательная математика»;

- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Методы и формы работы:

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Методы и приё мы работы с детьми: игровые, практические, словесные наглядные; показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.

Предполагаемые итоги реализации:

- повышение своей компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений посредством дидактических и интерактивных игр;

- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;

- разработка и апробирование дидактических игр, карточек, презентаций;

- создание педагогических разработок по теме;

- проведение родительских собраний и консультаций;

- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы.

- участие в педагогических советах, вебинарах;

- обмен опытом с воспитателями на своем сайте;

- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования : «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Основные вопросы, намеченные для изучения:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального

назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций по математике;

-разработка и внедрение дидактических материалов;

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных

пространствах, в методических журналах;

- разработка перспективного планирования по формированию элементарных математических представлений;

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач;

-подбор методической литературы;

- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области;

-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц Тема Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Определить уровень математических способностей детей - диагностика.

Счёт до 5.

«Геометрические фигуры».

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2. Составить перспективный план работы по самообразованию.

3. Проведение диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ результатов диагностики.

Упражнять детей в счёте до 5; в умение сравнивать две группы предметов.

Игры:

«Собери в корзину»

«Что, где».

Закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах.

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?». Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Октябрь «Число и цифра 6».

«Измерение жидкости». 1. Изучить теорию обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

2. Работа над развивающей математической средой группы.

3. Знакомство с литературой.

4. Оформление уголка группы.

Знакомство с числом 6.

Игры: «Не ошибись», «Скажи наоборот»,

«Кто больше назовет».

Проблемная ситуация: «Как узнать, сколько воды в банке?».

Упражнение: «Сделай узор».

Консультация

«Веселая математика дома».

Ноябрь «Трапеция, ромб».

«Число и цифра 7». 1. Разработка картотек игр по ФЭМП.

2. Подбор дидактического материала.

3. «Математика для дошкольников» - оформление папки –

передвижки.

Познакомить с трапецией и ромбом.

Знакомство с числом 7.

Упражнение: «Классификация фигур».

Игры: «Кто знает – пусть дальше считает», «Что изменилось», «Что, где», «Назови фигуру».

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Декабрь «Четырёхугольник».

«Число и цифра 8». 1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Познакомить с признаками четырехугольника.

Игры:

«Игра с палочками»,

«Отгадай, что мы делаем?»

«Отгадай где».

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?»,

Знакомство с числом 8.

Игры:

«Какой цифры не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Кто быстрее?».

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

«Как изготовить игру своими руками из бросового

материала» -

практическое занятие с

родителями.

Январь «Задача.

Структура задачи».

«Ориентировка во времени». 1. Работа над созданием методических папок.

2. Подбор материала по темам.

Дать представление об арифметической задаче. Учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ.

Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.

Игры: «Ответь на вопрос», «Что, где?»,

«Отгадай – ка», «Отгадай число», «Четвёртый лишний», «Неделька, стройся!».

Консультация «Как организовать игры детей дома с

использованием занимательного материала».

Февраль «Измерение протяженности».

«Знаки сравнения: меньше, больше и равно». 1. Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

2. Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей. 3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры).

Учить измерять протяженность с помощью условной мерки. Познакомить со знаками сравнения: меньше, больше и равно. Интегрированное занятие.

Упражнение: «Сделай по-другому».

Игры: «Какой цифры не стало?», «Скольким куклам завяжем бантики?»,

«Считывай, сравнивай, записывай», «Найди пару». Консультация для родителей «Математика – это интересно».

Кроссворд по счёту в уголке, для родителей.

Март «Измерение сыпучих веществ».

«Число и цифра 9». 1. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Эксперимент: «Сколько гороха в миске?».

Игры: «Найди пару», «Книги на полке»,

«Кто больше назовет»,

«Отгадай сколько шагов».

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9.

Математический досуг с

родителями

«По следам Колобка».

Апрель «Деление целого на равные части».

«Число и цифра 10». Подбор презентаций, интерактивных игр по изучаемым темам. Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина». Познакомить с образованием числа 10.

Упражнение: «Делим торт».

Игры: «Найди свой домик», «Игра с кубом», «Отгадай – ка».

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.

Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

Май Ориентировка во времени. Часы.

Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия.

Диагностика. 1. Выступление по обмену опытом по теме: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность». 2. Презентация по теме.

3. Проведение итоговой диагностики по ФЭМП детей старшей группы.

4. Анализ диагностики детей. 5. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

Игра: «Определи, который час».

Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, отрезке, луче, прямой линии, кривой линии и их основных признаках.

Игры: «Узнай и назови», «Отгадай – ка».

Итоговое занятие «Математическое королевство» - закрепить пройденный

материал.

Консультация «Логические упражнения и задачи, как средства

занимательной математики».

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Заключение: в процессе работы над данной темой, я могу сделать вывод, что мой профессиональный уровень повысился. Этому способствовало изучение методической литературы, проведение ряда мероприятий, а также ежедневная работа с детьми. Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП у дошкольников. Я старалась внести новшества и стала использовать нетрадиционные формы в организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился познавательный интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения активно провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово - ТВОРЧЕСТВО!

Методическая литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

4. Математика от трех до шести : учеб. - метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб. : Детство-Пресс, 1996

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа /авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990 г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004 г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999 г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002 г.

10. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989 г.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 21:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Доценко (УИ 1825326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД