Папки-передвижки

План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Татьяна Доценко
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию

«Развитие математических способностей

детей старшего дошкольного возраста

через игровую деятельность»

Воспитатель: Доценко Т. А.

Дата начала работы над темой: 01. 09. 2021 г.

Дата окончания: 31. 05. 2022 г.

Публикация «План по самообразованию „Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

- обогащать новыми представлениями и понятиями;

- закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Актуальность: огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Этапы реализации

Подготовительный (сбор информации по проблеме)

- определение темы по самообразованию;

- постановка цели и задач по самообразованию;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

- подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток;

- изготовление развивающих игр по математике;

- создание развивающей среды в группе;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;

- разработка конспектов игр – занятий образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН.

- привлечение родителей к совместной работе;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП;

- проведение анкетирования родителей.

Организационно – диагностический

- работа над планом;

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- развивающие игры и упражнения;

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие

ситуации;

- интерактивные игры;

- игры-головоломки.

Итоговый

-повышение исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремление к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей);

- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;

- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);

- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о

проделанной работе).

- планирование деятельности и перспектив развития;

- презентация «Занимательная математика»;

- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Методы и формы работы:

Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Методы и приё мы работы с детьми: игровые, практические, словесные наглядные; показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.

Предполагаемые итоги реализации:

- повышение своей компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений посредством дидактических и интерактивных игр;

- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;

- разработка и апробирование дидактических игр, карточек, презентаций;

- создание педагогических разработок по теме;

- проведение родительских собраний и консультаций;

- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы.

- участие в педагогических советах, вебинарах;

- обмен опытом с воспитателями на своем сайте;

- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования : «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Основные вопросы, намеченные для изучения:

-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального

назначения;

-желание улучшить образовательный процесс;

-разработка презентаций по математике;

-разработка и внедрение дидактических материалов;

-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных

пространствах, в методических журналах;

- разработка перспективного планирования по формированию элементарных математических представлений;

-доклады и выступления по распространению опыта работы.

Методическая работа:

-выбор и определение темы самообразования;

-планирование работы по теме самообразования;

-определение цели, задач;

-подбор методической литературы;

- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;

- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;

-диагностика знаний и умений детей в данной области;

-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;

-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.

Перспективный план работы по теме самообразования

Месяц Тема Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Определить уровень математических способностей детей - диагностика.

Счёт до 5.

«Геометрические фигуры».

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

2. Составить перспективный план работы по самообразованию.

3. Проведение диагностики детей в начале учебного года.

4. Анализ результатов диагностики.

Упражнять детей в счёте до 5; в умение сравнивать две группы предметов.

Игры:

«Собери в корзину»

«Что, где».

Закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах.

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?». Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Октябрь «Число и цифра 6».

«Измерение жидкости». 1. Изучить теорию обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.

2. Работа над развивающей математической средой группы.

3. Знакомство с литературой.

4. Оформление уголка группы.

Знакомство с числом 6.

Игры: «Не ошибись», «Скажи наоборот»,

«Кто больше назовет».

Проблемная ситуация: «Как узнать, сколько воды в банке?».

Упражнение: «Сделай узор».

Консультация

«Веселая математика дома».

Ноябрь «Трапеция, ромб».

«Число и цифра 7». 1. Разработка картотек игр по ФЭМП.

2. Подбор дидактического материала.

3. «Математика для дошкольников» - оформление папки –

передвижки.

Познакомить с трапецией и ромбом.

Знакомство с числом 7.

Упражнение: «Классификация фигур».

Игры: «Кто знает – пусть дальше считает», «Что изменилось», «Что, где», «Назови фигуру».

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Декабрь «Четырёхугольник».

«Число и цифра 8». 1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Познакомить с признаками четырехугольника.

Игры:

«Игра с палочками»,

«Отгадай, что мы делаем?»

«Отгадай где».

Упражнения:

«Сделай фигуру»,

«Назови порядок».

Игры: «Кто больше принесет?»,

Знакомство с числом 8.

Игры:

«Какой цифры не стало?»,

«Что изменилось?»,

«Кто быстрее?».

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

«Как изготовить игру своими руками из бросового

материала» -

практическое занятие с

родителями.

Январь «Задача.

Структура задачи».

«Ориентировка во времени». 1. Работа над созданием методических папок.

2. Подбор материала по темам.

Дать представление об арифметической задаче. Учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ.

Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.

Игры: «Ответь на вопрос», «Что, где?»,

«Отгадай – ка», «Отгадай число», «Четвёртый лишний», «Неделька, стройся!».

Консультация «Как организовать игры детей дома с

использованием занимательного материала».

Февраль «Измерение протяженности».

«Знаки сравнения: меньше, больше и равно». 1. Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

2. Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей. 3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры).

Учить измерять протяженность с помощью условной мерки. Познакомить со знаками сравнения: меньше, больше и равно. Интегрированное занятие.

Упражнение: «Сделай по-другому».

Игры: «Какой цифры не стало?», «Скольким куклам завяжем бантики?»,

«Считывай, сравнивай, записывай», «Найди пару». Консультация для родителей «Математика – это интересно».

Кроссворд по счёту в уголке, для родителей.

Март «Измерение сыпучих веществ».

«Число и цифра 9». 1. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

Эксперимент: «Сколько гороха в миске?».

Игры: «Найди пару», «Книги на полке»,

«Кто больше назовет»,

«Отгадай сколько шагов».

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9.

Математический досуг с

родителями

«По следам Колобка».

Апрель «Деление целого на равные части».

«Число и цифра 10». Подбор презентаций, интерактивных игр по изучаемым темам. Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина». Познакомить с образованием числа 10.

Упражнение: «Делим торт».

Игры: «Найди свой домик», «Игра с кубом», «Отгадай – ка».

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.

Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

Май Ориентировка во времени. Часы.

Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия.

Диагностика. 1. Выступление по обмену опытом по теме: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность». 2. Презентация по теме.

3. Проведение итоговой диагностики по ФЭМП детей старшей группы.

4. Анализ диагностики детей. 5. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

Игра: «Определи, который час».

Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, отрезке, луче, прямой линии, кривой линии и их основных признаках.

Игры: «Узнай и назови», «Отгадай – ка».

Итоговое занятие «Математическое королевство» - закрепить пройденный

материал.

Консультация «Логические упражнения и задачи, как средства

занимательной математики».

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Заключение: в процессе работы над данной темой, я могу сделать вывод, что мой профессиональный уровень повысился. Этому способствовало изучение методической литературы, проведение ряда мероприятий, а также ежедневная работа с детьми. Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП у дошкольников. Я старалась внести новшества и стала использовать нетрадиционные формы в организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился познавательный интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения активно провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово - ТВОРЧЕСТВО!

Методическая литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1991г.

2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

4. Математика от трех до шести : учеб. - метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб. : Детство-Пресс, 1996

5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа /авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010

6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990 г.

7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004 г.

8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999 г.

9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002 г.

10. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989 г.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 21:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД