МААМ-картинки

План по самообразованию «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам»

Балашова Наталья
План по самообразованию «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам»

План по самообразованию

Тема: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».

(дошкольная группа от4 до 5 лет) 2021-2022 учебный год

Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.

Публикация «План по самообразованию „Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам“» размещена в разделах

Актуальность темы: В настоящее время в связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас

- неумение согласовывать слова в предложении

- нарушение звукопроизношения

- низкий уровень развития связной речи

- несформированность психических процессов

- несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Цель для педагога:

-Создать условия для развития связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повысить уровня речевой активности детей. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности родителей в вопросе развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Цель для детей :

-Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Повышение интерес к народному творчеству, сказкам и художественной литературе.

Задачи:

1. Развитие связной монологической и диалогической речи.

2. Обогащение словарного запаса детей.

3. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

4. Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

5. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи.

6. Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Ожидаемый результат для педагога:

Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для обучения пересказу с использованием мнемотаблиц, с целью развития развития связной речи детей

Ожидаемый результат для детей :

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, рассказыванию сказок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно учатся свободно держаться перед аудиторией

Формы отчетности :

- создать картотеку «Мнемотаблиц по сказкам».

-открытое занятие для педагогов в рамках ДОУ и консультация для воспитателей по данной теме.

-составить конспекты занятий, развлечений.

- проведение мастер-класса, консультации, рекомендации, памятки для родителей.

План работы по данной теме на год

Сроки

Литература для изучения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь-

октябрь-

ноябрь

- Знакомство с теоретическими знаниями о развитии речи при помощи мнемотаблиц, изучение литературы, подбор диагностического материала.

Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.

Дидактические игры по речевому развитию «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки, «Буква моего имени», «Назови слова», «Употребление предлогов»

Пересказ русской народной сказки «Репка»

Описание самого себя «Мой портрет».

Заучивание стихотворения «Листопад»

Составление описательного рассказа «Золотая осень»

Пересказ сказки «Теремок»

Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк» - Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи детей»

-информация в родительский уголок «Учим стихи вместе с детьми с помощью мнемотаблиц».

- оформление родительского уголка.

-Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни»

- совместно с детьми участие в выставке работ из природного материала

- изучение опыта педагогов ДОУ

Декабрь-

январь-

февраль

1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».

3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».

- Изготовление альбома

«Мнемотаблицы для работы по сказкам».

-Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике «Найди лишнюю картинку», «Мемо» и др.

-Применение упражнений пальчиковой гимнастики на занятиях.

-Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

-Творческие сказки : «Как ёжик зайца выручил»,

«День рождения зайца». (Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемосхем для придумывания сказки)

-Работа над темой «Защитники отечества». Составление описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи мнемотаблицы.

Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»

Рассказывание сказки «Рукавичка»

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская

Заучивание стихотворения «Дед мороз прислал нам елку» В. Петрова использованием мнемодорожки)

-консультация по теме: «Учимся пересказывать художественную литературу вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

-информация в родительский уголок «Учим стихи -развиваем память»

-пополнение центра театрального уголка костюмами, масками атрибутами для инсценировок

-Оформление папки-передвижки «Отгадываем и загадываем загадки вместе с детьми с помощью мнемотаблиц»

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами».

-сотрудничество с

детской библиотекой в

подборе методической

литературы.

-Консультация для педагогов «Мнемотехника в детском саду»

Март-

апрель-

май

Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Владос, 2015.

Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

- Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

- Пересказ сказки «Лиса и заяц»

-Рассказывание сказки Л. Толстой «Три медведя»

Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

- Досуг «Вечер загадок» с использованием приёмов мнемотехники

-Заучивание стихотворений А. Барто (использование метода мнемотехника)

-Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

-Диагностика результатов работы

- родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее. Наши достижения» выступление «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

-Консультация для родителей «Уровень развития речи детей 4 – 5 лет»

-Консультация для родителей «Читаем сказку – рисуем сказку»

-Информация в родительский уголок «Рассказ. Учим детей составлять рассказ с помощью приемов мнемотехники»

- Папка-передвижка для родителей «Использование мнемотехники дома».

-

- Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

-отчет по самообразованию, презентация

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Многофункциональное учебное-методическое пособие для формирования связной речи «Дом» с использованием элементов мнемотехникиМногофункциональное учебное-методическое пособие для формирования связной речи «Дом» с использованием элементов мнемотехники Многофункциональное пособие для формирования связной речи с использованием элементов мнемотехники. Цель: Формирование устной речи и навыков.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам»
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 10:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД