Получи документы

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Анастасия Гришина
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

План по самообразованию по теме : «Экологическое воспитание детей младшего возраста».

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план потому что деятельность человека в природе, часто бывает безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание детей младшего возраста“» размещена в разделах

Сегодня дошкольное образование, направленно в будущее и поэтому экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Экологическое воспитание должно начинаться с первых дней поступления ребенка в детский сад. Эта та образовательная область, которая способна объединить разные сферы воспитательно-образовательной деятельности вокруг темы познания ребенком окружающего мира. Системная работа позволяет формировать не только знания, но и экологическую культуру дошкольников. Для детей раннего возраста особенно важен комплексный подход, который может дать возможность малышу многократно в разных видах деятельности повторить изучаемый материал, закрепить его в практической деятельности.

В раннем дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой. Именно на этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому экологическое воспитание детей младшего школьного возраста надо начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Важно заинтересовать ребёнка, что бы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, начинает задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. Любовь к природе и бережное к ней отношения у ребё нка формируется когда он видит каждый день пример со стороны взрослых: воспитателей и родителей.

Цель самообразования :

Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в свою работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. А также, формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать начальные экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну).

Задачи самообразования :

Изучение учебной, справочной научно – методической литературы. Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование. Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с младшими дошкольниками. Формировать начальные экологические знания, умения и навыки воспитанников.

Ожидаемый результат:

- Дети проявляют любопытство и активный интерес к познавательно исследовательской деятельности, объектам и явлениям природы.

- Имеют первичные представления об экологических понятиях соответственно возраста (сезонные изменения в природе, животный и растительный мир, объекты неживой природы др.).

План работы с детьми.

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию :

Игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические)

Опытно исследовательская деятельность

Разучивание песен и небольших стихов.

Просмотр экологических спектаклей.

Досуги и экологические праздники :

День птиц (1 апреля)

День посадки деревьев (13 мая)

Проведения сезонных выставок и поделок из природного материала.

Участие в экологических акциях :

«Синичкин день», «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке по кормушке», «Каждому скворцу по дворцу».

Беседы по теме: «Овощи и фрукты полезные продукты», «Синичкин день»

«Покормите птиц зимой», «Что страшней голод или холод?», «Мы друзья природы», «Поможем природе».

Проекты: огород на подоконнике.

Чтение сказок, пословиц и стихотворений согласно программному содержанию и связанных с экологией.

Работа с родителями: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей через совместную работу: воспитатель – родитель – ребёнок. Через участие в экологических праздниках и акциях, и совместная работа над поделками из природного материала.

Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь

Осень – период сбора урожая

1. Наблюдение за комнатными растениями.

Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

2. Игра «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.

Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей. Воспитывать любовь к природе.

3. Рисование «Дорисуй морковку»

Цель: через рисование формировать интерес к окружающей природе, учить детей рисовать мелками; формировать интерес к рисованию; развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе.

4. Лепка «Огород»

Цель занятия. Через занятия лепкой формировать интерес к окружающей природе. Учить детей вдавливать в основу из пластинчатого материала; формировать интерес к работе с пластилином; учить располагать детали на картоне рядом на ровном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.

5. Аппликация на скотч. «Что собрали в огороде».

Программное содержание: побуждать детей выполнять элементарные работы в технике аппликации на скотч, вызывать интерес заниматься изобразительной деятельностью, воспитывать аккуратность в процессе совместной деятельности.

Консультация: «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста».

Организация совместной (родителя и ребёнка) выставки поделок из природных материалов. На тему: «Богатая осень урожаями»

Октябрь

Труд человека в природе

1. Наблюдение за комнатными растениями.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растений (листья, цветы). Продолжать учить правильно держать лейку, направлять струю воды.

2. Опытно – исследовательская деятельность «Какой водой мы поливаем растения: теплой или холодной?»

3. Наблюдение за изменениями в природе: листопадом. Обратить внимание детей, что на дорожках листья. Беседа на тему: «Кто дорожки нам подметает?». Знакомство с профессией дворник.

4. Лепка. «Дорожка с камушками» учить детей вдавливать в основу из пластилина материал; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику. Формировать интерес к окружающей природе. Вспомнить про листопад, как явлении в природе. Что листья так же падают на дорожку.

5. Подвижная игра: «Мы дорожки уберем, мы листочки соберём».

Цель: закрепить знания об осенних изменениях в природе, о листопаде, профессии «дворник». Консультация на тему «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника».

Папка-передвижка

Экологическое воспитание детей в семье.

Ноябрь

Птицы

1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.

2. Лепка: «Покормим птичек»

Цель занятия: закрепить знания о том что едят птички. Продолжать учить отщипывать маленькие пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластичным материалом; развивать мелкую моторику.

3. Рисование «Рябинка»

Цель занятия. Формировать интерес к окружающей природе. Закрепить знания о том что птички едят рябину. Учить детей правильно держать в руке фломастер (или карандаш); формировать навык рисование кругов небольшого диаметра; учить располагать круги заданным образом в соответствии с рисунком – основой.

4. Наблюдение на прогулке: за тем как воспитатель кормит птиц. Цели:

прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.

Совместное участие с детьми и воспитателями в экологической акции «Синичкин день».

Размещение информации в родительском уголке: «Как правильно кормить птиц», «Что страшней для птицы: голод или холод?»

Декабрь

Звери и птицы зимой

1. Опытно – исследовательская деятельность: «Снег какой?»

2. Наблюдение на прогулке за птицами.

Цель: Формировать умение вести наблюдение за птицами, прилетающими на участок и на кормушку. Познакомиться понятием «зимующие птицы».

3. Рисование. «Зимняя полянка»

Цель занятия. Закрепить понятия о том, что зайка и лиса дикие животные живут в лесу. Воспитывать любовь к природе. Познакомить детей с новой техникой рисования – рисованием пальцами; формировать интерес и положительное отношения к рисованию.

4. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес».

Цель: об обитателях зимнего леса: птиц и зверей.

Совместное изготовление родителями вместе с детьми кормушки.

Выставка фотографий семейного досуга: «Покормим вместе птичек мы!»

Новый год

1. Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку» Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью.

2. Наблюдение «Наша елочка живая»

Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему

(стряхивать снег с веток, не ломать ветки)

3. Лепка. «Наряжаем ёлку!»

Цель занятия. Закрепить знания о ё лке: зеленая, колючая, есть иголки. Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки; учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; учить детей размазывать пластилин на основе; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

4. Аппликация из стикеров. Красивые флажки для нашей ёлочки.

Программное содержание. Побуждать детей выполнять элементарные работы в технике аппликация из стикеров, соблюдать алгоритм работы, формировать партнёрские отношения, вызывать эмоциональный настрой заниматься изобразительной деятельностью, воспитывать аккуратность в процессе совместной деятельности. Закрепить понятия о ё лке: зеленая, нарядная, есть иголки.

5. Литературное чтение. Наша ёлочка». Цель: побуждать детей выразительно воспроизводить художественные поэтические тексты. Новогодняя выставка поделок из эко материалов.

Консультация в родительском уголке: «Как знакомить малыша с природой».

Январь

Животные жарких стран и севера, их детеныши

1. Развитие речи. «Животные севера»

Цель. Дать детям представление о животных севера. Знакомство детей с некоторыми видами животных севера, формировать у детей представление об условиях жизни и месте их обитания. Активировать словарный запас по этой теме.

2. Игра «Кто на севере живет?»

Цель. Уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мелкую и общую моторику детей.

3. Развитие речи. «Животные жарких стран». Цель. Дать представления детям о животных жарких стран (слон, жираф, лев). Учить детей внимательно рассматривать игрушки: слона, жирафа и льва, отмечать их особенности. Воспитывать любовь к животным.

4. Художественно – эстетическое развитие.

Прочтение и разбор по вопросам и сюжетной картинке стихотворения А. Барто «Слон». Обратить внимание на то что слон живет в жарких странах.

5. Рисование. «Грива льва».

Цель. Продолжать учить рисовать детей красками, используя кисти; учить рисовать в технике примакивания; формировать интерес и положительное отношения к рисованию. Закрепить знания о том, что лев – это животное жарких стран.

6. Тематическая беседа. «Почему бывает жарко?»

7. Лепка «Солнышко».

Цель занятия. Продолжать учить детей смешивать пластилин разных цветов, закреплять усвоенные навыки работы с пластичными материалами – скатывание, размазывание; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Объяснить, что в жарких странах даже зимой солнышко так «греет» что снега нет. Подборка развивающих мультиков по теме «Животные жарких стран и севера, их детеныши» для родительского уголка.

Февраль

Растём здоровыми

1. Развитие речи. «Овощи и фрукты полезные продукты».

Цель. Продолжать формировать представления об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья. Развивать умение употреблять в речи названия овощей и фруктов

2. Лепка. Румяные яблочки.

Цель занятия: закреплять умение детей скатывать пластилиновых шариков; учить смешивать пластилин разных цветов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3. Занятие по сенсорному развитию. Определи по запаху. Цель занятия. Развитие обоняния – восприятие и различение на запах фруктов, овощей, ягод и зелени с характерным запахом.

4. Опытно – исследовательская деятельность: «Огород на подоконнике». Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.

5. Наблюдение за ростом лука

Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода. Консультация в родительском уголке: «Кризис трёх лет».

Консультация в родительском уголке: «Правильное питания дошкольника – залог здоровья на всю жизнь!»

Привлечение родителей к участию в проекте: «Огород на подоконнике».

Март

Животные и птицы весной

1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание о то что птички стали «веселее петь».

2. Опытно – исследовательская деятельность: «Что произойдёт если растает снег?»

3. Развитие речи. Таня и голуби.

Программное содержание. Побуждать детей воспринимать сюжет картины, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, повторяя отдельные слова и простые фразы. Формировать способность к обобщению путём упражнения детей в подборке к глаголам соответствующих существительных.

3. Окружающей мир. Что весна нам принесла. Совершенствовать навык наблюдения, выделять основные приметы весны: светит ярче солнце, снег тает, птицы щебечут, чирикают. Развивать зрительное восприятие и воспитывать эстетическое чувства и любви к окружающей природе.

4. Рисование «Утята на прогулке». Продолжать учить детей рисовать в технике штамповки; сенсорное развитие - уточнять и закреплять знания цветов и форм; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определённым образом относительно друг друга; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Организация совместной выставки рисунков родителей и детей «Весна красна пришла»

Консультация для родителей

«В мире животных весной».

Апрель

Земля наш общий дом

1. Окружающий мир. «Смотрит солнышко в окошко».

Программное содержание. Формирование представлений о растительном мире и условиях для их роста: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зелёный, красный жёлтый. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое чувство любви к окружающей природе. Консультация в родительском уголке: «Сбережем нашу планету для будущего»

Организация фотовыставки: «Наш семейный отдых в парке!»

Привлечь к участию в акции родителей «Очистим мир».

Май

Насекомые

1. Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Цель: формировать реалистические представления о природе. Закрепить желание наблюдать за насекомыми. Формировать представление о насекомых (маленькие, у них много лапок, у некоторых есть крылья, насекомые ползают, летают). Учить различать насекомых и называть некоторых из них. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

2. Лепка. Бабочка - красавица.

Цель. Закрепить знания детей о том что бабочка – это насекомое. Закрепить навыки работы с пластичными материалами – ощипывание, размазывание, смешивание, скатывание маленьких пластиковых шариков (двумя пальцами); освоить новый приём плоскостной лепки – «раскрашивание» контурной картинки при помощи пластилина; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3. Рисование. Жук.

Цель занятия. Закрепить знания детей о том что жук – это насекомое. Закрепить умение детей пользоваться кисточками и краской, закрепить навыки детей в технике до рисовывания деталей; учить правильно располагать изображение на листе, не выходить за края; формирование интереса и положительного отношения к рисованию. Консультация в родительском уголке: «Что делать если ребёнка укусила пчела?»

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Отчёт по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников»Отчёт по самообразованию по теме «Экологическое воспитание дошкольников» В 202-2023 году я работала по методической теме: «Экологическое воспитание дошкольников». Цель: - повысить свой профессиональный уровень.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 09:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД