Елена Раскаткина
План самообразования учителя-логопеда на 3 года
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 45»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ д/с № 45
___С. Г. Грубова
«» 2010 г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-логопеда
Е. Н. Раскаткиной
на 2010 – 2011 учебный год
Арзамас, 2010
Тема: Особенности словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность
Публикация «План самообразования учителя-логопеда на 3 года» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
ЦЕЛИ:
Выявление особенностей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ЗАДАЧИ:
Изучить особенности словарного запаса дошкольников с ОНР в специальных научных исследованиях.
Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Пополнить развивающую среду кабинета.
План изучения темы
1. Приемы формирования лексики (словаря существительных, прилагательных, глаголов).
2. Прием формирования словаря «живые картинки».
3. Культура речи педагога.
Инновационно-профессиональная деятельность
по завершению изучения вышеуказанной темы
1. Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ «Прием формирования словаря «живые» картинки».
2. Оформить дидактические игры по формированию и обогащению словаря дошкольников, развитию связной речи.
3. Подготовить консультацию для родителей по интересующей теме «Развитие словаря у дошкольников 6-го года жизни».
4. Участие в заседаниях городского методического объединения учителей-логопедов.
Литература:
1. Глухов В. П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М. ,1987
2. Глухов В. П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология. -1988.-N 4
3. Жукова Н. С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М. ,1998.
4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».-М. ,1991.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит, СПб. : Актцидент,1997.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи, СПб. : Акцидент, 1997.
7. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. -М. ,1999.
8. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /
Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-логопеда
Е. Н. Раскаткиной
на 2011 – 2012 учебный год
Арзамас, 2011
Тема: Изучение глагольного лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Актуальность
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
По данным Р. Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.
Жукова Н. С., Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, Л. Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.
Г. А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.
Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.
ЦЕЛИ:
Выявление особенностей развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ЗАДАЧИ:
Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы.
Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Пополнить развивающую среду кабинета.
Инновационно-профессиональная деятельность
по завершению изучения вышеуказанной темы
1. Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Формирования глагольного словаря».
2. Оформить дидактические игры на формирование и использование глагольного словаря.
3. Разработать консультацию для педагогов о взаимодействии участников образовательного процесса.
4. Участие в заседаниях городского методического объединения учителей-логопедов.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя-логопеда
Е. Н. Раскаткиной
на 2012 – 2013 учебный год
Арзамас, 2012
Тема: Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Актуальность
Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики. Особого внимания заслуживает овладение детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений.
Современные исследования отечественных дефектологов говорят о том, что идёт неуклонный рост числа детей с различными видами речевой патологии, в том числе, с общим недоразвитием речи. У детей данной категории имеет место несформированность всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. В своих работах исследователи указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, на недостатки синтаксической системы языка, на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку.
ЦЕЛИ:
Выявление особенностей логопедической работы по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ЗАДАЧИ:
Изучить проблему формирования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи в специальных научных исследованиях.
Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
Пополнить развивающую среду кабинета.
Инновационно-профессиональная деятельность
по завершению изучения вышеуказанной темы
1. Разработать комплекс занятий по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
2. Разработать рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ, родителей по использованию с детьми игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Участие в заседаниях городского методического объединения учителей-логопедов.
Литература.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.
2. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Особенности лексико-грамматического оформления предложений дошкольниками 5-6 лет с ЗПР // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - №3. – С. 9-12.
3. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
4. Кроткова А. В., Дроздова Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - С. 26-34.
5. Матросова Т. А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития. – М. : Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – 24с.
6. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
7. Чистякова И. А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников: Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2005.- 96с.