Ирина Бурлакова
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и достопримечательностями малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по саморазвитию воспитателя (старшая группа)
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Актуальность:
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и достопримечательностями малой Родины» размещена в разделах
В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми педагогическими образовательными технологиями в обучении, развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить, развивать и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные, но при этом обучая других, учиться самому.
Цель саморазвития:
• самосовершенствовать профессиональную деятельность воспитателя;
• повышать свой теоретический, научно-методический уровень;
• профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи программы саморазвития: повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через :
• изучение требований ФГОС ДО;
• прохождения курсов повышения квалификации;
• изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
• распространение собственного педагогического опыта;
• создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
• самообразование.
Основные направления деятельности:
1. В информационной области:
• использование интернет и мультимедиа - ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
• создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ - технологий.
2. В диагностико-прогматической области:
• совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
• овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
• планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
• применение ФГОС ДО в практической деятельности;
• дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
• изучение и распространение передовых педагогических технологий;
• формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;
• формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В инновационной и экспериментальной области:
• участие в семинарах и мастер-классах;
• внедрение в практику инновационных педагогических технологий;
• методические семинары, практикумы;
• реализации собственных творческих способностей.
5. В области повышения квалификации:
• очное и дистанционное повышение квалификации, курсы-онлайн;
• участие в конференциях, тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и фестивалях, и выставках, стажировочных площадок разного уровня.
6. В области развития личностных качеств:
• Самопознание, анализ своей педагогической деятельности.
• Мои плюсы, я могу.
Использую методы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности, способности к сотрудничеству. Применяю в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр. Правильно моделирую игровое пространство. Выбираю подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении. Анализирую собственную педагогическую деятельность.
• Приобретение качеств, необходимых для дальнейшего профессионального роста.
• Развитие личностных качеств, духовно-нравственных ценностей.
Развитие самостоятельности, инициативности, настойчивости, способности быстро и качественно выполнять порученное дело, ответственности за результаты воспитательно – образовательной работы педагогов в детском саду. Приобретение знаний в области анатомо-физиологических и психологических особенностей разных поколений педагогов, необходимых для построения воспитательно - образовательной работы в условиях дошкольного учреждения. Формирование правосознания гражданской ответственности, активной жизненной позиции.
• Самоопределение, выбор темы по самообразованию.
Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила тему для повышения самообразования «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины».
Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины.
Задачи:
1. Расширить представления о родном крае. Познакомить с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
2. Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Развивать творческие способности детей.
3. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников : пополнить центр патриотического воспитания в группе дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Методы и приемы:
• Проведение тематических занятий.
• Оформление серии выставок для детей.
• Изготовление поделок.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
• Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
• Проведение мастер класса для родителей.
• Работа с методической литературой.
Сроки реализации: 1 год
Этапы самообразования:
№п/п Мероприятия Сроки
Организационно – ознакомительный этап
1 Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей. В течение года
2 Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала. Ноябрь
Декабрь
3 Подбор дидактического и игрового материала для игровой и познавательной деятельности. В течение года
4 Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе. В течение года
5 Составление перспективного плана работы. Октябрь
6 Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей. Октябрь
Апрель
7 Консультации для родителей. Октябрь
Апрель
Основной этап
1 Диагностика детей по выбранной теме. Сентябрь
2 Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей. Сентябрь
3 Реализация проекта «Наш родной город Нижний Новгород», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине. В течение года
4 Проведение родительских собраний, круглых столов. Октябрь
Февраль
Май
5 Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей. В течение года
6 Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах. В течение года
Заключительный этап
1 Обобщение и систематизация материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Сентябрь - ноябрь
2 Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет. Сентябрь - ноябрь
3 Распространение педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях. Сентябрь - ноябрь
4 Показ открытого занятия. Май
Планируемые результаты:
• Умение анализировать научно-методическую литературу.
• Овладение эффективными методами и приемами, и технологиями для развития детей дошкольного возраста согласно с требованиями ФГОС ДО.
• Распространение собственного педагогического опыта среди молодых специалистов.
Литература:
• Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
• Антонов Ю. Е, Левина Л. В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003.
• Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : Управление ДОУ, 2006.
• Жирякова И. В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» : Управление ДОУ, 2008
• Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» : М., 2004.
• Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
• Зверева О. Л. «Социальное развитие ребенка» - М. : А. П. О. 1994.
• Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М. : Мозаика-Синтез, 2013г.
• Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников : учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М. : Детство-пресс, 2009.
• Кобзева Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т. Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
• Коротовский Л. Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ» : Управление ДОУ, 2006.
• Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» : Управление ДОУ, 2005.
• Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4.
• Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» : Управление ДОУ, 2006