Получи документы

Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»

АННА ТЕПЛОВА
Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Долинска Сахалинской области

План

по самообразованию

воспитателя Тепловой Анны Германовны

Тема: «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»

На 2017 – 2018 учебный год для детей подготовительной

к школе группы (с 6 до 7 лет).

Тема: «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»

Публикация «Тетрадь самообразования „Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств“» размещена в разделах

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего края. Знакомясь с родным краем, ребенок учиться осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условий и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Цель: помочь детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств : любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Задачи ознакомления дошкольников с родным краем :

1. Повысить собственный уровень знаний путём создания проекта «Знаменитые люди моего края».

2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

3. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

4. Оформить в группе уголок.

5. Принять участие на педагогическом совете по теме «Воспитание любви родного края через формирование патриотических чувств».

В работе можно использовать разные методы: занятия, посвященные истории города, края, экскурсии, прогулки по городу, чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному городу, краю. Активную помощь могут оказать родители в сборе информации о своем крае, городе, репродукций и фотоматериалов.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств.

Трудно спорить, когда говорят: «Воспитывают все, что окружает растущего человека». Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности. Многие родители не считают главной задачей воспитывать патриота, так как, думают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте; многие надеются на детский сад, школу.

Необходимо разъяснить родителю, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Иначе в дальнейшем будет трудно воспитать сдержанность – привить важные понятия: быть сильнее не физически, а духовно.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семья есть свои, присущие только ей традиции, то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В данном направлении работы можно провести этические беседы о семье, о близких родственниках; предложить детям составить рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхает. Вместе с детьми подготовить подарки для бабушек и мам, провести совместные праздники, маленькие концерты, инсценировать сказки, провести выставки рисунков на темы: «моя мам – лучше всех», «Моя семья», «Дом моей бабушке», «Как мы отдыхали». Совместно с родителями оформить альбом «Моя дружная семья», создать игровую зону, где оборудовать избу с печкой, домашней утварью и предметами быта. Играя вместе с детьми, объяснить назначение тех или иных предметов, показать историческую преемственность с современными аналогами (лучина – керосиновая лампа; валик – чугунный утюг на углях – электрический утюг, приобщать детей к истокам русского народного творчества.

В работе с семьей необходимо обязательно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Совместно с родителями продолжать оформлять уголок по патриотическому воспитанию, собрать стихи, сказки, рассказы о родной стране, крае, городе, совершить экскурсии по улицам города, в музеи, к памятникам, провести вечера отдыха: «Вместе с мамой», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Хлеб – всему голова», на которых дети вместе с родителями могут принять участие в различных конкурсах, соревноваться в аттракционах, спеть колыбельные песни, рисовать сказки.

Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

Перспективный план работы на 2017-2018 учебный год

Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания следует уделять предварительной работе. Так, на выходные дни можно дать выполнить следующие задания: сходить к памятнику, узнать о подвигах горожан в годы войны. Выяснить у детей, на какой улице находиться детский сад. Почему ее так назвали?

Провести вместе с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предложить детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложить литературу, материалы, папки-передвижки.

Но родной край не только воин, но и труженик. Познакомить детей с трудом хлеборобов. Рассмотреть колосья пшеницы, сравнить их с рожью и ячменем. Провести экскурсии на хлебозавод, в хлебобулочный магазин. Хлебу посвятить тематическую неделю, где дети расскажут, откуда берется хлеб, попробуют его на вкус. В конце недели провести музыкально-познавательное занятие «Хлеб своему голова». Где активное участие примут родители. В конце занятия вместе с родителями устроить чаепитие.

Свои впечатления дети могут отразить в играх. В работе широко используются русские народные игры (Гуси-лебеди, Петушиный бой, Краски, Обыкновенные жмурки, Жары, а также можно разработать ряд дидактических игр о родном крае, городе (Узнай и опиши, Когда это бывает, Путешествие колоска).

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (Стройка, Завод, Уборка урожая).

Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию и ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующее отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей можно оформить как тематические выставки: «Мой город», «Природа моего края», «Родные улицы», на которых дети сами становятся экскурсоводами – рассказывают о своих работ.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно- патриотических чувств у детей. Поэтому большая роль отводиться использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники: «Веселье и труд рядом живут», «Традиции русской семьи», «На родной земле».

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополнение тематического уголка «Моя родина Сахалин».

В работе можно использовать «домашнее задания». Накануне выходных, отпуска, выезда за пределы города, на природу дети и родители получают задания: понаблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе следует опираться на родителей не только как на помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме должна вестись с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки -это живые участники истории родного города, края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

Таким образом, ознакомление с родным городом, краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой город, край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Работа с детьми Работа с родителями Методическое обеспечение

Сентябрь

Я и моя семья

1. Составление творческих рассказов «С кем я живу», «Моя семья».

2. Беседы «Где работают мои родители», «Мамины руки.

3. Чтение рассказа Р. Гамзатова «Мой дедушка».

4. Заучивание стихотворений. 1. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала.

2. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

3. Сбор фотографий для составления альбома о городе. Фотографии, книги, альбомы.

Октябрь

Природа родного края

1. беседа «Растение и животные нашего края».

2. Экскурсия «Деревья и цветы на участке».

3. Игра перевоплощение «Я осенний листочек».

4. Беседа «Ты часть природы». Знакомство с красной книгой края.

1. Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день».

2. Выставка поделок из природного материала. Красная книга.

Ноябрь

Быт и традиции

1. Беседа «знакомство детей с русскими народными промыслами «Россия моя мастерская».

2. Беседа «Народные традиции на Руси»

3. Стихи потекши про дымковские игрушки. Привлечение родителей к сбору предметов быта в мини-музей. Предметы быта: самовар, ухвать, кочерга, печь, чугунок, прялка.

Альбомы с народными росписями.

Декабрь

Мой город

1. Беседа: «Город мой Долинск».

2. Экскурсии по городу.

3. Посещение библиотеки.

4. Рисование: «Я люблю свой город» Экскурсии по городу Оформление стенгазеты ко дню города. Подбор фотографий о городе. Стихи, рассказы о городе.

Январь

Наша Родина Россия.

1. Беседа «Москва столица нашей Родины».

2. Символика России: герб, флаг, гимн.

3. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о Родине.

4. Развлечение «Колядки».

1. Роль художественной литературы в нравственном воспитании. Корта, глобус,.

Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине.

Февраль

Наши защитники

1. Беседы «Защитники Отечества».

2. Составление творческого рассказа «Где бы я хотел служить».

3. Спортивные развлечения «Защитники Отечества».

5. Изготовление подарков для пап и дедушек. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Богатыри земли Русской».

Участие родителей в спортивном развлечении «Защитники Отечества» Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси.

Март

Нет никого краше мамочек наших.

1. Составление рассказа «За что я люблю свою маму».

2. Фотовыставка «Вот какие наши мамы».

3. Изготовление праздничных открыток мамам и сотрудником детского сада.

4. Празднечный концерт для мам. Участие в фотовыставке «Вот какие наши мамы».

Участие родителей в праздниках и сотворчество детей и родителей в составлении рассказа «За что я люблю свою маму». Подбор иллюстраций о женских профессиях.

Пословицы, поговорки, стихи о маме.

Апрель

Богатство нашего края

1. Беседа «Как хлеб на стол пришел».

2. Рассматривание фотографий и иллюстраций природных богатств края. Помощь в организации экскурсий на хлебозавод, в хлебный магазин. Книга о родном крае.

Май

И помнит мир спасенный

1. Экскурсия к памятнику «Мемориал славы».

2. Конкур рисунков «Этот день победы».

3. Прослушивание военных песен

4. Праздник ко Дню Победы. Привлечение родителей к сбору военной атрибутики.

Помощь в организации экскурсии. Военная атрибутика, медали, картины (начало – конец войны, аудиозаписи: песни фронтовых лет.

Выход темы:

1. Провести экскурсии по достопримечательностям города.

2. Познакомить с тружениками нашего города, которые прославили наш край.

3. Вместе с родителями посетить краеведческий музей, посетить избу медведя.

4. Оформить выставку рисунков «Богатыри земли Русской», «Вот какие наши мамы», «Этот день победы».

5. Выступить с отчёт на педагогическом совете.

Список литературы:

1. Данилин Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. :АРКТИ, 2005

2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С. 19-22

4. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990

5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6. С. 8-9

7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005

8. Кокина Н. Нам дороги эти позабыть нельзя…// Музыкальный руководитель. -2006. №2. С. 4-6

9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности / Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – 2-е изд. - М. : АРКТИ, 2004

10. Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал, №1, 2005

Публикации по теме:

План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у дошкольников" Тема: Формирование патриотических чувств.

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно,.

Воспитание любви к родному краю у дошкольников старшего возраста в сотрудничестве с семьёй 1 сл. Я воспитатель детского сада №16 «Жемчужинка» представляю вам опыт своей работы на тему: «Воспитание любви к родному краю у дошкольников.

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.

Формирование у дошкольников патриотических чувств, как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится.

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.

План самообразования «Воспитание патриотических чувств дошкольников Республики Крым через ознакомление с родным краем» План самообразования «Воспитание патриотических чувств дошкольников Республики Крым через ознакомление с родным краем, природой»Цель: развитие.

Презентация «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств» .

Проект «Воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств к малой Родине, к родному селу» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников всегда являлось одной из важнейших задач. Дошкольный возраст является благодатной почвой.

Презентация «Воспитание любви и интереса к родному краю» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тагнинский детский сад «Светлячок» Выступление на педагогическом чтении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тетрадь самообразования «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»
Опубликовано: 16 января 2019 в 05:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД