Наталья Алексеева
План реализации проекта «Гендерный подход в развитии игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План реализации проекта
«Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста
1 этап. Подготовительный. Январь-март 2014 года
1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1. Круглый стол: «Особенности первоначального воспитания девочек на Руси».
2. Консультации:
Публикация «План реализации проекта „Гендерный подход в развитии игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Планы
- Гендерное воспитание. Проекты
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
- Формирование гендерной талерантности у дошкольников.
- Гендерный подход в развитии игровой деятельности дошкольников.
3. Семинар на тему: «Формирование гендерной принадлежности дошкольников в процессе ознакомления с профессиями родителей».
4. Памятки «Формы, методы, средства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста».
2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.
1. Изучение содержательных аспектов представлений девочек и мальчиков о культурных знаках гендера (гендерных нормах и стандартах) осуществлялось посредством индивидуальной беседы, которая строилась по типу проблемно-ориентированного интервью и предполагала свободное обсуждение с каждым ребенком нескольких вопросов: «Какой должна быть девочка? Каким должен быть мальчик?»; «Какие дела подходят мужчине/мальчику? Какие женщине/девочке?»; «О чем могла бы попросить волшебника девочка? О чем его попросил бы мальчик? Кто из твоих знакомых детей и взрослых самые сильные, умные, красивые, послушные, заботливые смелые? При этом, принимая во внимание психологические особенности и возможности детей и в частности их потребности в наглядно-действенной опоре, мы дополнили беседу несколькими игровыми ситуациями, которые чередовали с ответами на вопросы. Суть игровых ситуаций состояла в распределении изображенных на карточках предметов между девочкой и мальчиком. Каждый ребенок получал два силуэта человека из которых он сам определил мальчика и девочку. Затем ребенок заполнял эти силуэты карточками с изображением предметов (вещи для девочки, вещи для мальчика). Материал включал в себя три группы изображений:
-шляпка, юбка, ленты, бусы, нитка, иголки, зеркало, духи, мыло, кукла, чайник, кастрюля, цветы;
-шорты, кепка, крассовки, галстук, молоток, отвертка, гвозди, танк, машина, рогатка, клюшка, гантели;
-расческа, книга, лейка, мяч, кубики, компьютер, часы велосипед, чемодан,
Каждое изображение дается в двух экземплярах (таблица 1).
2. Для изучения гендерных норм и стандартов в качестве дополнительной к беседе и игровым ситуациям нами использовалась методика «Совместное сочинение историй». Она предполагала индивидуальную психодиагностическую работу, которая заключалась в сочинении ребенком по заданному ориентиру четыре вариантов историй: о девочке, которая всем нравилась, о девочке, которая никому не нравилась, о мальчике, который всем нравился, о мальчике, который никому не нравился (таблица 2).
3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
1. Для изучения сформированности гендерных представлений у дошкольников были использованы следующие приемы: рисование и опрос. Детям предлагалось нарисовать на листе бумаги мальчика и девочку цветными карандашами. При анализе рисунков учитывались следующие параметры:
-различия в одежде и обуви;
-различия в прическе;
-наличие типичного для каждого пола атрибутов;
-различия в размере нарисованных фигур;
-различия в прорисовке лица;
-различия в позе, движении, динамике;
-различные фигуры (силуэты).
Наличие каждого пункта оценивается в 1 балл (таблица 3).
2. Частота и разнообразие различий в изображении детьми фигур своего и противоположного пола (таблица 4).
3. Опрос дошкольников :
- во что любят играть мальчики/девочки;
- во что любят одеваться мальчики/девочки;
- что должны уметь мужчины/женщины;
- какие подарки нравятся мальчикам/девочкам;
- продолжи фразу «хорошо, когда мальчик/девочка…».
4. Выбор формы работы с родителями Разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.
II этап: Основной, практический. Апрель – август 2014 года
1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей. Обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности будет проходить успешно, если педагогом учитываются предпочтения и интересы дошкольников. Чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно знакомить детей с разными областями действительности.
2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности Развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы :
-во- первых, подготавливающих игру;
-во-вторых, побуждающих к самостоятельному развитию игры на основе обогащенного реального и игрового опыта.
3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками Повышение компетентности педагога в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества, содержательному развитию детской игры. Педагог, владеющей технологией поддержки детской игры (мальчиков и девочек) подготавливает и стимулирует детскую игру к самостоятельному развитию.
III этап: Заключительный. Сентябрь - декабрь 2014 года
1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников 1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого человека.
2. Оформление опыта работы по теме проекта.
Методическое пособие «Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста»
3. Распространение опыта экспериментальной работы.
Совместные мероприятия с муниципальным бюджетным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № «Петушок» г. Туапсе. Районное методическое объединение г. Белореченск, педсовет.
4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.
1. Значение самодеятельных игр и рукотворных игрушек в конструировании гендерного
сознания старших дошкольников.
2. Развитие нравственных качеств, составляющих основу мужественности и женственности, в де детском саду.
3. Организация полоролевого воспитания детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
4. Каналы трансляции гендерных стереотипов старшим дошкольникам : детские журналы,
ТВ, интернет.