Лучший педагог года

План самообразования «Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения птиц»

Шишина Анастасия Владиславовна
План самообразования «Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения птиц»

План работы по самообразованию воспитателя Шишиной Анастасии Владиславовны.

Тема самообразования : «Формирование экологического воспитания детей 6-7 лет посредством изучения птиц, обитающих в средней полосе России».

Цель: развитие профессиональной компетентности в вопросе изучения разнообразия птиц, обитающих в населенных пунктах в разное время года, их кормовые предпочтения, повадки, образ жизни, воспитание в себе и окружающих чувство сострадания к живым организмам, желание им помочь.

Публикация «План самообразования „Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения птиц“» размещена в разделах

Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие

Задачи:

- формировать у детей умение различать и называть птиц;

- формировать у детей представления о жизни птиц, способах приспособления к условиям обитания;

- формировать активный и пассивный словарь детей;

- обогатить предметно-пространственная среду в группе;

- развить родительскую компетентность в вопросах о том, какие мероприятия проводятся по охране птиц;

- совместно с педагогами провести выставки, лекции, выступления по вопросам изучения птиц детьми 6-7 лет.

Актуальность темы:

в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема моего самообразования «Птицы, обитающие в средней полосе России» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о перелетных и зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проведя диагностическую беседу, предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, не все дети назвали правильно птиц которые остаются зимовать в нашем городе, а перелетных птиц они вообще не назвали. Из этого следует, что не достаточно у детей информации о птицах, что мало они наблюдают в природе за ними, что не сформированы у них навыки оказания помощи птицам зимой

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и дети захотят узнать еще больше.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу на данную тему:

1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

2. Т. А. Куликова наглядно- дидактический материал с конспектами занятий «Птицы», в соответствии с ФГОС, Москва 2016 г.

3. Николаева С. Н. «Юный эколог». — М. : Мозаика-Синтез.

4. Н. А. Рыжова «Не просто сказки».

5. Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

8. Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

9. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

10. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

11. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

12. Изучение статей в журналах :

- «Воспитатель ДОУ»,

- «Дошкольное воспитание»,

- «Ребенок в детском саду»,

- «Дошкольная педагогика».

Формы работы :

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7. Изготовление папок передвижек, лепбука.

Ожидаемые результаты:

1. Интеллектуальное развитие детей.

2. Расширение знаний о животном мире нашего края

3. Пополнение предметно-развивающей среды.

4. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

5. Дети будут бережно относиться к природе, к птицам, обитающим рядом с ними, овладеют навыками безопасного поведения в природе.

6. Дети научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения).

7. Дети научатся видеть изменения в природе, в жизни птиц.

Оформление предметно - развивающей среды:

1. Оформление уголка природы, расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями, картотеками о птицах и дидактическими играми.

2. Работа над проектом «Покормите птиц зимой».

3. Папки-передвижки «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».

4. Пополнить группу научной и художественной литературой, развивающими играми;

разработать и оформить дидактический материал (конспекты организованной образовательной деятельности, развлечений, консультаций, дидактические игры, пособия, макеты).

5. Картотеки: дидактических игр по ознакомлению с живой природой, подвижных, физкультминуток.

6. Подобрать дидактические и настольно-печатные игры, плакаты по видам птиц.

Беседы:«О птицах», «Пение птиц», «Защищайте птиц», «О тех, кто умеет летать», «Пришла весна, прилетели птицы», «Птицы осенью», «Птицы зимой», «Пернатые хозяева неба», «Птицы, кто они такие?», «Как узнать птиц, «Кто от зимы не улетает?», «Пользу или вред приносят птицы, «Меню птиц», «Покормите птиц зимой», «Как дети и родители заботятся о птицах», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Как я спас птичку».

Работа с родителями:

1. Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком».

2. Буклет на тему «Поможем перезимовать».

3. Конкурс «Самая красивая кормушка».

4. Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье».

5. Консультация на тему «Экологическое образование в семье».

6. Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

7. Акция «Берегите птиц» (рисование плакатов в защиту птиц).

8. Акция «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада).

9. Папка- передвижка «Одежда для прогулок».

Работа с педагогами:

-Участие во Всероссийских и областных конкурсах, региональный конкурс детского рисунка «Пейзажи родного края», участие в районной природоохранной акции «Покормите птиц зимой». Показ творческих работ на педсовете педагогов в ДОУ.

- Участи в районном конкурсе дидактических разработок для детей с ОВЗ «Ладушки 2019», разработка дидактической игры о животных.

- Участие в районном конкурсе «Юбилей встречай, Кстовский край», приуроченном к празднованию 90-летия Кстовского района.

-Выступление на педсовете педагогов в ДОУ «Основные составляющие готовности ребенка к обучению школе».

- Семинар-практикум для воспитателей на Тему : «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников».

- Картотека сюжетно- ролевых игр.

- Открытое занятие посвященное 90-летию Кстовского района "Экскурсия по родному краю", лепка дымковской игрушки «Чудесные птички».

План работы на учебный год.

Работа с детьми Работа с родителями Работа по самообразованию Работа с предметно-пространственной средой Работа с педагогами

Сентябрь

1 Входная диагностика

Анализ психолого-педагогической литературы

2 Беседа на тему «Что за время года? Что происходит в природе?» Рекомендация «Совместная работа ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста». С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. Изготовление папки-передвижки «Как помочь птицам зимой». Выступление на педсовете на тему «Роль экологического воспитания в семье».

3 Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

4 Беседа на тему «Птичка синичка. Ее поведение, образ жизни». Корнилова Валентина

"Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации, 2013

Октябрь

1 Беседа на тему «Воробей». Наблюдения за объектами живой природы. Анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье». Киреева Л. Г.

Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий, 2008 Семинар-практикум для воспитателей : «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания».

2 Беседа «О птицах». Комарова И. А.

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, 2013 Изготовление дидактической игры «Кто что ест».

3 Д/и «Птичья угадай-ка». Корнилова Валентина

"Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации, 2013

4 Чтение В. Бианки «Подкидыш». Николаева С. Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г

Ноябрь

1 Беседа на тему «Птицы родного края» Рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. Буклет на тему «Поможем перезимовать». Николаева С. Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г Проведение конкурса на лучшую кормушку для птиц.

2 Д/и «Зимующие и перелетные птицы». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Папка-передвижка «Детям о птицах». Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г.

3 Наблюдение за воробьями на участке. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

4 Д/и «Зимующие и перелетные». Беседа «О снегире». Рекомендация «Использование дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с природой». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Декабрь

1 Соорудим кормушки для птиц. Беседы на темы «Кто же такая сорока?». Конкурс «Самая красивая кормушка».

Хабарова Т. В.

Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности, 2011 Изготовление дидактической игры «Раскрась правильно». Выступление на педсовете на тему «Важность изучения птиц в ДОУ».

2 Д/и «Кто, где живет?», «Кто к кормушке прилетел?». Папка-передвижка «Интересные факты из жизни животных» Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

3 Составление описательного рассказа по теме «Зима, птицы зимой». Чтение: Е. Благинина «Улетают, улетели». Вакуленко Ю. А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

4 Установка кормушек для птиц, подкормка птиц на прогулке. Работа с родителями, конкурс на лучшую кормушку для птиц. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Январь

3 Просмотр фильма о жизни зимующих птиц. Рекомендация «Ознакомление дошкольников с природой зимой» Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Изготовление летбука «Птицы средней полосы России». Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным».

4 П/и «Коршун и наседка». Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001

Февраль

1 Д/и «Птичья столовая». Консультация на тему «Экологическое образование в семье». Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007. Изготовление летбука «Птицы средней полосы России».

2 Наблюдение за птицами на кормушке, подкормка птиц, ведение дневника наблюдений за птицами. Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

3 Чтение и пересказ М. Пришвин «Синички». Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к птицам, у детей дошкольного возраста». Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

4 Беседа на тему: «Весна приходит. Птицы возвращаются» Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Март

1 Экскурсия в пришкольный сад, наблюдение за живой природой и птицами. Папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу». Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007. Изготовление летбука «Птицы средней полосы России». Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей напрогулке».

2 Беседа на тему «Каких перелетных птиц ты знаешь». Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006

3 Загадывание загадок о весне. Консультация для родителей «Зелёный мир на окне».

4 Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов». Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. ,1995

Апрель

1 Д/и «Птицы путешественницы». Акция «Берегите птиц» (рисование плакатов в защиту птиц). Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007. Сбор электронной картотеки «Голоса птиц». Акция «Юный эколог».

2 Беседа на тему «Ласточки». Консультация «Воспитание любви к родной природе в семье». Кравченко И. В. «Прогулки в детском саду». «Т. Ц. Сфера», 2009г

3 Д/и «Птицы путешественницы». Шишкина В. А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

4 Просмотр познавательного фильма о перелетных птицах.

Май

2 Диагностика

3 Экскурсия на прогулке «Цветы на клумбе», полив только посаженных цветов на клумбе. Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада). Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Изготовление дидактической игры «Узнай птицу по ее тени». Отчет- презентация опыта работы по теме самообразования.

4 Отчёт о проделанной работе за учебный год. Папка- передвижка «Одежда для прогулок». Николаева С. Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г.

План работы с детьми

Месяц Неделя Тема Форма Цели

сентябрь 1 Входная диагностика

Беседа Определить начальный уровень знаний детей о птицах.

2 Беседа на тему «Что за время года? Что происходит в природе?» Беседа Формирование представлений у обучающихся о сезонных изменениях в природе.

3 Наблюдение на прогулке за изменениями в природе. Наблюдение Формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.

4 Беседа на тему «Птичка синичка. Ее поведение, образ жизни».

Беседа Сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.

октябрь 1 Беседа на тему «Воробей». Наблюдения за объектами живой природы. Беседа, наблюдение Сформировать у детей общее представление о воробьях, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.

2 Беседа «О птицах». Беседа Формировать представление о зимующих и перелётных птицах; углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, земли, отмирание вегетативных частей растений).

3 Д/и «Птичья угадай-ка». Дидактическая игра Совершенствовать знания птиц, умение их различать, правильно называть.

4 Чтение В. Бианки «Подкидыш». Чтение Формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы, пополнение словарного запаса детей.

ноябрь 1 Беседа на тему «Птицы родного края» Рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа, наблюдение Развивать познавательную активность. Поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам, народным традициям встрече весны и празднованию «Дня птиц». Развивать быстроту реакции, сообразительность находчивость, логическое мышления.

2 Д/и «Зимующие и перелетные птицы». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Дидактическая игра, прослушивание аудиозаписей Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие;

закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

3 Наблюдение за воробьями на участке. Наблюдение Уточнить и расширить представления детей о воробьях.

4 Д/и «Зимующие и перелетные». Беседа «О снегире».

Дидактическая игра, беседа Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие;

закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки. Уточнить и расширить представления детей о снегире.

декабрь 1 Соорудим кормушки для птиц. Беседы на темы «Кто же такая сорока?». Беседа Уточнить и расширить представления детей о сороке.

2 Д/и «Кто, где живет?», «Кто к кормушке прилетел?». Дидактическая игра Формировать у детей представление о климатических зонах и обитающих там животных.

3 Составление описательного рассказа по теме «Зима, птицы зимой». Чтение: Е. Благинина «Улетают, улетели». Чтение, составление рассказа Научить детей, воспринимать происходящие вокруг явления живой и неживой природы и события окружающего мира.

4 Установка кормушек для птиц, подкормка птиц на прогулке. Наблюдение Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.

январь 3 Просмотр фильма о жизни зимующих птиц. Просмотр фильма Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

4 П/и «Коршун и наседка». Подвижная игра Учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

февраль 1 Д/и «Птичья столовая». Дидактическая игра Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу, воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать им в трудных зимних условиях.

2 Наблюдение за птицами на кормушке, подкормка птиц, ведение дневника наблюдений за птицами. Наблюдение Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

3 Чтение и пересказ М. Пришвин «Синички». Чтение и пересказ Закрепить представления детей о зимующих птицах, продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание, обогащать лексику детей причастиями, закреплять употребление простых предлогов в речи детей, учить пересказывать рассказ по плану по цепочке.

4 Беседа на тему: «Весна приходит. Птицы возвращаются». Беседа Уточнить и расширить знания детей о весне и прилетающих птицах.

март 1 Экскурсия в пришкольный сад, наблюдение за живой природой и птицами. Экскурсия Развивать наблюдательность, умение различать по характерным признакам и называть зимующих и кочующих птиц родного края. Способствовать пониманию причин изменений в жизни птиц с приходом зимы. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас. Формировать исследовательские умения. Продолжать развивать творческие возможности детей.

2 Беседа на тему «Каких перелетных птиц ты знаешь». Беседа Дать представление о диких перелетных птицахпознакомить с их внешним видом, образом жизни,

закладывать основы экологического воспитания,

активизировать наблюдательность,

расширять словарный запас, развивать связную речь.

3 Загадывание загадок о весне. Викторина Развивать сообразительность, любознательность, детей, учить мыслить, сопоставлять предметы и явления, учит поэтическому видению мира.

4 Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов». Чтение Формирование умения проявлять познавательнуюинициативу в учебном сотрудничестве.

апрель 1 Д/и «Птицы путешественницы». Дидактическая игра Закреплять знания детей о перелетных птицах.

2 Беседа на тему «Ласточки». Беседа Расширение знания детей о ласточках : особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях и повадках.

3 Д/и «Птицы путешественницы». Дидактическая игра Закреплять знания детей о перелетных птицах.

4 Просмотр познавательного фильма о перелетных птицах. Просмотр фильма Закрепить знания о видах птиц и их жизни.

май 2 Диагностика Беседа Определить уровень знаний детей о птицах.

3 Экскурсия на прогулке «Цветы на клумбе», полив только посаженных цветов на клумбе. Экскурсия Расширить представление о цветах на клумбе, закрепить умение поливать цветы.

4 Отчёт о проделанной работе за учебный год. Папка- передвижка «Одежда для прогулок».

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения птиц»
Опубликовано: 17 июня 2024 в 10:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Шишина Анастасия Владиславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД