Ксения Баранова
План самообразования «Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию.
Тема: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников по средствам игровой деятельности»
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Сентябрь
Изучение научно-методической литературы;
обзор информации по исследуемой теме в Интернете
Диагностика детей, составление списка.
Публикация «План самообразования „Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Планировать работу с детьми на новый учебный год.
Подготовить консультацию и буклеты для родителей на тему «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды». – «Сосчитай сколько раз хлопну».
2. Исследование знаний о геометрических фигурах, цветах. – «Геометрическая мозаика», «Подбери заплатку». «Найди предмет такого же цвета».
3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. «Скажи что (кто) справа, слева, сзади, спереди от тебя, за», «Где лежит игрушка?».
4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».
Октябрь
Создание картотек: «Пальчиковые игры», «Математические игры».
Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе: изготовление математической рамки, изготовление наглядности – цифры 1-10, раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, листья, елочки. Обновление материала: карточки с двумя полосками, иллюстрации: времена суток, года.
Изготовление и проведение дидактических игр: «Найди на ощупь», «Чудесный мешочек», «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него, «Помоги Золушке украсить платочек» (геометрическими фигурами, «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры», «Найди предмет такого же цвета», «Составь цепочку из предметов одного цвета», игровое упражнение «Где дорожка длиннее»
П/и «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (фигуры определенного цветв).
Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП: «Магазин» (на закрепление знаний о цифрах, «Магазин игрушек» (много, один, поровну, «Зоопарк» (счёт).
Настольно – печатные игры: «Лото», «Подбери предмет похожий на фигуру», «Домино», «Цветная мозаика», «Пазлы».
Ноябрь
Создание картотеки с дидактическими играми на пространственные представления. Практические задания на ориентировку вправо, влево.
Игры: «Поставь чашку справа от чайника, за чайником, перед чайником….», «Что находится слева от?»; «Расскажи, где находится шкаф, стул…». «Найди игрушку»; «Покажи флажком вперёд, направо…»; «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя».
Изготовление и проведение дидактических игр:
«Найди отличия», «Сделай поровну», «Найди тень», «Магазин игрушек» (много, один, поровну, «Повтори узор», дидактическая игра «Сложи из треугольников».
Беседа «Где мы встречаем цифры». Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.
Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. Предложить для чтения детям «Стихотворение про дырки».
Декабрь
Домашнее задание: составление рассказа «Моя комната». Изготовление карт – схем для поиска сокровищ.
Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение центра «Занимательная математика»)
«Ориентировка в пространстве».
Ориентировка на участке. Подвижные игры: «Наш участок», «Найди».
Изготовление и проведение дидактических игр: «Ориентируемся в пространстве», «Передай соседу», «Найди предмет», «Где чей домик», дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». Дидактическая игра «Укрась рукавичку». Дидактическая игра «Считай - не ошибись!»
Рекомендации родителям по проведению игр математического содержания.
Январь
Подбор иллюстраций о часах, стихотворений о времени, о часах. Просмотр слайд – шоу «Как возникли часы?», «Время и часы». Эксперименты: «Солнечные часы», «Песочные часы». Физкультминутки: «Часы», «Утро – день – вечер – ночь».
Игры с крышками от бутылок. Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Рисование геометрических фигур на снегу. «Когда это бывает?» — игра с мячом.
Чтение стихов о цифрах.
Беседа «Когда это бывает» - части суток.
Изготовление дидактических пособий по ФЭМП.
Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток.
Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников». Консультация «Учим ребёнка математике».
Февраль
Калейдоскоп математических игр «Ориентировка во времени».
Выставка рисунков «День и ночь».
Консультация для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста».
Беседа «Наша неделя», составление рассказа по картине «Режим дня».
Словесная дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Продолжай», «Распорядок дня», «Когда это бывает» (части суток).
Подвижные игры: «Неделька стройся», «Живая неделя», «День – ночь».
Рисование дома «Обведи по штриховке», конструирование «Построим башенки». Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.
Раскраски по числам.
Индивидуальная работа по штриховкам, в тетрадях.
Март
Создание картотеки с загадками, пословицами, поговорками, стихами по данной теме.
Дидактические игры: «Времена года», «Как мы меняемся», «Так бывает или нет?», «Четвёртый лишний», «Времена года, месяцы по порядку становись».
Подвижные игры: «Лови – бросай месяцы называй», «Лови – бросай времена года называй».
Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок». Игры с крышками от бутылок, природным материалом.
Рассматривание иллюстраций о частях суток.
Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Д/и «Веселый диктант», «Закончи узор», «Посчитай», «Найди отличия»,
Считалки с иллюстрациями, разучивание считалок
Апрель
«Изготовление календаря» (практическое пособие). Изготовление дидактических пособий по ФЭМП
Коллективные работы: «Календарь дней рождений детей группы», «Календарь праздников в детском саду», игры с отрывным календарём «Разложи по порядку».
Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы», «Соедини по цифрам».
Рисование дома «Обведи по штриховке», штриховки.
Подвижные игры математического содержания «Цветные автомобили» и т. д.
Беседа «Как люди научились считать».
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Май
Итоговая диагностика детей за год.
Итоговое родительское собрание «Наши успехи за год?». Беседа с родителями: «Развивающие игры летом».
Заключительная часть.
1. Исследования количественных представлений. – «Зажги звёзды», «Сосчитай сколько раз хлопну».
2. Исследование знаний о геометрических фигурах. «Геометрическая мозаика», «Подбери заплатку».
3. Исследование умения ориентироваться в пространстве. – «Скажи что (кто) справа, слева, сзади, спереди от тебя, за», «Где лежит игрушка?».
4. Исследование ориентировки во времени. – «Обозначений части суток». – «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра».