Получи документы

Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Юлия Авдошкина
Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Инновационный педагогический опыт

воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида

«Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

Авдошкиной Юлии Евгеньевны

по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр“» размещена в разделах

пытливости и любознательности.»

В. А. Сухомлинский

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Опыт работы показывает, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. А ведь в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических знаний максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объектом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей дошкольного возраста. Работая в старших группах, я обратила внимание, что у многих детей недостаточные знания по разделу «формирование элементарных математических представлений». Я поставила перед собой цель: восполнить пробелы в этой области знаний. Вследствие чего возникла проблема: что наиболее эффективно поможет в формировании элементарных математических представлений у дошкольников? Залогом успешного обучения в дошкольных учреждениях всегда являлась игра. Через игру дети познают мир, учатся общаться, в игре они применяют полученные умения и навыки. Это определило средство для достижения поставленной цели. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Именно дидактические игры с элементами обучения, интересные ребенку, помогут в освоении элементарных математических представлений дошкольникам. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать игровые формы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит дошкольников к последующему обучению. Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.

Теоретическая база опыта.

Современные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова доказали, что дети обучаются играя. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений. Проанализировав исследования учёных можно прийти к выводу, что теоретический вопрос по теме формирования элементарных математических представлений у дошкольников освещен очень подробно, а практическая сторона данного вопроса даёт практически неограниченный материал для исследований.

В ходе своей работы я обращалась к следующим источникам:

1. А. К. Бондаренко. «Дидактическая игра в детском саду». – Инфра-М, 2001;

2. «Дидактические игры для дошкольников». Сборник игр для педагогов и родителей/ Под ред. Л. А. Головчиц -Граф Пресс, 2003;

3. Дошкольное воспитание № 11, 2008 год «Развитие пространственных представлений у дошкольников».

4. Ерофеева, Т. И., Павлова, Л. Н., Новикова, В. П. Математика для дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1992;

5. З. М. Богуславская, Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». – М. : Инфра – М, 2001;

6. «Воспитатель ДОУ № 6 - 2008 г.» Игра, как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников.

7. О. Дьяченко. «Игры и упражнения для развития умственных способностей детей» - Дошкольное развитие, 2008. №4

8. «Умственное развитие детей дошкольного возраста»/ Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. Просвещение, 2004.

9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988. сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Моя задача состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах. Я создала в группе уголок «Веселая математика». В него вошли:

картотека дидактических игр разной направленности, с подробным описание целей, материалов и хода игры;

наглядные пособия к играм;

занимательные загадки-шутки;

лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки;

считалки, пословицы, поговорки, физкультминутки с математическим содержанием.

Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Для этого использую следующие методы и приемы:

словесные (объяснение, указание и т. д.)

Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.

практические (организация игровой ситуации, сюрпризный момент, выполнение педагогом игровых действий, загадывание загадок, введение соревновательных элементов, творческие упражнения и т. д.)

Помогаю освоить игру. Также предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось». Помогаю детям применять математические знания в различных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по столовой).

наглядные (наблюдение, демонстрация и т. д.)

Богатейший источник для расширения математического кругозора детей – прогулки. Во время прогулок по улице обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы). Создала папку "Прогулки с математическим содержанием". Отбирая игры для ООД, исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Всегда помню, что в дидактической игре математического содержания моя роль особо велика, так как я ввожу детей в ту или иную игру, знакомлю их с правилами. Участвуя в игре, стараюсь использовать возможно большее число дидактических задач.

В своей работе использую и проектную деятельность: информационно-исследовательский проект для младших дошкольников «Сказочная математика»; познавательно-игровой проект для младших дошкольников «Путешествие в страну геометрических фигур»; творческо-ориентированный проект для старших дошкольников «Сквозь пространство и время»; познавательно-игровой проект для старших дошкольников «Математика вокруг нас». Я считаю, что наиболее действенна совместная работа педагога и родителей. Для этого провожу «родительские вечера», на которых знакомлю родителей с материалом, освоенном детьми. Предлагаю и рассказываю, что можно сделать дома для закрепления и улучшения результата. Регулярно выставляю в уголке для родителей консультации, провожу индивидуальные беседы, устраиваю совместные развлечения с родителями. Привлекаю родителей к совместной работе над проектами.

Анализ результативности опыта.

Опыт работы показал, что использование занимательных дидактических игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Результат опыта :

дидактические игры дают заряд положительных эмоций;

помогают детям закрепить и расширить знания по математике;

проявляется интерес к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме;

дети стали увереннее в себе, более четко аргументируют свои ответы;

родители стали лучше понимать, как и чем заниматься с ребенком, чаще обращаются за консультацией.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Особых проблем в освоении детьми дидактических игр не было. Затруднение вызвало недостаточное количество материалов к дидактическим играм, составление и систематизация картотеки дидактических игр и наглядного материала. В решении данных проблем оказали содействие как сотрудники детского сада, так и родители.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Представленный опыт работы по данной теме имеет практическую значимость, и может быть использован в образовательной работе воспитателями дошкольных учреждений, как начинающими, так и с достаточным опытом работы с детьми. Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия (ООД, праздники и развлечения, проекты). Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности. Но нужно помнить, что любая программа нуждается в корректировке под индивидуальные особенности и возможности детей.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Текст к презентации «Формирование элементарных математических представлений по средствам дидактических игр» Подготовила: воспитатель.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Картотека дидактических игр для детей 4–6 лет по формированию элементарных математических представлений «Веселая геометрия» Речевые игры: 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Багатова Аида Шарабдиновна МБДОУ «Детский сад №18.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» Консультация для воспитателей ДОУ Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника В дошкольном.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 г. Сосногорска» Обобщение педагогического опыта.

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 11:01
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД