Анастасия Антипина
План самообразования «Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Цель работы по данной теме: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня путём внедрения мультфильма с нравственной основой в образовательный процесс.
Задачи:
Расширить собственные знания по данной теме путём изучения необходимой литературы;
Публикация «План самообразования „Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2012 – 2013 гг.
Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данной теме;
Разработать педагогический проект по данной теме.
Обогатить развивающую среду.
Актуальность:
Вопросы нравственности и нравственного воспитания личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н. В. Виноградова, С. В. Петерина считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве, так как именно в этот возрастной периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности : в процессе повседневного общения со сверстниками, дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получали только положительные поведенческие примеры.
Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение. Все дети, особенно дошкольники любят смотреть мультфильмы.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н. Е. Маркова, И. Я. Медведева показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство : они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И. Я. Медведева считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др.
Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.
Чтоб мультфильмы не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их смотреть и рисовать,
Их любить и в них играть,
Мультики всех нас отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее!
Индивидуальный план
по самообразованию на 2012-2013гг.
№ Форма, способ изучения темы Виды оформления работы Сроки
1. Сбор и анализ информации по теме самообразования путём изучения литературы, Интернет-ресурсов Краткая аннотация Сентябрь 2012г.
2. Создание предметно-развивающей среды :
Приобретение телевизора и видеомагнитофона;
Приобретение видеоматериалов;
Создание картотеки мультфильмов
Оформление книжного уголка «Мы из мультика»
Создание мини-музея «Герои мультфильма» Оформление в группе видео уголка;
Картотека мультфильмов;
Собрание книг по мотивам мультфильмов;
Коллекция игрушек – герои мультфильма. Октябрь - ноябрь
3. Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования Перспективный план Октябрь - ноябрь
4. Проведение с детьми занятий, бесед по нравственному воспитанию Конспекты занятий, картотека бесед по нравственному воспитанию В течении года
5. Подготовка консультаций для родителей и педагогов ДОУ Консультации, стендовая информация, буклеты Январь - февраль
6. Анализ собственной деятельности Отчёт по самообразованию Май
7. Презентация опыта работы по данной теме и выступление на педагогических чтениях Электронная презентация Сентябрь 2013г.
Выход темы:
Презентация опыта работы по теме: «Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста». Выступление на «Осенних педагогических чтениях – 2013»;
Консультация для педагогов ДОУ «Взрослый мир в детских мультфильмах»;
Консультация для родителей воспитанников «Чему учат советские и современные мультфильмы».
Литература:
Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
Шарыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. -М. : ТЦ Сфера, 2014.
Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
Статья о мультфильме, как средстве воспитания «Сказочные истории, которые сошли к нам с экрана». Автор: Сентемова Елена Юрьевна, МБДОУ детский сад "Жаворонок", г. Очер, педагог-психолог
Статья «Мультфильмы, как средство воспитания. или расстройства детской психики?» Юлия Sovenok (педагог сайта "У Совёнка").
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования
№ Название и форма работы Цель Дата
1. Цикл занятий, основанный на просмотре и анализе мультфильмов Научить детей задумываться о нравственных качествах, научиться отличать хорошее от плохого, сравнивать себя с мультипликационными героями В течении года
2. Беседы по нравственному воспитанию на основе мультфильма Разобрать такие понятия, как отношение к людям (добрый – злой, вежливый – грубый, хвастливый – скромный, щедрый – жадный); отношение к труду (трудолюбивый – ленивый); правдивость (правдивый – лживый); смелость (смелый – трусливый). В течении года
3. Развлечение для детей «В гостях у Маши и медведя» Прививать чувство ответственности и справедливости; поднять настроение детей. Декабрь
4. Театрализованное представление по мотивам мультфильма «Под грибом» Создать весёлое настроение у детей; закрепить такие понятия, как дружба и взаимовыручка. Февраль
5. Математическая викторина «Что? Где? Когда?» (дети-знатоки против героев мультфильмов) Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу; умение работать в коллективе. Апрель
6. Сюжетно-ролевые игры по мотивам мультфильмов Учить детей ставить себя на место героя, как положительного, так и отрицательного; учить правильно оценивать поступки людей ( различать: где хорошо, а где плохо) В течении года
7. Конкурс рисунков «Мой любимый герой мультфильма» Выяснить какие герои (положительные – отрицательные) нравятся детям Март
8. Дидактические игры Развитие памяти, мышления, воображение В течении года
9. Чтение произведений по мотивам мультфильмов Учить детей внимательно слушать воспитателя и понимать смысл прочитанного. В течении года