Папки-передвижки

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника

Елена Воронина
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника

Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.

Все начинается с любви - и озарение, и работа. Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви. Р. Рождественский. Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Говоря о воспитании характера, многие психологи (М. В. Бениаминова, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. С Мухина и др.) имеют в виду главным образом волевую сторону: его устойчивость, определенность, твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е. А. Аркин: "Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа". Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, "заражения" чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого "вмешательства" лежит через сказку.

Публикация «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника» размещена в разделах

Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.

Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

Целью является воспитание положительных нравственных качеств в личности дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Задачи.

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;

2. Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».

Методические основы

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок. Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. Что зло наказуемо. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица. Для мальчиков - Иван Царевич.

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Некоторые сказки предостерегает : в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших. Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке. Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Мудрость восхваляется в сказках. Забота о ближнем поощряется.

МЕТОДЫ:

• чтение воспитателя;

рассказывание;

• рассматривание иллюстраций в книге;

• беседа по сказке;

• дидактические игры на материале сказок;

• просмотр сказок в мультимедийном варианте;

• прослушивание записи;

• инсценирование;

• настольный театр;

• театр мягкой игрушки;

• пальчиковый;

• лепка персонажей сказки;

• построение нового дома для зверей;

• раскрашивание иллюстраций к сказкам;

• варежковый театр;

• театр на фланелеграфе и другие виды театра;

• драматизация.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы необходимо вести вместе с родителями.

Формы работы с родителями

1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.

3. Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка».

4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.

5. Анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания.

6. Использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т. д.

Такие нравственные ценности как, добро, любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина, семья, долг, подвиг, - должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей! Закончить хочется словами : «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость).

Публикации по теме:

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: - создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; - сформировать представления о многообразии.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Художественный труд как средство воспитания у дошкольников нравственно-волевых качеств. Художественный труд как средство воспитания у дошкольников нравственно-волевых качеств. Подготовила: Дорофеева Т. В. Первоначальные.

Обобщение опыта работы «Фольклор как средство формирования положительных черт личности дошкольника» Падерина Марина Викторовна воспитатель I кв категории МКДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Варгаши Курганской области Цель: Воспитание положительных.

План по саморазвитию «Народные сказки, как средство формирования нравственных качеств у детей раннего возраста» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Сказка как средство экологического воспитания дошкольников на ярмарке методических идей Слайд 1 «Приохотить ученика к учению - гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его» К. Д. Ушинский. Многие психологи и педагоги.

Сюжетно–ролевая игра как средство воспитания у детей нравственно-эстетических качеств Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Сказки для формирования нравственных качествСказки для формирования нравственных качеств У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство.

Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей» (к плану по самообразованию) С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную и духовную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника
Опубликовано: 6 июня 2016 в 21:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД