Папки-передвижки

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Кучева Александра Александровна
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 структурное подразделение «Лесная сказка»»

План по самообразованию

Тема:

«Развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста

через изобразительную деятельность

Воспитатель: Кучева А. А.

Категория-первая

2021-2022гг

Актуальность:

Публикация «План самообразования „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему следует максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной – особенно.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Цель: всестороннее развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности.

Задачи:

1. Изучить различные методы и способы изобразительной деятельности, их применение на практике;

2. Развивать художественно-творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация, в том числе используя нетрадиционные способы;

3. Организовать предметно-развивающую среду для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

Формы проведения:

-подгрупповая и индивидуальная деятельность;

-дидактические игры;

-театрализация;

-выставки рисунков и поделок;

-беседа;

-художественное экспериментирование;

-рассматривание иллюстраций;

-решение проблемных ситуаций.

Методы проведения:

-словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Приемы проведения:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

-музыкальное сопровождение;

-создание игровой ситуации;

-показ воспитателя;

-использование движения руки;

- проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

• доступность отбираемого материала;

• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

• индивидуальный подход к детям.

Форма обучения: ООД (Организация образовательной деятельности); игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению художественными техниками.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

1. У детей повысится уровень художественных способностей;

2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

3. Освоят технику изобразительной деятельности.

Педагогическая диагностика

Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,

воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности

1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается

пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

1. Изобразительные навыки : 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.

2. Регуляция деятельности : 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества : 3 балла – выполняет задания

самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее

полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция

деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень;

17-21 – высокий уровень.

Теоретический аспект

Развитие творческих способностей у дошкольников способствует всестороннему развитию личности воспитанников, повышает возможности их дальнейшего обучения. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха

Практический аспект:

План мероприятий по теме самообразования

Мероприятия Срок проведения

Изучение специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте Август 2021 года

Диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Сентябрь 2021 года

Май 2022 года

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к художественно-творческой деятельности детей Сентябрь 2021 года

Организация выставок детских работ в группе В течение учебного года

Оформление поздравительных открыток к памятным и торжественным датам (например, ко дню дошкольного работника, к Новому году, к 8 Марта и т. п.)

В течение года

Организация фотовыставки для родителей «Мы рисуем и растем» Март 2022

Проведение открытого занятия (мероприятия) по ИЗО Апрель 2022

Организация и оборудование уголка ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей, пополнение уголка разнообразными атрибутами и материалами. В течение учебного года

Консультации для родителей «Развитие изодеятельности в семье», «Лепим с мамой», др. В течение учебного года

Список изучаемой литературы:

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки».

3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»,

4. Изучение методик и технологий педагогов в сети Интернет;

Итоговый практический выход:

Презентация педагогам ОУ промежуточного этапа опыта работы по теме самообразования (май 2022 года)

Итоговые продукты по теме самообразования :

1. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей

2. Подбор материалов для творческого развития : лепки, аппликации, рисования.

3. Создание атрибутов для развития творческих способностей : картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования и т. д.

4. Создание папки «Разнообразные техники, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности. Делимся опытом»

5. Организация и оборудование уголка ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей.

6. разработан буклет для родителей «Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка»;

7. консультации для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке», «Лепка»

8. раскраски «Транспорт», «Герои сказок», «Игрушки»

9. собрана картотека трафаретов и паспарту для оформления детских работ (животные и рыбы, листья и цветы).

Организован и оборудован уголок ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей. Кроме того создана папка «Разнообразные техники, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности. Делимся опытом» с целью сбора и накопления материала по созданию творческих работ для выполнения их с детьми на занятиях ИЗО или в режимные моменты.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 14:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД