Лучший педагог года

Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры

Валентина Тоскоракова
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры

ФИО – Тоскоракова Валентина Семеновна

Тема самообразования – «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»

Работа начата – 15. 09. 2022.

Предполагается закончить – 10. 05. 2023.

Актуальность темы

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»

Задачи:

• повысить свой теоретический и научно – методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;

• формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию хакасского народа;

воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

воспитание уважительного отношения к родителям, старшему поколению, к ровесникам, представителям всех народов России, вне зависимости от их этнической принадлежности;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

• провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

1. Перспективы при продолжении работы на следующий год продолжить работу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры»

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

• особенности дошкольного возраста,

• многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, * отсутствие теоретических и методических разработок.

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Формы и методы работы.

• Занятия.

• Беседы.

• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

• Схемы, рисунки мелом.

• Наблюдения.

• Игры.

• Метод решения проблемных ситуаций.

• Загадки, пословицы.

• Чтение художественных произведений

• Виртуальные прогулки и экскурсии. Праздники.

• Изобразительная деятельность.

• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

• Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

Календарно-тематическое планирование

месяц Тема Практическая часть

Сентябрь

Октябрь На большой планете есть сердцу милый край

Рассказать о том, что среди множества стран и государств на нашей планете есть и малая Родина – это Хакасия; рассмотреть иллюстрации.

Ноябрь «С чего начинается Родина»,

«Символы моей Родины» (Россия, Хакасия, Абакан, Таштып)

Творческие игры по карте Хакасии «Собери карту Хакасии», «Найди города», «Найди реки и озера», «Путешествие во времени»

Горы, реки, деревья, степи, земля, тайга;

Красивый город Абакан Рассказать о столице Хакасии. Подбор тематических картинок.

Раскраска «Ты и я Хакасия» по мотивам достопримечательностей республики Хакасия.

Мы живем на земле мифов и легенд.

«Литературный серпантин» -

Знакомить с Хакасией, используя интересные исторические названия местностей или рек; пересказ или чтение легенд об их названии (гора Сундук, о Таштыпе)

Стихи, рассказы хакасских писателей, поэтов о Хакасии

Февраль «Что за чудо это сказка» Знакомство с устным хакасским народным творчеством; рассказывание хакасских народных сказок, чтение и пересказ.

«Заяц лисе не друг»

Рисование с детьми «Аннарнын iстерi»

«Два брата»

Дидактическая игра «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Артисты там работают, а зрители им хлопают. Д/и «Покажи эмоции героев».

Социоигра «Раз, два, три- фигура, замри!»

«Кто –то в гости к нам пришёл. «Оживи сказку» М. Кильчичаков «Сказка о хитрой лисе»

Март Поэзия народного костюма Знакомство с национальной вышивкой

Изготовление сувенира «Пого для мамы»

Аппликация узор на поясе.

Традиционные хакасские праздники

-Чыл пазы.

Знакомство с праздником

-Чир ине. Разучивание стихов, песен, тахпахов к празднику.

Рассказать о березе, что это священное дерево. Стихи о березе в творчестве писателей и поэтов.

Знакомство с традициями.

Апрель Мелодии родной земли Знакомство с национальными музыкальными инструментами: чатхан, пыргы, хобрах, хомыс, тюр; слушание мелодии.

Как жили люди в старину далекую

«Путешествие в хакасскую юрту». Знакомство с кочевым образом жизни; внешний вид зимней и летней юрты- традиционное жилище хакасов; знакомство с внутренним убранством, предметами быта с правилами поведения в юрте.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещение музея с. Таштып.

(экскурсия)

Май «Мир ликующих красок и линий» Д/и «Дорисуй сказку», «Узнай сказку по иллюстрации»

Рисование: «Книжки – малышки». «Иллюстрация к сказки».

Л. Катаева, М Капсаргина «Таежный хоровод»

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 17:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД