Папки-передвижки

План самообразования учителя-дефектолога

Наталья Бурцева
План самообразования учителя-дефектолога

План самообразования учителя-дефектолога - Бурцевой Натальи Валерьевны

на 2017-2018 учебный год.

Тема самообразования:

«Формирование и развитие элементов логического мышления

детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

посредством дидактических игр и упражнений»[/b]

Цель - повышение профессиональной компетентности в области теоретического изучения и практического внедрения дидактической игры, как практического метода организации и осуществления коррекционно-развивающей деятельности, направленной на формирование и развитие мыслительных операций детей с тяжелыми нарушениями речи.

Публикация «План самообразования учителя-дефектолога» размещена в разделах

Задачи:

2017-2018 учебный год

• Изучить научную и методическую литературу по выбранной теме.

• Подобрать диагностические методики изучения уровня развития логических операцийу детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

• На основе отобранных диагностических методик разработать систему мониторинга, позволяющего оценить эффективность применения дидактических игр как метода формирования и развития операций логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

• Ознакомиться с различными вариантами дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления, проанализировать их методические аспекты и отобрать игры, подходящие для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

• Начать разработку и создание картотек дидактических игр, направленных на формирование и развитие операций логического мышления старших дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также необходимого для их проведения дидактического и материального обеспечения.

• Начать практическое внедрение отобранных дидактических игр в свою систематическую непосредственно образовательную и коррекционно-развивающую деятельность.

2018 – 2019 учебный год

• Продолжить пополнение и систематизацию картотек с играми и упражнениями, направленными на развитие компонентов логического мышления детей старшего дошкольного возраста, их материально-техническое обеспечение.

• Составить календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,с учетом отобранных дидактических игр и упражнений.

• Начать практическое внедрение отобранных дидактических игр в свою систематическую непосредственно-образовательную и коррекционно-развивающую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

• В начале учебного года провести первичную диагностику уровня развития логического мышления у детей в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

• Отслеживать эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, опираясь на результаты проводимого в последующем мониторинга.

• При наличии положительных результатов проведенной коррекционно-развивающей работы представить свой педагогический опыт коллегам в виде публикации тезисов, выступления на практических конференциях или методических объединениях.

Актуальность

Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом, работающем на группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи - обеспечение комплексного коррекционно-развивающего воздействия, направленного на коррекцию нарушений индивидуального психофизического развития ребенка, учитывая структуру дефекта – это коррекция и развитие всех структурных компонентов речи. Комплексность же данного воздействия обеспечивается взаимодействием всех специалистов, действующих в рамках своей профессиональной компетентности.

Известно, что в структуре любого речевого расстройства в той или иной пропорции сочетаются речевая симптоматика (фонетические, грамматические, лексические, фонематические, просодические нарушения) и неречевая симптоматика (нарушения моторики, познавательных, эмоционально-волевых процессов, типичные способы реагирования и личностные особенности в условияхдефекта). Поэтому одной из важнейших задач моей профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога состоит в формировании полноценной психологической базы речи.

Дошкольники с нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Согласно современным научным представлениям нарушение речевого развития у детей представляет одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессов.

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций детей с общим недоразвитием речи (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, показывает своеобразие их развития.

Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления. У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.

Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями логического мышления: анализом, синтезом, сравнением, классификацией, причинно-следственной связью, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Вышеописанные специфические особенности формирования мыслительных операций без специального педагогического воздействия не компенсируются, а лишь усугубляются с течением времени, что в последующем вызывает значительные затруднения на этапе начала школьного обучения. Поэтому ранняя коррекционно-развивающая работа в направлении формирования и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходима для создания полноценной психологической базы речи, профилактики возникновения вторичных нарушений в структуре дефекта и для формирования интеллектуального компонента готовности к обучению.

Публикации по теме:

Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета.

Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши» Развитие восприятия Игра «Угадай, у кого кто?» Посмотри и скажи, у кого кто? Соедини.

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда «Роль мелкой моторики в развитии речи детей, имеющих речевые нарушения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2018-2019.

Консультация «Кабинет учителя-дефектолога» .

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

План самообразования учителя бурятского языка План самообразования учителя бурятского языка МБДОУ детский сад «Хараасгай» Бадмажаповой Баярмы Бальжинимаевны Перспективный план работы.

План взаимодействия учителя-дефектолога с участниками коррекционно-педагогического процесса в МБДОУ на учебный год План взаимодействия учителя-дефектолога с участниками коррекционно-педагогического процесса МБДОУ на учебный год. Сентябрь - Рекомендации.

Проект «Взаимодействие учителя — дефектолога с родителями» Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето. Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям.

Эссе учителя-дефектолога Эссе учителя-дефектолога Терещенко Ирины Николаевны учитель-дефектолог МБДОУ д/с №73 первой категории г. Златоуст Я учитель-дефектолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования учителя-дефектолога
Опубликовано: 18 октября 2018 в 17:27
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД