МААМ-картинки

План семинара «Региональный краеведческий компонент в системе ознакомления с окружающим»

наталья устинова
План семинара «Региональный краеведческий компонент в системе ознакомления с окружающим»

СЕМИНАР «Региональный краеведческий компонент в системе ознакомления с окружающим»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в вопросах краеведения.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся у педагогов знания по вопросу.

2. Пополнить их знания об истории родного края.

3. Развивать познавательный интерес у педагогов.

4. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

План работы семинары.

Публикация «План семинара „Региональный краеведческий компонент в системе ознакомления с окружающим“» размещена в разделах

1. Разминка в форме игры «Дальше…»

2. Консультация «Направления краеведческой работы в ДОУ»

3. Игра «Что? Где? Когда?»

4. Выставка «Старинный город Кашин».

Домашнее задание для педагогов : подготовиться к игре «Что? Где? Когда?», подобрать материалы о городе Кашине на выставку по любому направлению краеведческой работы.

1. Разминка в форме игры «Дальше…» Старший воспитатель предлагает воспитателям вспомнить и назвать направления краеведческой работы, темы и формы, которые используются в практике работы детского сада.

Ответы уточняются и дополняются.

2. Консультация старшего воспитателя «Направления краеведческой работы в ДОУ»

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению, она писала: "Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и т. д.»

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам краеведческого образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в практике работы. В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к роли краеведения в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ гражданской культуры ребенка дошкольного возраста. Воспитание уважения к родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим - народному творчеству, преемственности поколений, традициям, языку, природе и т. д. В детском саду работа по краеведению ведется в нескольких направлениях.

НАПРАВЛЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

1. Историческое краеведение

2. Природо – географическое краеведение

3. Художественное краеведение

4. Литературное краеведение

Можно знакомить детей с родным краем используя следующие темы:

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

1. Знакомство с историей Тверского края (первые люди, их быт, занятия жилища)

Тайны средневековых городов Тверской области (их всего 14, 15 Корчева ушел под воду Иваньковского водонохранилища)

Гербы

2. Народный крестьянский быт (дом, изба, ее строение, дом, утварь, обереги, традиции, орудия труда, национальный костюм, занятия, обычаи)

3. Знаменитые люди (С. Щедрин, Крылов и т. д.)

4. Важнейшие исторические события.

5. Мой город (село)

6. Моя родословная

7. История вещей

ПРИРОДНО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

1. Знакомство с природой Тверского края (животный и растительный мир, инфраструктура – транспорт и т. д.)

2. Имена рек, озер, городов и селений (Тверь – финоугорское слово, обозначает «конец пути» и т. д.)

3. Народный календарь.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

1. Художники Тверского края (Тверской край на картинах художников, народная живопись, иконы, роспись по дереву, памятники знаменитым людям)

2. Архитектура Тверского края (архит. памятники, каменное и деревянное зодчество, знаменитые архитекторы, монастыри и храмы – как памятники)

4. Народные промыслы (Тверская вышивка, Торжокское золотое шитье, Тверская и Торжокская глинянная игрушка, Калязинское кружево, стекло, Конаковский фарфор)

5. Музыкальная культура (фольклор муз., муз. -нар. инструменты, знамениты муз. в Тверской области, современное песенное творчества, фестивали, конкурсы).

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ.

1. Детские писатели

2. Художники – иллюстраторы

3. Современные поэты.

2. Игра «Что? Где? Когда?»

Игра на проверку знаний по истории Кашинского края.

Участники (воспитатели) садятся за стол, разделенный на сектора, с приготовленными карточками (на них вопросы). Вращая волчок выбирают вопросы и отвечают на них. За правильный, полный ответ дается 2 балла, за краткий -1 балл.

Жюри - заведующий д/с, психолог - подсчитывают очки.

Приз - торт, получают либо игроки, либо старший воспитатель (по результатам).

Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»

1. Какие дороги вели к Торговым рядам Кашина, т. е. в центр?

Сюда сходились дороги : с юга – из Москвы, с юга- запада – из Твери, с северо-запада – из Бежецкого Верха (Бежецка, с севера – из Белоозера (Белозерска), с востока – из Углича и с юго-востока – из Калязина.

(«Кашин» Кириков стр. 18)

2. За что был утвержден герб Кашина, в каком году и что на нем было изображено?

Он был в виде щита, в нижней части на голубом поле изображены три ступки с белилами «каковыми сей город весьма славится» говорилось в указе Екатерины 11 в 1775г г. Кашин получил статус уездного города и ему был пожалован герб.

3. Где были сосредоточены каменные жилые здания конца 18 в. и первой четверти 19в. ?

Район Болотской площади – сад Тургенева.

4. Какая из улиц стала считаться главной в 1880 г и почему?

Петербургская – ныне ул. Ленина, был построен вокзал.

5. Какие ремесла были развиты в Кашине в 17 в. ?

Кашин славился производством сурика и особенно свинцовых белил, которые считались лучшими в России. Распространенным было кузнечное ремесло, работали в городе иконописцы, гончары, чеканщики из меди, мастера золотого и серебряного дела. стр. 8

6. Кто автор картины «Вид города Кашина»?

Е. Д. Комеженков 1798г

7. Какого художника восхитили виды города?

А. Г. Венецианова стр. 25

8. Какими промыслами славилась Тиволинская волость?

Проектированием и изготовлением иконостасов, реставрацией и золочением их; а также столярным и резным промыслами. стр. 145

9. Перечислите художественные промыслы Сретенского монастыря.

Иконопись, живопись на холсте и стекле, вышивка риз, изготовление бытовых украшений, картинок из листовой пробки. стр. 147

10. Какой жанр получил распространение в сфере бытовой культуры во второй половине 18в?

Жанр камерного «домашнего» портрета.

11. Назовите изделия из дерева, которые изготовлялись в Кашинском уезде?

Ладьевидные кони, ковши, донца гребней и прялок, вальки и рубели, солонки, пряничные доски.

12. Назовите наиболее любимые элементы узоров рукодельниц 19в.

Излюбленные элементы узора – цветы и веточки, гирлянды и розетки. стр. 163

13. Назовите главный элемент домового убранства и чем он чаще всего украшался?

Наличник, украшался элементами пропильной резьбы – серцевидными фигурками, трилистниками и s образными завитками. стр. 170

14. Назовите имена местных строителей и декораторов наиболее известных.

И. П. Обознов, И. А. Забелин, И. М. Буданов, И. Ф. Белов, И. П. Носов, П. В. Бутеев и т. д.

15. Где находилось «кузнечное место» в Кашине?

«Кузнечное место» находилось в районе Кошкина ручья. По всему ручью в направлении Кашинки и до самой реки (до плотины) стояли низенькие, вросшие в землю кузницы. В них от зари до зари кузнецы изготовляли сельскохозяйственные орудия – лемеха, присохи, предметы вооружения – копья, сабли, ядра, а также домашнюю утварь - ножи, подковы, гвозди.

4. Выставка «Старинный город Кашин»

Презентация воспитателями своих материалов на выставке.

Литература:

1. В. Н. Кошелевский «Летопись города Кашина (16-20 вв.)

2. В. Н. Кошелевский «Город Кашин»

3. М. А. Ильин «Тверская область» - энциклопедический справочник, Тверское областное книжно- журнальное издательство, 1994г.

4. В. В. Годовицин «Рассказы о Тверской истории» - Тверь, «Книжный клуб» 1992г.

5. Б. М. Кириков «Кашин» - Л., «Художник РСФСР», 1988г.

6. Н. М. Лебедев «Знаменитые россияне на Тверской земле» - Тверь 1998г.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План семинара «Региональный краеведческий компонент в системе ознакомления с окружающим»
Опубликовано: 22 января 2015 в 10:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД