Папки-передвижки

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе

Антонина Пижамова
План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе

Пояснительная записка:

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить

в годы юности и тем более в зрелом возрасте».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

Публикация «План тематической недели „Энциклопедия Здоровья“ по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе» размещена в разделах

Следует отметить, что проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В «Конвенции о правах ребенка» подчеркивается: современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе «Об образованиии» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Такая озабоченность вполне понятна. По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровыми являются лишь10-12% детей. Современное образование столкнулось со сложнейшей ситуацией не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением его устойчивого здоровья. На сегодня данная проблема является наиболее актуальной и значимой, поэтому физкультурно-оздоровительная работа в нашем ДОУ является приоритетной. Необходимо уже с раннего возраста приобщать детей к здоровому образу жизни.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровь

Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Формировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к собственному здоровью;

2. Создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

3. Расширять знания дошкольников о видах спорта, о пользе овощей и фруктов, закаливающих процедурах, физических упражнениях и т. д. ;

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; воспитывать ответственность и силу воли;

5. Создавать для детей положительный эмоциональный и психологический комфорт от совместных мероприятий.

Тематический план (по пяти дням неделям).

День недели : Понедельник.

Тема дня : «Я и мое тело»

Цели дня:

- Формировать представление о человеке как о целостном разумном существе;

- Учить различать и называть части тела человека (голова, локоть, запястье, ключица, туловище и т. д.) и внутренние органы, формировать представления об их функциональном назначении;

- Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

- Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- Расширять представления о значимости чистоты и режима дня для здоровья человека; и т. д.

День недели :

Формы, методы и приемы работы

1 половина дня.

1. Утренняя гимнастика под музыку, с элементами дыхательной гимнастики.

Цель: Зарядить детей положительной энергией на весь день

2. Работа с детской энциклопедией по валеологии «Я и мое тело», беседа: «Как устроено тело человека».

Цель: Расширить знания детей о собственном теле.

3. Пальчиковая игра: «Пальчики мои»

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

4. Завтрак.

5. Экскурссия в медицинский кабинет. Беседа с мед. сестрой детского сада.

Цель: Дать детям дополнительную информацию о том, как правильно заботиться о своем здоровье, выяснить от чего возникают различные заболевания и как их предотвратить.

6. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Обыгрывание ситуации «На приеме у врача».

Цель: предоставить ребятам возможность через игру применить полученные теоретические знания на «практике».

7. П/и повышенной активности «Мы веселые ребята», дети выбирают водящего, произносят слова:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать! Разбегаются в разные стороны, водящий их ловит.

Цель: данная игра позволяет максимально развивать двигательную активность детей, быстроту реакции.

8. П/ и: «День и ночь».

На команду «Ночь» -ребята «спят», на команду «День» - водящий ловит детей.

Цель: данная игра позволяет напомнить детям о режиме дня, развивает двигательную активность.

9. Физиологические опыты. Цель: обратить внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение, упражнения в определении пульса в разных состояниях (за 10 с.).

10. Рисование на песке: «Нарисуй портрет ладошки».

Цель: песочная терапия, развитие тактильных ощущения.

11. Индивидуальная работа по физ-ре. (с теми ребятами, у которых наблюдается сложность в координации движений)

Цель: Развивать умение прыгать через скакалку.

12. Гигиенические процедуры. Обед.

13. Тихий час. Сон. Прослушивание композиций релаксирующих музыкальных «Звуки природы»

Цель: успокоить нервную систему детей, помочь быстрее настроиться на сон.

2 половина дня

14. Гимнастика пробуждения.

15. Игровое задание: «Что ты делаешь утром? днем? вечером?» Покажи.

16. Полдник.

17. Дидактическая игра в парах: «Умные карточки».

Цель: вспомнить как устроен человек, почему необходимо соблюдать правила личной гигиены.

18. Ужин.

19. Уход детей домой.

Работа с родителями. Консультация на тему: «Здоровье Почемучки»

День недели : Вторник

Тема дня : «Питание и мое здоровье»

Цели дня:

- Формировать у дошкольников представление о зависимости здоровья человека от правильного питания;

- Актуализировать представления о рациональном питании;

- Научить воспитанников определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях;

- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.

День недели

1. Утренняя гимнастика под музыку, с элементами аэробики.

Цель: зарядить детей положительной энергией на весь день, вызвать эмоции радости от выполняемых упражнений и танцевальных движений.

2. «Утро радостных встреч» - разговор о правильном питании. Демонстрация картинок, макетов, муляжей, натуральных овощей и фруктов.

Цель: через организованную беседу расширить знания детей о пользе овощей и фруктов: витамин А (помидор, морковь, лук, абрикос и т. д.) - улучшает зрение;

витамин С (капуста, зеленый лук, черная смородина, лимон, апельсин) – снимает усталость, повышает настроение, возвращает румянец, улучшает аппетит) и т. д.

3. Завтрак.

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел, затем показывает овощ или фрукт детям. Если овощ был назван правильно, воспитатель оставляет его на столе.

Дополнить работу вопросом: «Почему необходимо мыть овощи и фрукты перед едой?», «Какие продукты нельзя употреблять в пищу?»

6. Игра детей с мячом малой подвижности «Съедобное-несъедобное». Правило: водящий стоит перед детьми с мячом, называет любой предмет, бросает ребенку мяч, задача которого ловить только съедобные предметы (огурец, пирожок, редиска и т. д., несъедобные предметы ловить нельзя.

Цель: развивать быстроту реакции, закреплять название продуктов питания, которые можно употреблять в пищу.

7. Спортивный игровой досуг на тему «Путешествие в страну Здоровья» (См. приложение 3)

Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

Задачи: Познакомить детей с понятием "полезная" и "вредная" пища, закрепить знания о пользе витаминов, дать представление о микробах, развить интерес к здоровому образу жизни, обогатить словарный запас, воспитывать доброе отношение к окружающим.

Демонстрационный материал: микроскоп, лупы, "Домики для витаминов", иллюстрации спортсменов, картинки с различными эмоциями, надувной шарик в форме сердца.

8. Экскурсия на огород детского сада.

Цель: Попросить ребят назвать все, что растет на грядках, собрать урожай редиски.

9. П/и «Вершки и корешки»

Правила: если водящий называет овощ, который растет над землей (вершки) дети вытягивают руки вверх, встают на носочки, если называет овощ, который растет под землей (корешки)-ребята должны присесть. Ошибаться нельзя. Цель: Развивать произвольное внимание, память детей, быстроту реакции.

10. Индивидуальная работа

Цель: закреплять навык ходьбы по узкой дорожке.

11. Хороводная игра «Садовник».

12. Ходьба по «Дорожке здоровья».

Цель: Профилактика плоскостопия у детей.

13. Гигиенические процедуры. Обед.

14. Тихий час. Засыпание воспитанников под аудиозапись «Шум дождя».

Цель: Помочь детям успокоиться и расслабиться перед сном.

2 половина дня.

15. Коррегирующая гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика.

16. Полдник

17. Дидактическая настольная игра «Во саду ли в огороде». (По группам, в парах)

Цели: Расширять представления детей о многообразии мира растений, об овощах, фруктах и ягодах. Продолжать учить детей различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончании слов при согласовании существительных и прилагательных в роде. Формировать желание делиться впечатлениями.

18. Чтение художественной литературы. П. Н. Брешенков: «Неженка», «Зарядка и простуда». Цель: Обсуждение сложившихся ситуаций, рекомендации детей по разрешению проблем возникших в произведении.

19. Ужин.

20. Игровое упражнение-массаж (друг другу в круге)

«Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Цель: учить дошкольников действовать по показу в соответствии со стихотворным текстом

22. Игры с выносным материалом.

Уход ребят домой.

Работа с родителями. Консультация: «Королевство витаминов»

День недели : Среда

Тема дня : «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Закаливание.

Цели дня:

- Познакомить детей с понятием «закаливание», его особенностями и пользе;

- Способствовать развитию гигиенических навыков;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

1 половина дня.

1. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение муз. работника, с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа.

Цель: Зарядить детей положительной энергией на весь день.

2. Мытье рук прохладной водой.

3. Инсценировка стихотворения о пользе закаливания заранее подготовленных детей.

(См. приложение №7)

Цель: Наглядно продемонстрировать детям положительный пример для подражания, вызвать желание вести здоровый образ жизни

4. Рассказ воспитателя о пользе закаливания.

Цель:познакомить ребят с понятием «закаливание», сообщить о том, что основными друзьями в закаливании являются природные факторы: солнце, воздух и вода.

5. Совместное составление правил о принятии солнечных ванн, воздушных и водных процедурах.

6. Разучивание игрового упражнения

«Раз, два -мы проснулись» (См. приложение № 8)

Цель: Учить выполнять упражнения в соответствии со стихотворным текстом

7. Физкультурное занятие на прогулке.

Программное содержание:

Упражнять детей в ходьбе змейкой между предметами; ходьбе по узкой дорожке и по доске; в перешагивании через предметы; в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Закреплять ходьбу в колонне по одному и парами; бег по сигналу до указанного места.

Развивать ловкость при выполнении упражнений, в подвижных играх.

Учить действовать совместно, выполняя указания взрослого и правила в подвижных играх.

8. Индивидуальная работа по физ-ре «Попади мячом в цель» (с теми ребятами, которые затрудняются)

Цель: развивать глазомер, меткость, внимательность.

9. Принятие воздушных и солнечных ванн, ходьба по «Дорожке здоровья».

Цель: укреплять здоровье детей, соматику организма, осуществить профилактику плоскостопия.

10. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие детей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры

На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут дети погулять –

Станут бегать и играть”

11. Обливание ног прохладной водой, гимнастика для глаз и ушей.

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции от данных элементов закаливания.

12. Гигиенические процедуры. Обед.

13. Дневной сон под звучание тихой спокойной классической музыки. Релаксация.

2 половина дня

14. Оздоровительные мероприятия после дневного сна: самомассаж, дыхательные упражнения, гимнастика с платочками в постели, босохождение. Цель: постепенный переход детей от спокойного состояния к бодрствованию

15. Психогимнастика. Игровое упражнение «Холодно-жарко».

Цель: научить мимикой и жестами передавать контрастные выражения.

16. Полдник.

17. Чтение и анализ художественной литературы: Н. Корастелев «Свежий ветер», «Ласковое солнце».

18. Малоподвижные игры: «Море волнуется»,

«Четыре стихии».

Цель: Учить ребят действовать по сигналу воспитателя.

19. Ужин.

20. Свободные игры на улице с выносным материалом. Уход детей домой.

Работа с родителями. Папка передвижка: «Золотые правила закаливания"

День недели : Четверг

Тема дня : «Вида спорта»

Цели дня:

- Развивать у дошкольников интерес к различным видам спорта;

- Закрепить знания о видах спорта: «летние» и «зимние»;

- Прививать любовь к спорту, спортивным упражнениям.

Четверг

Первая половина дня

1. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.

Цель: Выполнять движения, сочетая физическую и речевую активность.

2. Демонстрация плаката: «Виды спорта»

Цель: познакомить ребят с наиболее известными видами спорта: футбол, баскетбол, художественная гимнастика и т. д., обратить внимание на внешний вид спортсменов: красивые, стройные, подтянутые.

3. Чтение художественной литературы Г. Ладонщиков «Как стать сильным?»

Цель: Ознакомить детей с новым произведением по данной теме, провести несложный анализ, принять к сведению полезные советы от автора.

4. Завтрак

5. Д/и «Помоги спортсмену подобрать инвентарь»

6. Презентация «История Олимпийских игр»

Цель: рассказать детям про Олимпийские игры, воспитывать чувство патриотизма, развивать творческую активность.

7. Занятие по физкультуре.

Программное содержание: закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком;

- совершенствовать умение ползать, пролезать;

- закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на одной ноге (девочки) и двух ногах (мальчики). 8. Щадящий режим для Хайруллина Даниса, имеется диагноз: врожденный порок сердца.

9. Воздушные и солнечные ванны.

Цель: укреплять иммунную систему ребенка, закаливание организма.

10. Подвижная игра «Чье звено скорее соберется?»

Цель: Развивать двигательную активность детей, глазомер и меткость.

11. Эстафеты с элементами летних олимпийских видов спорта: с обручами, мячами, скакалками и т. д. Цель: предоставить ребятам возможность почувствовать себя настоящими спортсменами, прочувствовать радость победы или «горечь» поражения.

12. Индивидуальная работа: метание мешочков в даль, прыжки в длину с места. (С теми ребятами, кто в этом нуждается)

13. Гигиенические процедуры. Обед.

14 Тихий час. Засыпание воспитанников под аудиозапись «Шум моря».

Вторая половина дня

15.. Коррегирующая гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика.

Цель: помочь детям осуществить плавный переход от сна к бодрствованию.

16. Дидактическая игра: «Магазин полезных продуктов питания для спортсменов.»

Цель: Закрепить знание полезных продуктов питания.

17. Д/и «Лабиринты»

Цель: помочь лыжнику спуститься с горы, развивать мыслительную активность.

18. Полдник.

19. Ходьба по «дорожкам здоровья».

Цель: профилактика плоскостопия, стимуляция рецепторов и активных зон на стопах ног.

20. Сюжетно-ролевая игра: «Подготовка спортсмена к соревнованиям»

Цель: вызвать желание соответствовать образу спортсмена : подтянутого, физически развитого, выносливого и т. д.

21. Ужин.

22. Песочная терапия.

Цель: помочь ребятам в органичной форме выразить свое настроение, снять усталость, которая накопилась за день.

23. Свободная игровая деятельность детей с выносным материалом.

24. Уход детей домой.

Работа с родителями. Анкетирование: «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

(См. приложение № 9)

День недели : Пятница

Тема дня : «Береги свое здоровье»

Цели дня:

- Познакомить детей с правилами безопасного для здоровья поведения дома и на улице;

- Развивать умение сохранять эмоциональное равновесие;

- Закреплять знания приобретенные за «Неделю Здоровья»

День недели

Пятница

1 половина дня

1. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.

Цель:выполнять движения, сочетая физическую и речевую активность.

2. Просмотр мульфильма о здоровом и правильном питании «Смешарики»

3. Игровое упражнение «Кладовая здоровья»

Цель: совместными усилиями наполнить кладовую факторами правильного отношения к своему здоровью : делать зарядку, правильно питаться, закаляться, быть осторожными и внимательными дома и в быту, контролировать свои эмоции и т. д.

4. Завтрак

5. Подготовка к празднику.

6. Тематическое развлечение для детей «О том, как Алешенька здоровеньким стал».

Цель:

- Сформировать представление о здоровье, как одной из основных ценностей человеческой жизни.

- Прививать потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятию спортом.

- Повторить и закрепить знания о чистоте тела, о порядке и аккуратности.

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья, здорового образа жизни, здоровом питании.

- Доставить радость от общения с героями-участниками.

7. Свободная игровая деятельность детей на прогулке, игры со спортивным инвентарем.

8. Воздушные и солнечные ванны

Цель: продолжать учить детей закаляться правильно

9. Гигиенические процедуры. Обед.

10. Тихий час. Засыпание воспитанников под аудиозапись «Шум моря"

Вторая половина дня

15. Коррегирующая гимнастика после дневного сна, дыхательная гимнастика.

Цель: помочь детям осуществить плавный переход от сна к бодрствованию, активизировать работу всего организма.

16. Обсуждение ситуаций: «Что делать, если к тебе подошел незнакомец?», «Если ты остался дома один?», «Как вести себя на реке?» и т. д.

17. Полдник

18. Совместное творчество. Создание коллажа из рисунков детей «Корзинка здоровья»

Цель: Закрепить полученные знания, вызвать положительные эмоции от работы в коллективе сверстников.

19. Ужин.

20. Свободная деятельность детей, игры с выносным материалом на песке.

21. Уход детей домой.

Работа с родителями. Привлечь родителей к оформлению фотовитрины «Сильные, ловкие, смелые»

Публикации по теме:

«Дневник здоровья. Журнал здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Дневник здоровья. Журнал здоровья» - как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни». СЛАЙД № 1 Название.

«О вреде курения». Занятие по формированию основ здорового образа жизни Тема: «О вреде курения». Цели и задачи: • формирование здорового образа жизни; • расширение знаний о вреде курения. Оборудование: • плакат.

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

Фотоотчет о проведении спортивного праздника по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе.Фотоотчет о проведении спортивного праздника по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе. .

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни «В здоровом теле — здоровый дух» Цель: формирование у детей представления о здоровье, как самой главной ценности для человека. Задачи: Образовательные: закреплять знания.

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники – органы чувств Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее.

Конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни «Дорога к доброму здоровью» "Дорога к доброму Здоровью". Программное содержание: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; воспитывать.

Мероприятие по формированию здорового образа жизни у детей 3–4 лет «Путешествие в Страну здоровья» Задачи: 1. Образовательные: - формирование навыков здорового образа жизни: закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета.

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка» Проект по формированию основ здорового образа жизни.

Работа с родителями по формированию основ здорового образа жизни. Буклеты «Дети – это залог будущего. Сейчас на часах «без пяти минут двенадцать» и если мы не примем каких-то консолидированных мер, то проиграем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе
Опубликовано: 15 апреля 2016 в 00:29
+269Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 122.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД