МААМ-картинки

Пластилинография для развития мелкой моторики у детей

Ольга Медведева
Пластилинография для развития мелкой моторики у детей

На данный момент очень актуальна тема развития мелкой моторики у детей. Она является важным компонентом в интеллектуальном и психофизическом развитии детей. Изучением данной проблемы занимались ученые, такие как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. А исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов; педагоги – М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, Е. А. Стребелева; психологи Л. А. Венгер, Н. И. Гуревич, Н. О. Озерецкий,. Говоря о моторике человека в целом, определяют: общую моторику, мелкую и артикуляционную. Рассмотрим значение всех трех компонентов: Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [40]. У детей она развивается за счет любых подвижных игр, игр с мячом, скакалкой, обручем, гимнастики, танцев, беге, езде на велосипеде и т. д. Артикуляционная моторика – совокупность двигательных возможностей речевого аппарата [17]. Для развития органов артикуляционного аппарата с ребенком проводят артикуляционные гимнастики, в рамках которых развивают язык, губы, щеки, мягкое небо ребенка. Это способствует правильному произнесению звуков, обычно гимнастика проводится на занятиях с логопедом или дома совместно с родителями. 7 Мелкая моторика представляет собой – совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [17]. В дошкольном возрасте ее развивают через пальчиковые гимнастики, упражнения и в процессе продуктивной деятельности. Этот компонент, а именно мелкую моторику, мы возьмем за основу в нашей квалификационной работе, и рассмотрим все аспекты ее развития у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста. Существует множество определений понятию «мелкая моторика», рассмотрим основные из них. Т. А. Власова и М. С. Певзнер в своих работах писали о том, что мелкая моторика человека – это комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [9]. А. Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [46]. Н. В. Нижегородцева и В. Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [36]. К мелкой моторике можно отнести движения – начиная от примитивных жестов (захват объектов) заканчивая самыми тонкими движениями (почерк человека, работа с мелкими предметами). Мелкую моторику в свою очередь определяют моторные навыки, к ним относится: гибкость (активная и пассивная, ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность [45]. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится 8 хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Высокая развитость мелкой моторики является важной составляющей быта человека. Так как ежедневно приходиться совершать огромное количество мелко-моторных действий : застегивание пуговиц, открывание и закрывание крышек, завязывание шнурков, письмо, рисование, манипулирование мелкими предметами. Все компоненты в нашем организме взаимосвязаны и способны влиять друг на друга, в их числе находится и мелкая моторика. Этот факт изучен и подтвержден исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, говоря о том, что если речь ребенка запаздывает, то это связанно с плохо развитой мелкой моторикой. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Соответственно, можно говорить о тесной связи мелко-моторных движений рук и речи ребенка [33]. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [49]. 9 В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Он писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [5]. И. М. Сеченов и И. П. Павлов обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка [44]. Существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику детей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек. Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике. З. П. Васильцова описала характеристику народных потешек, как основу пальчиковых игр, которая в свою очередь способствуют развитию мелкой моторики. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Чтение потешек и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым [7]. Таким образом, в литературных источниках мелкую моторику понимают как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку. 10 Изучением вопроса мелкой моторики занимались многие ученые такие как: Т. А. Власова, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Монтессори, И. П. Павлов, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и др. Неоднократно исследователи приходят к выводу о тесной связи мелкой моторики и речи и взаимосвязи развития приведенных выше компонентов, доказана важность развития мелко-моторных движений у ребенка.

Публикация «Пластилинография для развития мелкой моторики у детей» размещена в разделах

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Пособия для развития мелкой моторики рук детейПособия для развития мелкой моторики рук детей Пособия для развития мелкой моторики рук детей[/b] Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Их можно.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детейСенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография для развития мелкой моторики у детей
Опубликовано: 31 января 2023 в 23:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД