Наталья Мамаева
Почему возникают речевые проблемы у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Кто-то из психологов заметил, что ребенок рождается без сопроводительной инструкции как им пользоваться. Но не стоит отчаиваться. Человечество накопило немалый опыт в воспитании детей, хотя родителям кажется, что белых пятен в этом вопросе намного больше, чем устоявшихся аксиом. / Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать? Что делать, если они уже обозначились?
Публикация «Почему возникают речевые проблемы у детей» размещена в разделах
Проблемы с речью возникают не только у детей, но и у взрослых. Вызвать их могут заболевания и травмы органов артикуляционного аппарата, головного мозга, неудачно выполненное протезирование зубов и т. д. Рассмотрим актуальные вопросы дошкольной и школьной логопедии.
Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся различные патологии беременности: токсикоз, перенесенные инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость крови матери и плода
Далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблем в речевом развитии ребенка, занимают осложнения при родах. Среди них выделены родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.
Могут оставить свой роковой след и ранние (от 0 до 2-х лет) заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.
При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы. Например, при заикании, при нарушении письма и чтения.
Речь - продукт согласованной работы многих мозговых структур, а перечисленные выше причины вносят негативные коррективы в их взаимодействие. Если же одна из структур «не дорабатывает» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, а другие не в состоянии «подменить» ее, то возникают проблемы с организацией того или иного вида речевой детальности. Такие как, нарушение произносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи, планированием высказывания и др.
Достаточно часто встречаются врожденные аномалии артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка («уздечка», нарушение строения зубного ряда, расщелины губы, твердого и мягкого неба, неправильное строение твердого неба.
Это, конечно же, не полный список возможных причин, вызывающих органические изменения в органах и тканях. Подчеркнем, именно «возможных», т. к. не всякое негативное воздействие повлечет за собой возникающие проблемы речевого развития. Если у матери был токсикоз во время беременности, то не значит, что у ребенка обязательно будет страдать речь. В историях болезни детей с серьезными речевыми проблемами обычно фигурируют одновременно несколько вредоносных факторов.
Новорожденный ребенок абсолютно беспомощен. Ученые считают, что он отстает в развитии от новорожденного детеныша животного на 11 месяцев. У большинства животных, спустя несколько часов после рождения, детеныши способны, как минимум, передвигаться самостоятельно. Их мозг более развит, нежели мозг новорожденного ребенка. А вот «дозревание», рост, развитие человеческого мозга интенсивно продолжается два года жизни. И здесь большое значение отводиться сохранению здоровья ребенка, предупреждению возникновения социально-психологических причин, вызывающих речевые проблемы. Чтобы речь развивалась без задержки, необходима сохранная работа слухового и зрительного анализаторов и нормальное психическое развитие ребенка. У детей с замедленным психическим развитием, как правило, страдает и речевая функция. Впрочем, и у детей с серьезными речевыми проблемами развитие психических процессов или замедляется, или же идет несколько своеобразно. Помимо тех случаев, когда страдает собственно речь, существуют и другие, при которых речевое нарушение является не самостоятельным, а выступает как следствие основного нарушения. В той или иной степени, речевые проблемы отмечаются у детей со снижением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, аутизмом. Определить, что страдает в первую очередь в каждом конкретном случае – прерогатива специалистов (врачей, психологов, логопедов).
Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность – еще одно непременное условие развития речи. Взрослые не должны предугадывать желания, просьбы ребенка, пока он не попытается их сформулировать. Дайте ребенку возможность «высказаться», лаже, если в диалоге основная информация для вас будет содержаться в детском жесте. Близкие должны стимулировать потребность ребенка в речевом общении.
Для становления речи необходимо наличие полноценной речевой среды. Тем более, что ребенок с первых минут появления на свет готов к этому. Есть неопровержимые данные о наличие слуха у семимесячного плода и о том, что он различает внешние неречевые звуки, а не только звуки, которыми сопровождается работа внутренних органов матери. В этом возрасте из пяти голосов ребенок выделяет голос матери. Ошибка многих родителей в том, что в первые месяцы жизни ребенка они озабочены соблюдением санитарно-гигиенических процедур и режимных моментов. Ребенок не должен восприниматься как потребитель. Он аккумулирует то, что происходит вокруг. Ребенок кричит по-разному, если он голоден, если у него что-то болит, или он испытывает дискомфорт. Не первые ли это попытки установить контакт? Пусть не речевой, но подобный ему. Уже задействованы голосообразующие органы. Немного позже, а может, много позже, он обрадует родителей своими достижениями. Кстати, крик ребенка неоднороден. Специалисты доказали, а внимательные родители заметили
С ребенком нужно как можно больше разговаривать, давая ему образец для подражания. Сначала он сосредотачивается на интонационной стороне речи. Для малыша значимым оказывается то, с какой интонацией произноситься обращенная к нему речь. Нежным голосом можно произносить заумные математические формулы или детские страшилки, и малыш 1 – 1,5 лет будет в восторге. Холодно произнесенное восхищение или похвала, может насторожить или напугать его.
Накопление речевого опыта идет постепенно. Если двухмесячные младенцы всего мира гулят одинаково (в 2-3 месяца дети начинают произносить звуковые сочетания «агу») не зависимо от национальной принадлежности, то уже в 10 – 12 месяцев их лепетная речь приобретает ярко выраженную окраску. По интонационно – мелодической стороне речи можно определить, в какой языковой среде воспитывается ребенок.