МААМ-картинки

Подборка математических игр для старших дошкольников

Анна Маскина
Подборка математических игр для старших дошкольников

Количество и счет

Цель: Считать в пределах десяти, пользоваться цифрами; считать в прямом и обратном порядке; сравнивать две группы предметов, понимать отношения больше на один, меньше на один; понимать термины «предыдущее», «последующее; делить предметы на две, четыре равные части; на конкретном материале устанавливать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Величина

Цель: Измерять с помощью мерки протяженные, жидкие и сыпучие тела; понимать зависимость числа от величины мерки при измерении одного и того же объекта.

Геометрические фигуры

Публикация «Подборка математических игр для старших дошкольников» размещена в разделах

Цель: Различать и называть четырехугольники, узнавать в окружающих предметах форму четырехугольника; видоизменять геометрические фигуры; образовывать многоугольники из треугольников.

Игра «Разложи по порядку!»

На столе перед ребенком выкладывают числовые карточки от 1 до 10. Ребенку предлагают разложить карточки по порядку. В зависимости от имеющихся знаний он раскладывает в ряд либо все карточки, либо только те, на которых изображены знакомые ему числа. Таким образом педагог может выяснить, какие числа ребенок еще не знает, и познакомить его с этими числами на последующих индивидуальных занятиях. Когда карточки со знакомыми ребенку числами разложены в ряд, он получает набор цифр первого десятка (цифры даются так же в беспорядке). Ему предлагают положить под каждой карточкой цифру, которая показывает, сколько кружочков на карточке. Занятие это может повторено несколько раз, по мере того как ребенок будет узнавать новые числа и цифры, которыми они обозначаются. Таким образом ребенок постепенно будет усваивать числовой ряд не формально, а с опорой на наглядный материал.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочек взрослый кладет 10-12 мелких одинаковых игрушек (матрешки, грибки и т. д) или мелкие предметы (камешки, ракушки и т. д). Взрослый ударяет в бубен определенное число раз-ребенок должен сосчитать количество ударов и запомнить число. Затем он отсчитывает из мешочка игрушки – на одну больше или на одну меньше, чем число услышанных ударов. Задание можно усложнить: игрушки из мешочка надо отсчитывать на ощупь.

Игра «Кто знает – пусть дальше считает!»

Для этой игры взрослый заранее подбирает 10 однородных предметов (кубики, матрешки и т. д). Ставит на стол перед ребенком столько-то кубиков, например три, после чего начинает подставлять по одному кубику, выстраивая их в ряд. Итак, на столе – три кубика. Педагог ставит еще один – ребенок говорит: «Четыре». Воспитатель ставит опять кубик – ребенок называет: «Пять». Изначальное количество кубиков следует менять, т. е. счет надо начинать то от двух, то от пяти, то от четырех. Вариант этой игры – обратный счет. На столе воспитатель выставляет в ряд десять кубиков. Ребенок определяет, что всего десять кубиков. Затем убирают по одному кубику, а ребенок каждый раз называет оставшееся число кубиков. Взрослый убирает кубик – ребенок говорит: «Девять», убирает еще кубик – ребенок говорит «Восемь». Наконец на столе остается один кубик. Взрослый убирает этот кубик и предлагает назвать, сколько осталось. После ответа ребенка уточняет, что когда не осталось ни одного кубика, мы говорим: «Осталось нуль кубиков». Педагог должен показать ребенку цифру, которой обозначается это число: цифру 0.

Игра «Какой цифры не стало?»

Игра проводится тогда, когда дети хорошо усвоили порядок натурального ряда чисел. Перед ребенком на столе выкладываются в ряд цифры от 0 до 9. Затем его просят закрыть глаза и перепутывают цифры. Открыв глаза, ребенок определяет, все ли цифры на месте, наводит порядок в ряду. В зависимости от уровня подготовленности ребенка педагог может давать задания легкие и трудные. Так, можно убрать оду цифру: «Какой цифры не стало?», можно убрать несколько, можно перепутать цифры, не убирая ни одной (поменять местами две или несколько цифр).

Игра «Назови соседей»

Перед ребенком на столе выкладывается числовой ряд. Для игры заранее подготавливают куб или многогранник с цифрами на гранях. Педагог подбрасывает куб и ловит его так, чтобы к ребенку была повернута каждый раз грань с новой цифрой. Ребенок называет «соседей» данного числа, т. е. числа, стоящие до и после. Лежащий перед ребенком на столе ряд цифр поможет выполнить эти задания. Когда порядок следования натурального ряда чисел будет хорошо усвоен, цифры можно не выкладывать. Игра проводится в быстром темпе.

Игра с мячом.

Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок ловит мячи, бросает его обратно, называет число на один больше. Игра проводится в быстром темпе. «Два», - говорит взрослый. «Три», - продолжает ребенок, бросая мяч обратно, и т. д. Следующим заданием может быть такое: назвать число на один меньше названного взрослым. «Пять «. – говорит взрослый. «Четыре», - возвращая мяч, отвечает ребенок.

После того как дети узнают, что число, которое меньше названного на один, называется предыдущим, а больше названного на один – последующим, в игру можно включить эти термины. Взрослый бросает ребенку мяч, называет различные числа в пределах десяти и предлагает, возвращая мяч, называть последующее (предыдущее) число.

Игровая ситуация: к кукле пришли гости.

На столе перед ребенком педагог разыгрывает сценку: кукла Катя садится ужинать; на тарелке перед нею – один кусочек хлеба, одно яблоко, одна конфета. Когда Катя хочет приступить к ужину, раздается стук в дверь. Катя идет открывать дверь: в гости пришла кукла Наташа. Катя усаживает ее за стол, дает ей тарелку. чашку, ложечку. Но оказывается, что у Кати только один кусочек хлеба, и одно яблоко, и одна конфета. Что же делать? Перед ребенком – проблемная ситуация. Предложения принести еще один кусок хлеба, еще одно яблоко отвергаются («Ни хлеба, ни яблока, ни конфет больше нет», предложение пойти в магазин также отвергаются («Магазин закрыт»). Воспитатель выслушивает все варианты ответов детей, не сдерживая их инициативы и не стараясь сразу направить на правильный ответ. Ребенок сам находит правильное решение: предлагает разделить все угощение. Здесь важно, как разделить. Ведь разделить можно и на две равные части. Поэтому ребенок сам (с помощью взрослого) приходит к выводу, что разделить надо поровну, на две равные части или пополам. Только после этого все угощение делится на две равные части (о том, чтобы части были действительно равные, должен позаботиться взрослый – помочь ребенку при делении). После того как деление произведено, можно задать вопросы: «Покажи одну из частей, как она называется? (Половина, одна из двух, одна вторая.) Что больше: целое яблоко или половина? Покажи половины яблока (хлеба, конфеты, сколько их? (две). Что получится, если две половины сложить вместе?» (Целое яблоко). Затем взрослый может продолжить инсценировку, заканчивая игру: куклы ужинают, потом Наташа благодарит за угощение и прощается.

Занятие, аналогичное предыдущему, можно провести для упражнения детей в делении целого на четыре равные части. В этом случае гостей должно быть трое: например три медвежонка пришли в госте к зайцу. Далее занятие может идти по вышеописанному сценарию с той разницей, что все угощение потребуется делить на четыре равные части. В завершении занятия гости хотят порисовать, но окажется, что есть только один листок бумаги. После того как ребенок примет решение разделить на 4 равные части, взрослый предлагает ему сделать это самостоятельно. При этом следит. Чтобы ребенок правильно складывал листок, четко совмещая углы и стороны листка, хорошо фиксируя линию сгиба. Затем листок разрезать на 4 равные части по линиям сгиба. Вопросы к ребенку: «Сколько получилось частей? Покажи одну из частей, как она называется? (Одна из 4, или одна четвертая). Как называется каждая из оставшихся частей? (Одна четвертая). Что получится, если все части сложить вместе? (Один целый лист). На следующих занятиях ребенка можно поупражнять в делении листов бумаги разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой), различных полосок.

Игровая ситуация: подготовка к ремонту кукольной комнаты.

Педагог вносит рулон обоев, соответствующий размерам кукольной комнаты, и говорит, что Катя задумала сделать ремонт. Ей надо оклеить комнату, но она не может отмерить обои. «Давай поможем ей, - предлагает взрослый. – На комнату нужно 8 кусков вот такой длины. (Показывает полоску – мерку). Давай посмотрим, хватит ли этого рулона для комнаты». Далее ребенок самостоятельно или с помощью взрослого начинает измерение: :прикладывает полоску-мерку, ставит отметку и т. д. Чтобы ребенку не сбиться со счета, можно предложить откладывать фишку каждый раз, когда мерка уложится полностью. Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила измерения: точно совмещал концы рулона и полоски-мерки вначале; далее аккуратно ставил метку там, где находится второй конец мерки; продолжая измерение, совмещал конец мерки с меткой и ставил следующую отметку. Предположим, в рулоне мерка уложилась 9 раз. «Хватит этих обоев для комнаты?» - спрашивает взрослый. Ребенку необходимо сопоставить два числа (получилось девять таких кусков, а надо для комнаты восемь: хватит, даже еще останется).

Игровая ситуация: приготовление завтрака для кукол.

На столе перед ребенком поставлена миска с крупой, рядом – кастрюля. В стороне может стоять игрушечная плита. Где-то рядом сидят куклы, которые ждут завтрака.

«Мне надо сварить кашу для кукол, - говорит педагог, - но я не знаю, хватит ли мне крупы. Каждой кукле на кашу нужен вот такой стакан крупы. Как мне узнать хватит ли всем?» Задача перед ребенком поставлена. Он должен решить ее в зависимости от своих знаний и умений. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого измеряет крупу при помощи стакана-мерки: каждый раз стакан надо насыпать полный и пересыпать в кастрюлю, чтобы не забыть, сколько стаканов отсыпано, ставить для памяти фишку. Завершив измерения, ребенок пересчитывает фишки и определяет, сколько крупы было в миске. Но нужно еще ответить на вопрос: хватит ли каши всем куклам? Например, ждут кашу семь кукол, а крупы в миске оказалось всего шесть стаканов. Сколько надо еще крупы, чтобы хватило всем? (Один стакан).

Игра «Будь внимателен»

Педагог раскладывает на столе перед ребенком вырезанные из бумаги треугольники разной конфигурации, разного цвета и размера (треугольники могут быть изображены на листе бумаги). «Будь внимателен! – предупреждает взрослый ребенка. – Посмотри на эти фигуры и скажи: что общего у них (чем они все похожи) Если такой вопрос затруднит ребенка, надо дать возможность рассмотреть каждую из фигур, определив ее цвет, величину, название. (это синий треугольник, а это тоже треугольник – только он красный и большой, а это совсем маленький синий треугольник.) После такого подробного рассматривания фигур снова задается вопрос: чем же все таки похожи все эти фигуры? В результате ребенок дает объяснение, что эти фигуры – треугольники, этим они и похожи, а по цвету и величине они разные. Воспитатель убирает лист с треугольниками и выкладывает на стол другой лист, где изображены два прямоугольника разной величины, два ромба разного цвета, две трапеции разной величины цвета, один квадрат. Педагог предлагает рассмотреть эти фигуры и сказать, чем они похожи. Очевидно, что ребенок по аналогии с первым заданием начнет пересчитывать углы у фигур и обнаружит у всех этих фигур по четыре угла. «Как же можно назвать все эти фигуры, если у них четыре угла?» - спрашивает педагог. Если ребенок самостоятельно не сможет сделать вывод, воспитатель помогает ему. Требовать уточнения названия каждого из четырехугольников необязательно. Ребенок называет только знакомые фигуры.

Игра «Путешествие по комнате»

Для этого занятия педагог подбирает картинку, изображающую комнату со всем внутренним убранством. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон. «Ой, какая красивая комната! – воскликнул он. – «Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел.» «Давай я тебе все покажу», - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол». – начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик начал очень подробно рассказывать все про каждую вещь, не забывал он сказать и то, какой она формы, потому что Карлсон все время спрашивал об этом… А теперь попробуй так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату». В своем рассказе ребенок обязательно должен указывать форму предметов: вот это шкаф – он большой, коричневый, он четырех угольный, в шкафу висит одежда и т. д.

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Фотоотчет «Рисование «Ветка сирени» и подборка стихотворений о сирени для старших дошкольниковФотоотчет «Рисование «Ветка сирени» и подборка стихотворений о сирени для старших дошкольников Несли мы облако с собой - Букет сирени голубой. Мы срезали для Наденьки Сирень в пришкольном садике. Взглянула Надя на сирень: - Какой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников»Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников» 1. В Москве ли, в Заполярье Пожар всегда потушит, Спасёт людей (пожарный). 2. Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого.

Подборка книг для дошкольников о морских млекопитающихПодборка книг для дошкольников о морских млекопитающих Однажды к нам в город приезжал дельфинарий. Почти всех детей сводили на представление. Рассказывали потом, округляя глаза, размахивая руками.

Подборка математических загадок для старших дошкольниковПодборка математических загадок для старших дошкольников Математические загадки можно использовать на непосредственно-образовательной деятельности,как организационный момент,на прогулке,в индивидуальной.

Подборка загадок на осеннюю тематику для дошкольников Сильное воздействие на развитие дошкольников оказывают загадки. Их загадывание может происходить в течении всего дня в ДОУ:на прогулке,НОД,режимных.

Подборка закличек для дошкольников на «Праздник Жаворонков» (22 марта)Подборка закличек для дошкольников на «Праздник Жаворонков» (22 марта) 22 марта - День весеннего равноденствия,прилёта птиц и закликания весны. На Руси издавна отмечали праздник Жаворонка-день встречи весны. В.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка математических игр для старших дошкольников
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 11:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД