Юлия Слаутина
«Развитие математических способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.
Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Публикация «„Развитие математических способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Логические приемы мышления – это виды умственной деятельности, позволяющие формировать и оперировать понятиями и суждениями, выполнять умозаключения, проводить доказательства.
Основными логическими приемами формирования понятий являются:
АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, СЕРИАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ и ОБОБЩЕНИЕ.
Анализ – логический прием, состоящий в расчленении (практическом или мысленном) предмета на составные части, в выделении признаков, свойств предмета, в выделении группы объектов по определенному признаку.
Задания для детей 2-3 лет:
«Поручения».
Задания:
- возьми красный мяч; возьми кружку жёлтого цвета и т. д. ;
- возьми красный, но не мяч; возьми зёлёный, но не огурец и т. д. ;
- возьми мяч, но не красный; возьми кружку, но не жёлтую.
Задания для детей 3-5 лет:
1. «Лишняя фигура».
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.
Задание: Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя? (Квадрат.)
2. «Четвёртый лишний»:
- яблоко, груша, ботинок, морковь (ботинок);
- сапоги, сандалии, тапочки, кружка (кружка);
- кукла, пирамидка, картофель, конструктор (картофель).
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Весёлые человечки».
Материал: рисунок 6 человечков: 5 – с поднятыми руками и 1 – руки в стороны.
Задание: Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему она лишняя?
2. «Смайлики».
Материал: рисунок 5 смайликов: 5 – радостных и 1 – грустный.
Задание: Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему она лишняя?
3. «Прятки».
Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.
Задание: На рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их.
Синтез – логический прием, состоящий в соединении (практическом или мысленном) в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Задания для детей 2-4 лет:
1. «Собери пирамидку».
Задание: Собрать пирамидку из колец одинакового диаметра.
2. «Собери бусы».
Задание: Собрать бусы из шариков или из кубиков (можно по заданному цвету).
3. «Собери пазлы» (количества деталей от уровня развития ребёнка).
4. «Составь паровоз», «Составь снеговика», «Составь ёлочку» и т. д.
Материал: круги, треугольники, прямоугольники – одинаковых и разных размеров.
Задание: Составить предметы из геометрических фигур.
I этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования.
II этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя процесс построения по памяти.
Конструирование:
1. «Построй, как я».
I этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования.
II этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя процесс построения по памяти.
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Волшебные превращения треугольников».
Материал: 4 одинаковых треугольника.
Задание: Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой – низкий; один узкий, другой – широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)
Конструирование:
2. «Сделай такой же».
III этап: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта.
3. «Построй высокую башню», «Построй гараж для этой машины» и т. д.
IV этап: задания даются без образца, ребёнок работает по представлению.
Формирование аналитико-синтетического процесса через использование игр геометрического конструктора «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».
1. «Зайчик», «Собачка».
Материал: Собачка: большой треугольник – туловище, 3 прямоугольника – голова и лапы, 2 треугольника – хвост и ухо, круг – нос.
Зайчик: большой овал – туловище, 2 средних овала – голова и «задние» лапы, 3 маленьких овала – уши и «передние» лапы, 2 круга – глаз и хвостик.
Геометрические фигуры для составления этих животных.
Задание (анализ): Найти только те фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.
Задание (синтез): Составить собачку, зайчика.
Сравнение – логический прием, состоящий в установлении сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.
Задания для детей 2-4 лет:
1. «Найди такой же».
Задание:
- Найди такой же красный шарик, как у меня.
- Найди такой же большой кубик, как у меня.
2. «Найди похожую».
Задание: Найди в своём наборе фигуру похожую на:
- яблоко (материал: круги красного, синего цветов, квадрат);
- капусту (материал: круги красного, зелёного цветов, квадрат).
3. «Парные картинки».
4. «Найди отличия».
Задание: Чем отличается круг от квадрата, квадрат от треугольника, треугольник от круга.
5. «Тяжёлый – лёгкий».
Материал: карточка с парой картинок:
- иголка, штанга;
- воздушный шарик, замок;
- бабочка, слон;
- ель, шишка;
- танк, коробка;
- и т. д.
Задание: Предложить ребёнку рассмотреть картинки, сравнить между собой и назвать какой лёгкий, а какой тяжёлый.
Задания для детей 4-5 лет:
1. «Скажи наоборот».
Задание: Взрослый бросает мяч и говорит:
- ручеёк узкий, а река …;
- дом низкий, а подъёмный кран …;
- ветка тонкая, а дерево …;
- мишка большой, а мышка…;
- и т. д.
2. «Котята».
Материал: карточка, на которой нарисовано 7 котят, 2 из которых одинаковые.
Задание: Найди двух одинаковых котят.
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Найди сходства».
Задание: Чем похожи слова:
- кошка, книга, крыша;
- число, буква, цифра;
- и т. д.
2. «Найди сходства».
Задание: Назови общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- берёзы и осины;
- ромашки и гвоздики;
- и т. д.
3. «Найди отличия».
Задание: Чем отличается треугольник от четырёхугольника?
4. «Найди похожую».
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное.
У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: Какую фигуру можно назвать похожей на оба яблока?
Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма.
5. «Отгадай предмет».
Задание: Узнай предмет по заданным признакам:
- белый, сладкий, твёрдый;
- желтый, кислый, продолговатый;
- пушистый, ходит, мяукает;
- имеет четыре стороны и четыре угла;
- и т. д.
6. «Подумай и скажи».
Задание: Кто или что может быть:
- высоким или низким;
- холодным или горячим;
- коротким или длинным;
- твердым или жидким;
- и т. д.
7. «Загадки».
Задание:
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (арбуз).
- Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
- и т. д.
Сериация – логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака.
Задания для детей 2-4 лет:
1. «Собери пирамидку».
Задание: Собрать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец.
2. «Собери бусы».
Задание: Собрать бусы, чередуя 2 размера шариков: большой и маленький.
3. «Прокати шарик».
Задание: Прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски или подходящего размера (большой шар – через высокие воротца, маленький шарик – через низкие).
4. «Маленькие, средние и большие».
Задание: Разложить в определённой последовательности одноцветные предметы трёх размеров.
Задания для детей 4-5 лет:
1. «Собери пирамидку».
Задание: Собрать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности два-три цвета.
2. «Матрёшка» (3-5 предметов).
Задание: Расставить по росту или спрятать все матрёшки в одну.
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Матрёшка» (5-7 предметов).
Задание: Расставить по росту или спрятать все матрёшки в одну.
2. Разбор сказки «Три медведя».
В «Трех медведях» сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому.
Задание: Чем же отличается миска папы – медведя от миски мамы – медведицы и от миски маленького Мишутки? (Величиной, а во всем остальном они одинаковые.)
Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам, но разные по величине предметы.
3. Разбор сказки «Репка».
В сказке «Репка» также наблюдается сериационный ряд.
Задание: Что объединяет героев сказки?
(Герои сказки живут в одном доме. Дед – самый большой. Бабка – поменьше. Внучка – еще меньше. Собака Жучка – еще меньше. Кошка – еще меньше. Мышка – самая маленькая. Объединяет их и то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.
Классификация [/b]– логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.
Задания для детей 2-4 лет:[/b]
«Рассортируй на группы».
Задание:
- кружки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики;
- большие шары и маленькие шарики; длинные карандаши и короткие;
- квадраты и кружки, кубики и кирпичики;
- съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные, кусты и деревья, дикие и домашние животные;
- и т. д.
Задания для детей 4-5 лет:
1. «Раздели круги на две группы».
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький)
Задание: Раздели круги на две группы, объясни, почему так? (По цвету, по размеру.)
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Раздели на группы».
Задание:
- апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина (перечисли ягоды и перечисли фрукты);
- стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля (перечисли мебель и перечисли посуду).
2. «Продолжи ряд».
Задание: предложить самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
- Чашка – это посуда для …
- Масленка – это посуда для …
- Конура – это дом для …
- Берлога – это дом для …
- Яблоня – это дерево …
- Пылесос – это … для …
- … – это дом для пчел
- … – это посуда для хлеба
- Ручка – это предмет, которым …
- … – это человек, который водит машину.
[b]Обобщение[/b] – логическая операция, заключающаяся в мысленном объединении отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Задания для детей 3-4 лет:[/b]
1. «Назови одним словом».
Задания:
- стол, стул, шкаф, диван (мебель);
- кружка, тарелка, ложка, чайник (посуда);
- машина, самолёт, автобус, поезд (транспорт);
- картофель, морковь, свекла, капуста (овощи);
- юла, пирамидка, кукла (игрушки);
- суп, каша, котлета (еда);
- яблоко, груша, апельсин, киви (фрукты);
- и т. д.
Задания для детей 5-7 лет:
1. «Что лишнее».
Задание: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово:
- дождь, снег, осадки, град, иней (осадки);
- дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево);
- молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо);
- горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий);
- футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание);
- темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный);
- самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника);
- храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).
2. «Продолжи ряд».
Задание: Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:
- грабли, лопата, … – это …;
- стол, диван … – это …;
- кукла, кубики … – это …;
- корова, коза … – это …;
- волк, лиса … – это …;
- картофель, свекла … – это …;
- куртка, пальто … – это …;
- зима, осень … – это …;
- туфли, сапоги … – это …;
- апельсин, лимон … – это …
Интересные задания, с использованием блоков Дьенеша, даны у Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников». Библиотека программы «Детство».