«Развитие математических способностей у дошкольников»

Юлия Слаутина
«Развитие математических способностей у дошкольников»

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.  

Логические приемы мышления – это виды умственной деятельности, позволяющие формировать и оперировать понятиями и суждениями, выполнять умозаключения, проводить доказательства.

Основными логическими приемами формирования понятий являются:

АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ, СЕРИАЦИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ и ОБОБЩЕНИЕ.

Анализ – логический прием, состоящий в расчленении (практическом или мысленном) предмета на составные части, в выделении признаков, свойств предмета, в выделении группы объектов по определенному признаку.

Задания для детей 2-3 лет:

«Поручения».

Задания:

- возьми красный мяч; возьми кружку жёлтого цвета и т. д. ;

- возьми красный, но не мяч; возьми зёлёный, но не огурец и т. д. ;

- возьми мяч, но не красный; возьми кружку, но не жёлтую.

Задания для детей 3-5 лет:

1. «Лишняя фигура».

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

Задание: Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя? (Квадрат.)

2. «Четвёртый лишний»:

- яблоко, груша, ботинок, морковь (ботинок);

- сапоги, сандалии, тапочки, кружка (кружка);

- кукла, пирамидка, картофель, конструктор (картофель).

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Весёлые человечки».

Материал: рисунок 6 человечков: 5 – с поднятыми руками и 1 – руки в стороны.

Задание: Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему она лишняя?

2. «Смайлики».

Материал: рисунок 5 смайликов: 5 – радостных и 1 – грустный.

Задание: Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. Почему она лишняя?

3. «Прятки».

Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.

Задание: На рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их.

Синтез – логический прием, состоящий в соединении (практическом или мысленном) в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Задания для детей 2-4 лет:

1. «Собери пирамидку».

Задание: Собрать пирамидку из колец одинакового диаметра.

2. «Собери бусы».

Задание: Собрать бусы из шариков или из кубиков (можно по заданному цвету).

3. «Собери пазлы» (количества деталей от уровня развития ребёнка).

4. «Составь паровоз», «Составь снеговика», «Составь ёлочку» и т. д.

Материал: круги, треугольники, прямоугольники – одинаковых и разных размеров.

Задание: Составить предметы из геометрических фигур.

I этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования.

II этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя процесс построения по памяти.

Конструирование:

1. «Построй, как я».

I этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весь процесс конструирования.

II этап: ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя процесс построения по памяти.

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Волшебные превращения треугольников».

Материал: 4 одинаковых треугольника.

Задание: Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой – низкий; один узкий, другой – широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)

Конструирование:

2. «Сделай такой же».

III этап: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта.

3. «Построй высокую башню», «Построй гараж для этой машины» и т. д.

IV этап: задания даются без образца, ребёнок работает по представлению.

Формирование аналитико-синтетического процесса через использование игр геометрического конструктора «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».

1. «Зайчик», «Собачка».

Материал: Собачка: большой треугольник – туловище, 3 прямоугольника – голова и лапы, 2 треугольника – хвост и ухо, круг – нос.

Зайчик: большой овал – туловище, 2 средних овала – голова и «задние» лапы, 3 маленьких овала – уши и «передние» лапы, 2 круга – глаз и хвостик.

Геометрические фигуры для составления этих животных.

Задание (анализ): Найти только те фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.

Задание (синтез): Составить собачку, зайчика.

Сравнение – логический прием, состоящий в установлении сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам.

Задания для детей 2-4 лет:

1. «Найди такой же».

Задание:

- Найди такой же красный шарик, как у меня.

- Найди такой же большой кубик, как у меня.

2. «Найди похожую».

Задание: Найди в своём наборе фигуру похожую на:

- яблоко (материал: круги красного, синего цветов, квадрат);

- капусту (материал: круги красного, зелёного цветов, квадрат).

3. «Парные картинки».

4. «Найди отличия».

Задание: Чем отличается круг от квадрата, квадрат от треугольника, треугольник от круга.

5. «Тяжёлый – лёгкий».

Материал: карточка с парой картинок:

- иголка, штанга;

- воздушный шарик, замок;

- бабочка, слон;

- ель, шишка;

- танк, коробка;

- и т. д.

Задание: Предложить ребёнку рассмотреть картинки, сравнить между собой и назвать какой лёгкий, а какой тяжёлый.

Задания для детей 4-5 лет:

1. «Скажи наоборот».

Задание: Взрослый бросает мяч и говорит:

- ручеёк узкий, а река …;

- дом низкий, а подъёмный кран …;

- ветка тонкая, а дерево …;

- мишка большой, а мышка…;

- и т. д.

2. «Котята».

Материал: карточка, на которой нарисовано 7 котят, 2 из которых одинаковые.

Задание: Найди двух одинаковых котят.

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Найди сходства».

Задание: Чем похожи слова:

- кошка, книга, крыша;

- число, буква, цифра;

- и т. д.

2. «Найди сходства».

Задание: Назови общие признаки:

- яблока и арбуза;

- кошки и собаки;

- берёзы и осины;

- ромашки и гвоздики;

- и т. д.

3. «Найди отличия».

Задание: Чем отличается треугольник от четырёхугольника?

4. «Найди похожую».

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное.

У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: Какую фигуру можно назвать похожей на оба яблока?

Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма.

5. «Отгадай предмет».

Задание: Узнай предмет по заданным признакам:

- белый, сладкий, твёрдый;

- желтый, кислый, продолговатый;

- пушистый, ходит, мяукает;

- имеет четыре стороны и четыре угла;

- и т. д.

6. «Подумай и скажи».

Задание: Кто или что может быть:

- высоким или низким;

- холодным или горячим;

- коротким или длинным;

- твердым или жидким;

- и т. д.

7. «Загадки».

Задание:

- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

- Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

- Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).

- и т. д.

Сериация – логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака.

Задания для детей 2-4 лет:

1. «Собери пирамидку».

Задание: Собрать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец.

2. «Собери бусы».

Задание: Собрать бусы, чередуя 2 размера шариков: большой и маленький.

3. «Прокати шарик».

Задание: Прокатывать шарики через ворота одинаковой с ними окраски или подходящего размера (большой шар – через высокие воротца, маленький шарик – через низкие).

4. «Маленькие, средние и большие».

Задание: Разложить в определённой последовательности одноцветные предметы трёх размеров.

Задания для детей 4-5 лет:

1. «Собери пирамидку».

Задание: Собрать пирамидку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности два-три цвета.

2. «Матрёшка» (3-5 предметов).

Задание: Расставить по росту или спрятать все матрёшки в одну.

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Матрёшка» (5-7 предметов).

Задание: Расставить по росту или спрятать все матрёшки в одну.

2. Разбор сказки «Три медведя».

В «Трех медведях» сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому.

Задание: Чем же отличается миска папы – медведя от миски мамы – медведицы и от миски маленького Мишутки? (Величиной, а во всем остальном они одинаковые.)

Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам, но разные по величине предметы.

3. Разбор сказки «Репка».

В сказке «Репка» также наблюдается сериационный ряд.

Задание: Что объединяет героев сказки?

(Герои сказки живут в одном доме. Дед – самый большой. Бабка – поменьше. Внучка – еще меньше. Собака Жучка – еще меньше. Кошка – еще меньше. Мышка – самая маленькая. Объединяет их и то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.

Классификация [/b]– логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам.

Задания для детей 2-4 лет:[/b]

«Рассортируй на группы».

Задание:

- кружки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики;

- большие шары и маленькие шарики; длинные карандаши и короткие;

- квадраты и кружки, кубики и кирпичики;

- съедобное и несъедобное, плавающие и летающие животные, кусты и деревья, дикие и домашние животные;

- и т. д.

Задания для детей 4-5 лет:

1. «Раздели круги на две группы».

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький)

Задание: Раздели круги на две группы, объясни, почему так? (По цвету, по размеру.)

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Раздели на группы».

Задание:

- апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина (перечисли ягоды и перечисли фрукты);

- стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля (перечисли мебель и перечисли посуду).

2. «Продолжи ряд».

Задание: предложить самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

- Чашка – это посуда для …

- Масленка – это посуда для …

- Конура – это дом для …

- Берлога – это дом для …

- Яблоня – это дерево …

- Пылесос – это … для …

- … – это дом для пчел

- … – это посуда для хлеба

- Ручка – это предмет, которым …

- … – это человек, который водит машину.

[b]Обобщение[/b] – логическая операция, заключающаяся в мысленном объединении отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.

Задания для детей 3-4 лет:[/b]

1. «Назови одним словом».

Задания:

- стол, стул, шкаф, диван (мебель);

- кружка, тарелка, ложка, чайник (посуда);

- машина, самолёт, автобус, поезд (транспорт);

- картофель, морковь, свекла, капуста (овощи);

- юла, пирамидка, кукла (игрушки);

- суп, каша, котлета (еда);

- яблоко, груша, апельсин, киви (фрукты);

- и т. д.

Задания для детей 5-7 лет:

1. «Что лишнее».

Задание: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово:

- дождь, снег, осадки, град, иней (осадки);

- дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево);

- молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо);

- горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий);

- футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание);

- темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный);

- самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника);

- храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).

2. «Продолжи ряд».

Задание: Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

- грабли, лопата, … – это …;

- стол, диван … – это …;

- кукла, кубики … – это …;

- корова, коза … – это …;

- волк, лиса … – это …;

- картофель, свекла … – это …;

- куртка, пальто … – это …;

- зима, осень … – это …;

- туфли, сапоги … – это …;

- апельсин, лимон … – это …

Интересные задания, с использованием блоков Дьенеша, даны у Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников». Библиотека программы «Детство».

Прикреплённые файлы:

slautina-yu-b_6u71v.pptx | 2692,18 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.

Формирование математических способностей дошкольников через сказку. Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации,.

План самообразования «Развитие элементарных математических способностей дошкольников средствами дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2016-2017 год Криевс Светлана Геннадьевна образование: высшее педагогическое Курсы повышения квалификации:.

Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста» Математика - это язык,.

Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы Восприятие художественного произведения - очень сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Развитие речи и математических способностей детей Развитие речи и математических способностей у детей в группе «Солнышко» В осуществлении познавательной деятельности ведущая роль принадлежит.

Родительское собрание для старшей группы «Развитие математических способностей» Родительское собрание "Развитие математических способностей". Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о развитии математических.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
«Развитие математических способностей у дошкольников»
Опубликовано: 6 марта 2017 в 15:42
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 108.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы
Сотрудничество музыкального руководителя с воспитателями средней группы Цель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач...
Фотоотчёт занятия по нетрадиционному рисованию «Рисуем мыльными пузырями» в младшей...
Цель : познакомить детей с новым видом рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями. Задачи: -учить выдувать воздух через трубочку,...
Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...