Папки-передвижки

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды (7 фото)

Майя Смирнова
Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В нашей группе мы стараемся создавать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности и творчества ребенка.

Публикация «Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды

же при входе в группу создан «Экран настроения» в виде светофора, где ребенок закрепляет сою свою фотографию и сам обозначает свое настроение на начало дня, но в течение дня настроение может меняться.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, когда дети и воспитатель обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Групповой сбор провожу в кругу, сидя на ковре. Круг достаточно большой, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались.

Дети самостоятельно предлагают тему дня, что их интересует и чем они хотят заняться в течение дня. Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей, на шкафчиках у детей закреплены «Кармашки желаний» (ребёнок выбирает картинки на которых изображены разные виды деятельности и кладёт в свой «Карман желаний»)

Для поддержки детской инициативы в нашей группе создан центр «Юные исследователи», где дети с удовольствием находят занятие по душе. Здесь имеется природный материал, весы, различные виды почвы, пинцеты, компасы, лупы, наборы для экспериментирования с магнитом, с водой, со звуком, с цветом и много др. Для проведения опытов детьми в группе расположены алгоритмы различных опытов и материалы для их проведения.

Тут же располагается центр книги в нем подобраны различные энциклопедии, книги и журналы по теме комплексно –тематического планирования и с учётом интересов детей,

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Фото №1 Развивающая предметно пространственная среда

В центре сюжетно-ролевых игр находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Ферма», «Супермаркет» «Кафе», «Парикмахерская», «Больница» и др., они располагаются на полочках в прозрачных контейнерах с наклеенными условными обозначениями, ширмы, все это легко переносится и дети могут организовать игру в любом месте группы, дети могут примерить на себя любую профессию. Дети самостоятельно разворачивают игровые действия, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

Уголок конструктивной деятельности

Фото №2 Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда в которой он живёт и учится самостоятельно

Весь строительный материал разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их. Мелкий строительный материал насыпан в ящики и коробки. В ящиках имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании. Для конструктора отведен стеллаж, так же открытые коробки. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и устроиться с конструктором на ковре.

Уголок настольно-печатных игр

В группе представлен большой выбор настольно-печатных игр соответствующих младшему дошкольному возрасту. Игры находятся в свободном доступе, и представлены для самостоятельного выбора детей.

Все игры направленные на формирование и развитие детских способностей.

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки)

Фото №3 Среда развивает ребенка только в том случае если она представляет для дошкольника интерес подвигает его к действиям исследованию

Для того чтобы каждый ребенок смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование: наборы цветных карандашей (12 цветов, восковые мелки (6 цветов, мел, гуашь, акварель, кисти разных размеров, емкости для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм, подставки для кистей, бумага и альбомы для рисования, раскраски, представленные для свободного выбора детей. Для лепки есть все необходимое: наборы пластилина, доски для лепки, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки; готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач, стеки.

Для аппликации, соответственно младшему дошкольному возрасту, имеются: наборы цветной бумаги (различные по своей структуре и плотности) и картона; розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, клей ПВА и карандаш, салфетки для разглаживания приклеенных деталей.

Необходимым элементом в РППС является размещение работ по изобразительной деятельности. В группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы, по своему желанию. В уголках находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.

Одним из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников – это театральная деятельность.

Фото №4 Статичная застывшая среда не может активизировать ребенка вызвать у него желание действовать в ней

Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности созданы: «Уголок ряжения», «Центр музыки» разнообразные виды театров, различные ширмы и т. д. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами.

Согласно существующим требованиям ФГОС при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ создание комфортных условий необходимо не только для активной деятельности воспитанников, для совместных игр, для программных занятий, но и для психологической разгрузки детей. Для этих целей в нашей группе создан «Уголок уединения», где ребенок может расслабиться, успокоиться, восстановить силы, просто побыть в одиночестве.

В центре занимательной математики размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр речевого творчества «Веселый язычок», предоставляет возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Мною накоплен и систематизирован практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Центр физической культуры и спорта «Смелые, сильные, ловкие».

Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.

Между центрами группы могут находиться ширмы; объёмные напольные модули; перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр, настольных игр, с материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; переносные игровые макеты, которые помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Фото №5 Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды которая способствует максимальному развитию личности ребенка

Например у нас в группе ширма из труб ПВХ, она сделана так, что может служить не только для показа театральных постановок, но и быть стенами дома, а если убрать на время их тканевые полотна, то можно использовать как салон автобуса, ракеты, метро и т. д.

Фото №6 В нашей группе мы стараемся создавать необходимые условия для развития инициативы самостоятельности и творчества ребенка

ирма легкая и дети могут передвигать ее, образуя новые зоны и создавая укромные уголки для самостоятельной игры.

Я думаю, что среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, что стимулирует творческую активность детей, побуждает к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.

Педагог дошкольного образования должен владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Литература

1. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

2. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.

3. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

Публикации по теме:

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Развитие предметно-пространственной среды посредством самодельного игрового материалаРазвитие предметно-пространственной среды посредством самодельного игрового материала Я работаю с детьми раннего возраста (2-3 года, это время становления активной игровой деятельности, требующей разнообразного игрового материала,.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 11 мая 2020 в 19:23
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды» (включая файлы) размещена пользователем Майя Смирнова (УИ 290271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД