Татьяна Карпова
Поддержка детской самостоятельности и инициативности как реализация требований ФГОС доо (на примере деятельности МБДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В период дошкольного образования открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности. Создается внутренняя потребность растущего организма ребёнка в самостоятельности и проявлении себя, которую необходимо поддерживать и развивать.
Публикация «Поддержка детской самостоятельности и инициативности как реализация требований ФГОС доо (на примере деятельности МБДОУ)» размещена в разделах
Таким образом, в детском дошкольном учреждении у ребенка формируется первое представление о том, что значит быть самостоятельным. Ребенок обучается необходимым знаниям, умениям, навыкам (способность ставить цель, формулировать проблемы и гипотезы, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты, используя эффективные методы и приемы, к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности).
С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности, а часто при правильном развитии, становясь его значимыми способностями и максимально раскрываясь в дальнейшем.
Так, например :
- в игре развивается активность и инициатива. Причем, видно как ребенка, обладающего лидерскими качествами, так и воспитанника менее уверенного в себе, которому требуется помощь в определении собственной роли в данном процессе. И здесь, на помощь педагогу очень часто приходит наблюдение за наиболее излюбленной, интересной деятельностью ребенка, и, через нее поиск подхода к пути развития у него активности и инициативности. Другими словами, ребенок проявит себя именно в той области, интерес к которой у него максимально выражен. Педагогу остается гармонично внести данный контекст в игру. Например : ребенок не желает играть в активную игру «Волк и семеро козлят», но при этом, любит рисовать. Воспитатель предлагает ребенку нарисовать маску козленка, волка для игры. Ребенок с удовольствием берется за дело. Затем воспитатель просит воспитанника рассказать что это за маска, кому он хочет ее предложить (возможно, оставить себе). Педагог акцентирует внимание на характере героя, его действиях: как герой двигается в маске, что говорит, просит показать. Таким образом, ребенок плавно вливается в игру, берет на себя роль организатора, высказывает свое мнение путем обозначения характеристик.
Важно в каждой игре найти то, что заинтересует конкретного ребенка и благоприятно скажется на его развитии и становлении.
В данном случае важно закрепить результат похвалой и в следующий раз, когда ребенок начнет сомневаться в действиях, вспомнить, как хорошо он проявил себя в прошлый раз.
- в труде развивается осознанность действий, настойчивость, достижение результата. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за порученное дело. Поручение является наиболее гибким, личностно-ориентированным инструментом воспитания самостоятельности. Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть осознана и свободна. Воспитанники любят помогать младшему воспитателю накрывать на стол, ухаживать за растениями, собирать игрушки и т. д. Часто трудовая деятельность сопровождается игровым, воспитательно-познавательным контекстом. Например, собираем игрушки как сокровища пирата; ухаживаем за растениями и знакомимся с загадками об овощах; накрывая на стол вспоминаем героев сказок. При этом выработать ответственное и серьезное отношение к труду помогают графики дежурства, схемы выполнения действий, пошаговый план деятельности, закрепляющий у ребенка его последовательность. Большую роль в формировании инициативности и самостоятельности в труде играет семья. Работы воспитателя будет недостаточно, если дома родители не будут прививать навык к труду и проявлению инициативы в контексте «я сам» : сам складываю вещи, сам убираю со стола, сам поливаю, сам умываюсь, сам собираю игрушки и т. д.
- в продуктивной деятельности развивается независимость ребенка от взрослого, самовыражение. Область в которой максимально проявляются таланты и те способности, которыми малыш в большей степени одарен. Через продуктивную деятельность раскрывается развитие способностей и творческий потенциал. Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах созданы центры творчества. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности: оформляются стенды к праздникам, выставки рисунков, большое внимание уделяется развитию художественных, интеллектуальных способностей.
Каждый педагог понимает, что целостное, всестороннее развитие невозможно без создания развивающей среды, соответствующей современным требованиям ФГОС. Образовательная среда МБДОУ детский сад «.» организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Дети включены во все многообразие художественной деятельности : они поют, лепят, танцуют, рисуют. Среда учреждения вариативная, полифункциональная, доступная, полностью безопасная. Она соответствует возрасту, интересам воспитанников, а также выполняет педагогическую и воспитательную нагрузку.
В группах имеется ряд развивающих центров (уголков) :
1. центр музыкального развития (здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы. Центр музыкального развития представлен как в музыкальном зале, так и уголками в группах).
2. Центр физической культуры и оздоровления (спортивные модули, инвентарь, дорожки и т. д.)
3. Центр развития речи и театрализованной деятельности, в которых педагоги решают задачи речевого развития детей, учат воспитанников познавать закономерности и особенности родного языка, формируют культуру речевого общения и развивают коммуникативные способности, способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. (в центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, записи избранных произведений музыкальной классики).
4. Центр математического развития и занимательных игр;
5. Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка (здесь воспитанники занимаются рисованием, лепкой, аппликацией).
6. Особое внимание уделяется центру экспериментирования и проектирования. Здесь располагаются различные приборы (микроскоп, природные материалы, бросовый материал и т. д.).
7. Центр родного языка и национальной культуры.
Не менее важным этапом работы по формированию детской самостоятельности и инициативности, помимо создания условий и формирования образовательной развивающей среды, является совершенствование методического уровня педагогов. Воспитатель сам должен быть самостоятельным, активным, инициативным, постоянно развиваться и быть готовым к сотрудничеству с педагогами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами дополнительного образования и. т. д. Помимо этого изучается методическая литература, подходы к организации образовательной работы с дошкольниками.
Как было сказано выше, каждый ребенок самостоятелен и инициативен в том, что его вдохновляет, в том, к чему его интерес наиболее выражен, в том, к чему проявляется его талант. И здесь большую роль играет правильно построенная индивидуальная траектория развития.
Для развития самостоятельности и инициативности используем следующие методы: сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности (ребенок сам выбирает тему и выстраивает траекторию деятельности); организуем педагогическую поддержку реализации потенциалов и способностей детей в посещаемых ими кружках (танцевальный, вокальный, шахматы, театральный); взаимодействуем с родителями посредством различных видов деятельности, воспитательных мероприятий (в рамках которых каждый ребенок имеет возможность проявить себя в наиболее интересной для него форме).
Например : ребенка, который активно слушает чтение книг, легко запоминает стихотворения, педагог предлагает разучить понравившиеся стихотворные отрывки. Если воспитанник легко справляется с задачей – его приглашают к участию в групповых и общесадовских воспитательных мероприятиях. Педагоги работают над выразительностью, техникой и манерой преподнесения материала, сопровождают и поддерживают его на мероприятии. Если ребенок показывает стабильный высокий показатель в ДОУ, то стремимся предоставить ему возможность поучаствовать в конкурсах районного, республиканского уровня. Такая же последовательность наблюдается в развитии художественных способностей. Воспитанники являются участниками смотров художественной самодеятельности, конкурсов районного и республиканского уровней.
Последней, но первостепенной и включенной в каждый этап работы по развитию самостоятельности и инициативности, является организация работы с родителями.
Работа с родителями одаренных детей в д/с реализуется в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей (буклеты, необходимая информация, тематические собрания, консультации)
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.)
Таким образом, развитие инициативности и самостоятельности дошкольников возможно при организации различных составляющих: наличие современной развивающей среды, педагог, который, как личность, является для ребенка помощником и становится той направляющей, которая ведет воспитанника к познанию себя через актуальное, интересное, ценное в современном мире; возможность выбора деятельности; своевременное распознавание скрытых талантов и способностей ребенка; открытое взаимодействие с родителями.
При построении гармоничной системы по формированию самостоятельности и инициативности, ребенок будет формировать собственное Я, чувствуя поддержку педагогов и родителей, переносить доверие к миру в общество.