Венера Сокурова
Подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из проблем изучения начал детской и школьной педагогики и детской психологии является подготовка детей к школе. Дошкольный возраст – важный период становления личности ребёнка, а также подготовке дошкольника к будущему обучению в школе. Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности детей.
Публикация «Подготовка детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
Современное дошкольное учреждение находится в поиске эффективных моделей обучения и воспитания ребёнка, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учётом и индивидуальных и интеллектуальных возможностей. Успешному решению данных задач способствует взаимодействие ДОУ и семьи.
Необходимость взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах подготовки детей к обучению в школе вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс подготовки ребёнка к школе. В данной связи единство требований ДОУ и родителей помогает создать ту среду воспитания и развития ребёнка, которая сделает процесс подготовки ребёнка к школе наиболее успешным.
Обеспечение постепенности вхождения ребенка в школьную жизнь требует выработки согласованных взглядов на процесс воспитания педагогов дошкольного учреждения, школьных учителей и семьи.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для 7-летнего ребенка школа – это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он – первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки к школе – психологический.
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание.
Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.
Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов своего ребенка.
Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.
Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком.
Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени.
Но не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами:
• незнанием родителями основ педагогики,
• недостаточным культурным уровнем части семей.
• алкоголизм одного или обоих родителей,
• наркомания среди родителей,
• ухудшение материального положения.
• увеличение неполных семей.
Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
• единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего общественного воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в известной мере овладели ими.
• Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей, укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
• Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию
дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями
помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь отцы и матери помогают детскому саду в многообразной воспитательной и
хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только
своего ребенка, но и других детей.
• Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитан
• Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи:
o ознакомление с жизнью детей дома, в семье,
o педагогические беседы с родителями и другими членами семьи,
o консультации,
o родительские собрания,
o конференции,
o лектории,
o родительские университеты,
o вечера вопросов и ответов,
o устные журналы,
o праздники и развлечения,
o “ Дни семейных увлечений”,
o наглядные формы педагогической пропаганды.
Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.
• Систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
• Привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьей.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.