Марина Дубина
Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Дубина М. В.
Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе : методические рекомендации для родителей
будущих первоклассников
ХАРАКТЕРИСТИКА ИГР ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Использование игр с предметами по развитию лексико- грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ
Предлагаем игры по развитию лексико -грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игры можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, задавая более сложные вопросы и т. д.
«Домик с окошечками»
Публикация «Подготовка детей с ОВЗ к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Учим названия объемных геометрических фигур.
- Закрепляем знание цветов, соотносим силуэт.
- Описываем фигуру (легкая, мягкая, синяя, пищащая пирамида)
- Считаем (все пирамиды, все прозрачные или тканевые фигуры и т. п.)- Развиваем мелкую моторику.
- Развиваем слуховое восприятие (мягкие и прозрачные фигуры имеют свое звучание)
«Толстый - тонкий»
Цель: Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.
Образец: Карандаш тонкий, а трубка толстая, вер вка длинная, а шнурок короткий.
Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами
«Зоопарк»
Назови животных, которые потерялись. Рассели их по клеткам, проговаривая:
- Медведь живет на третьем этаже.
- Кто живет в центре зоопарка? (Обезьянки) Посчитай их (одна обезьяна… пять обезьян, А кто поселился в правом верхнем углу?
- Кто детеныш у льва?
- Послушай и угадай чей это голос? (ответь полным предложением)
-Отгадай загадку или Кого я загадала? (Ползает и шипит)
«Береза»
Позволяет наглядно и тактильно следить за явлениями природы. С детьми проводятся беседы о том:
- Как называется дерево?
- Какая береза?
- Назови, что есть у березы?
- Что с ней происходит зимой, весной? (
-Посмотри, на нашу березу прилетели птицы? Каких ты знаешь птиц?
- Давай их посчитаем (Один голубь, два голубя… пять голубей)
- Назови части тела у сороки.
- Как голос подает ворона? Упражнения:
• на дыхание «Сдуй снежинку, листочек»
• на ориентировку в пространстве «Дотянись правой рукой до верхней веточки»
• на развитие памяти «Посмотри и запомни, Что изменилось?»
«Что в мешочке»
Каждый мешочек выполнен в разном цвете, мешочки отличаются по фактуре и подвешены на разной ширины ленточках. Так чтобы ребенок мог свободно подойти и потрогать любой из мешочков, сравнить их: на вес, цвет, угадать что внутри, услышать определенный звук и т. д.
Развитие психических процессов детей с ОВЗ с помощью нетрадиционных способов рисования
Достоинством рисования нетрадиционными техниками и материалами является то, что это необычный процесс для детей, а все необычное привлекает внимание, заставляет удивляться и восхищает. Большим плюсом данной деятельности является и то, что ребенок может получить быстрый результат, что вселяет уверенность ребенка в своих силах.
Каждый месяц можно использовать различные техники.
1. Рисование печатками из картофеля и листьев ( Печатки из картофеля делаются так: разрезать клубень пополам и доработать его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы, другие элементы для рисунков). А печатки из листьев вот так: собрать листья необходимой формы, прогладить их утюгом, можно использовать и сухие листья, но они очень хрупкие, поэтому работать нужно аккуратно и не всегда у детей получается. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с гуашью или закрашивает кисточкой и наносит оттиск на бумагу. Листья только закрашиваются кисточкой).
2. Рисование пальчиками и ладошками ( Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна, или ребенок опускает в гуашь ладошку оставляет на листе ее отпечаток, а затем дорисовывает недостающие элементы). 3. Рисование жесткой полусухой кистью методом «тычка» ( Способ получения изображения: на кисть набирается гуашь (вода не используется) и прикосновением ее к бумаге (под прямым углом) заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности).
4. Рисование поролоном и пенопластом (Сначала изготавливаются печатки из пустых контейнеров клея-карандаша или фломастера и поролона. Способ получения изображения: ребенок обмакивает поролоновую печатку в
гуашь и наносит оттиск на бумагу. Работа с пенопластом немного другая. Здесь кусочки пенопласта ребенок прижимает к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу. Печатки из поролона или пенопласта могут быть различных геометрических форм или предметов).
5. Рисование смешанной техникой восковые мелки + акварельные краски ( Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками изображение на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным).
6. Рисование смятой бумагой ( Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с гуашью и наносит оттиск на бумагу).
Рисуя вышеперечисленными способами, дети параллельно выполняют задания на развитие психических процессов. Например, на развитие памяти:
«Запомни и нарисуй», на развитие внимания и мышления: «Нарисуй как у меня», «Раскрась лишний предмет», «Дорисуй недостающие предметы»,
«Раскрась все круги синим цветом, а квадраты желтым», «Нарисуй (раскрась) предмет, который двигается влево (вправо)», «Обведи силуэт и раскрась его»,
«Найди и раскрась два одинаковых предмета», «Нарисуй предметы, которых не хватает», «Продолжи ряд», «Нарисуй (раскрась) отгадку», «Нарисуй предмет с противоположным значением (дом высокий – низкий)», на развитие воображения: «Преврати фигуру в предмет», «Составь узор из геометрических фигур» (или фигур разного цвета). Данные упражнения и задания можно выполнять любым способом и любым материалом.
Дидактическая игра "Собери шарики"
Задачи: закреплять умение различать цвета, ориентироваться на листе (право, лево, верх, низ, развивать мелкую моторику.
Ход игры: воспитатель предлагает детям распределить шарики в определенный сектор, например, синие в правый верхний угол, а красные - в левый нижний. Можно дать задание отсчитать определенное количество шариков.
Игра «Что в мешочке».
Цель: Развивать тактильные ощущения, память, внимание, усидчивость, умение определять предмет на
ощупь. Обогатить словарный запас словами обозначающими предметы ближайшего окружения.
Оборудование: мешочки из плотной ткани размером 7х12 см с заст жкой кнопками с одной стороны, поднос, мелкие предметы: шишка, шарик пластмассовый, кубик, ложечка из кукольного сервиза, ключ и т. д.
Ход игры:
1й этап: Игра начинается с одним реб нком. Мелкие предметы,
которые используются в игре, должны быть знакомы реб нку. Для этого они накануне рассматриваются реб нком, ощупываются пальчиками, используются при манипулировании, выкладываются на поднос.
2й этап: Перед реб нком выкладываются мешочки со спрятанными предметами, предлагается определить что внутри. После того, как реб нок нащупал, назвал предмет, мешочек открывается и реб нок убеждается правильно ли он ответил.
3й этап: Игра с группой детей из 3 – 4 .
4й этап: Когда дети успешно справляются с узнаванием предметов, можно использовать части предметов. Например: кольцо пирамидки, деталь конструктора и т. д.
Игра «Башня».
Цель: развивать тактильную чувствительность, умение выбрать камешки определ нной формы, побуждать к повторению действий взрослого.
Оборудование:
Вязаные коврики круглой формы, камешки 2х видов, кубики и круглые.
Ход игры:
1й этап: Камешки рассматриваются, ощупываются реб нком, прячутся в кулачке, раскладываются в мкости.
2й этап: Реб нку предлагается построить башню. На коврике взрослый и реб нок поочер дно ставят кубики. Да тся возможность попробовать поставить камешек другой формы. Башенки строятся по всему коврику.
3й этап: Несколько детей одновременно строят башню на сво м коврике. Вместе с детьми порадоваться полученному результату.
Игра «Красивые коврики»
Цель: Способствовать развитию крупных мышц руки. Развивать внимание, память, формировать
художественный вкус.
Оборудование: Вязанные коврики круглой формы, наборы камешков.
Ход игры:
Взрослый и реб нок берут по одному коврику. Реб нку предлагается сделать коврик красивым. Взрослый выкладывает камешки по краю, сопровождая действие речью и побуждая
к этому реб нка. Потом выкладывает узор по середине коврика. Варианты украшения могут быть любые: полоска, снежинка, лучики и т. д.
Усложнения; Несколько детей могут одновременно украсить коврики используя камешки 2х видов.
Использование коммуникативных игр в работе с детьми с ОВЗ
Коммуникативная игра помогает социализировать детей в среде сверстников. Она помогает в решении коррекционно-развивающих задач и с детьми с ОВЗ:
- развивает умение общаться и сотрудничать друг с другом;
- помогает чувствовать себя комфортно и быть эмоционально благополучными;
-помогает регулировать свое поведение;
- учит следовать определенным правилам. Основные принципы коммуникативных игр: - совмещение игры и развития;
- постепенное усложнение задач и условий игры. Следовательно, начинать надо с простых игр.
- Игры «Взрослый – ребенок» («Ладошечка», «Еду-еду», «Угадай, что в кулачке», «Делай как я», «Утреннее приветствие»….).
- Игры в парах создают положительное отношение к сверстнику («Прогулка в парах», «Дуем, дуем», «Мирилки», «Пальчики ходят в гости»….).
- Совместные игры с подгруппой детей, а затем и со всей группой помогают согласовывать свои действия с действиями сверстников
(«Шумелки», «Башня», «Догонялки», «Игры с правилами», «Хороводные игры», «Обнималки»….).
Коммуникативные игры «Взрослый – ребенок»
«Ладошечка»
Взрослый просит показать ладошки, реб нок показывает.
- «Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке»
Взрослый протягивает свои ладони реб нку.
- «На ладошечки, моя крошечка, Ты погладь меня по ладошечке»
«Цап»
Взрослый ставит указательный пальчик ребенка под свою ладонь и приговаривает:
- «На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы! Цап!»
Взрослый захватывает пальчик ребенка и приговаривает:
- «Поймала пальчик!»
Коммуникативные игры в парах
«Пальчики ходят в гости»
Дети стоят в парах друг напротив друга.
«Привет, я пальчик левый, а я пальчик правый. Прибежали пальчики друг к другу (пальчики «здороваются», пальчики «целуются», пальчики
«обнимаются»-скрепляют пальцы). Будем дружить. Поссорились пальчики (дети встают спина к спине, топают ногами, нахмуривают брови). Пальчики помирились (поворачиваются друг к другу, обнимаются).
Коммуникативные игры с подгруппой детей
«Башня»
«Давайте построим высокую башню. Но это будет необычная башня, наши ладошки (кулачки). Один, два, три, четыре, пять будем строить мы опять».
Дети кладут свои руки-кирпичики на ладони взрослого (в игре можно использовать 2 руки).
Игры для развития эмоционально-волевой сферы
«Найди одинаковое настроение» (карточки с изображением мужчины и женщины, мальчика и девочки, эмоции «радость – радость», «злость – злость» др.).
«Найди настроение на картинке» ( нахождение по слову изображ нных эмоциональных состояний: радость, злость, спокойствие, грусть, испуг)
«Имитация» (найти среди карточек всех вес лых людей и зверей, изобразить на сво м лице сходную эмоцию).
«Зеркало» («покажи такое же настроение» - игра в парах).
«Инсценировка» (подбор картинок к ситуациям - сначала люди в качестве персонажей, затем – животные). Разыгрывание сценок по придуманным ситуациям.
«Театр эмоций» (показ эмоций мимикой и жестами, отгадывание).
«Назови настроение» (картинки с изображением тучек, солнышка, грибов и др.).
«Назови эмоцию» (назвать эмоцию – радость, грусть, злость, испуг - в соответствии с изображ нной на картинке ситуацией).
«Придумай историю»
«Собери эмоцию» (собрать разрезные картинки - пиктограммы эмоций (из 4 -6 частей).
Материалы по познавательному развитию детей с ОВЗ. Дидактическое пособие «Релаксационный экран»
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из zip-пакета, гель для волос, крахмал (для густоты, пищевой краситель (если нет красителя тогда можно, использовать цветной гель) и сухие блески или цветные палетки (чтобы детям было интересно). Берем,zip-пакет, вливаем в него гель, добавляем крахмал и пищевой краситель, сухие блески или палетки и аккуратно выпускаем воздух и закрываем zip-молнию для надежности можно проклеить скотчем, тщательно перемащиваем.
Цель: Для смены тактильных ощущений, положительных эмоций и навыков рисования.
Дидактическая игра: «Каляки-маляки».
Это игра может быть весьма увлекательна. Можно рисовать пальчиком а можно ватной палочкой.
Дидактическая игра: «Поиски клада»
Игра на внимательность, нужно найти разные геометрические фигуры или смайлики, звездочки и т. д.
Дидактическая игра: «Картина»
Можно рисовать вместе со взрослым (цветочки, солнышко-тучка, дождик, домик забор, дым и т. д.) развивает тактильное ощущение можно рисовать не только пальчиками но и ладошкой. Эти игры поднимают настроение.
Дидактические игры с куклами Игра «Дружная семейка»
Цель: закрепить знания детей о составе семьи, о родственных отношениях в семье (кто кем кому доводится).
Задание: «Накорми куклу». Учить соотносить «продукты» с размером рта. Выполнять движения способствующие развитию мелкой моторики пальцев. Использовать при кормлении знакомые потешки о еде, членах семьи.
Как изготовить? Из чего? Изготавливается из пластмассовой банки, обклеивается клейкой лентой, цветной самоклейкой, «кормить» можно пуговицами, косточками, сухими макаронами…
Игры с песком для детей с ОВЗ.
В процессе игры с песком закрепляются математические знания, обучение грамоте, решаются логические задачи, развивается тонкая моторика и речь и другие психические процессы.
Игра «Вертикаль – горизонталь»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.
Оборудование: песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки.
Ход игры:
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок, а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавающие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самол ты и т. д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.
Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – клад м на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим лочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим реб нка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание реб нку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т. д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.
В процессе такой игры развиваем речь, закрепляем знания об окружающем мире, развиваем внимание и мышление.
Игра на внимание «Найди цифру»
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать разделять числа на ч тные и неч тные.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки.
Ход игры.
Реб нок рисует любую картинку, после ребенок закрывает глаза и психолог дорисовывает цифру в рисунке ребенка. Открой глаза и найди цифру, которая спряталась в твоем рисунке.
Педагог-психолог: посмотри, какая эта цифра? Нарисуй соседей этой цифры. У тебя цифра неч тная или ч тная?
Далее реб нок ищет следующую цифру и опять объясняется на мелких предметах ч т и нечет. Когда реб нок это запомнит, он просто говорит: «Это цифра 5, она неч тная». Чтобы было интересно можно придумать историю с этой цифрой.
Игра «Домик для друзей»
Цель: ориентировка на плоскости, умение найти или описать героя и где он живет.
Материал: песочница, мелкие игрушки.
Ход игры:
Педагог-психолог предлагает нарисовать дом и разместить там своих героев по квартирам в домике.
Педагог-психолог говорит: 2 этаж, 3 квартира. Реб нок находит эту квартиру и отвечает: мой адрес там живет (дает описание герою).
Можно поставить все игрушки по квартирам. Педагог-психолог говорит: тот, кто жив т в квартире 2 этажа, ид т гулять. Реб нок находит квартиру с этим героем и с ним играет.
Игра «Моя страна воображулия»
Цель: закреплять названия геометрических фигур; закреплять названия цвета фигур; развивать воображение реб нка; развивать мелкую моторику рук.
Материал: стол-песочница, геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.
Ход игры:
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, сегодня я приготовила для вас
«Чудесный мешочек», а в н м….давайте посмотрим, что там лежит?
Дети по одному запускают руку в мешок, достают по одной геометрической фигуре и отвечают на вопросы:
• Что за геометрическая фигура у тебя в руке? Нарисуй ее на столе.
• Посмотри, на какие предметы похожа эта фигура? Нарисуй эти предметы. Педагог-психолог: Я нарисую на песок квадрат и пальчиком дорисую к нему треугольник – у меня получился дом.
Подумайте, что вы можете дорисовать к вашей фигуре и нарисуйте.
Дети выполняют задание, достают другую фигуру и рисуют другой рисунок.
Интерактивная игра «Веселый стадион»
В игре использован звук аплодисментов – знак успеха, который положительно влияет на детей, у них развивается уверенность и желание играть и заниматься дальше.
Переходы к следующему слайду можно заполнить движениями, используя спортивное оборудование, которое было или будет на слайде (например, забить шайбу в ворота, попрыгать на фитбол-мяче, скакалке и т. п.)
Задачи интерактивной игры «Веселый стадион» :
- учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки, развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и пальцев, закреплять понятия «разные»,«одинаковые», «пара»;
- способствовать установлению коммуникативных связей между педагогом и ребенком,
Правила игры:
В игре могут принять участие 1-3 ребенка.
Цель игры:
Найти спортсмена без пары, подобрать тень спортсмена.
Подготовка к игре :
Перед началом игры познакомить детей с видами спорта, с инвентарем и одеждой спортсмена (с реальными предметами).
Оборудование:
Для игры использовать ноутбук и интерактивную доску; компьютер или ноутбук; программа PowerPoint
«Найти спортсмена без пары» (слайды с фоном)
Вариант 1
Взрослый играющему объясняет: «Это мальчик играет в теннис, у него в руках ракетка и теннисный мяч (воспитатель включает функцию маркер и обводит) и это мальчик играет в теннис (также обводит). Две картинки одинаковые. Две картинки – пара. Вот девочка играет в теннис и это девочка играет в теннис – это пара. Осталась одна картинка, на ней изображен хоккеист у него в руках клюшка. У этой картинки нет пары. Нажмем на эту картинку» Картинка под звуки аплодисментов исчезает с экрана. И т. д.
Вариант 2
Взрослый использует наводящие вопросы: «На какой картинке мальчик играет в теннис? (играющий сам обводит картинку) Еще есть такая? Найди пару? (играющий сам обводит картинку)» и т. д. 37
Вариант 3 (многократное проведение игры)
Картинки рассматривает сам играющий. Воспитатель только дает задание. Ребенок самостоятельно находит правильный ответ, нажимая на не. Внимание: Игра заканчивается, когда замечается усталость играющего
или пройдены все этапы.
«Найти тень спортсмена»
Вариант 1
Взрослый играющему объясняет: «Это девочка прыгает на скакалке, у не в руках скакалка. Другие девочки тоже прыгают на скакалке. Чтобы найти тень, мы на них будем нажимать. Нажмем на эту картинку (тень не подходит) - она мигает, аплодисментов нет. Значит это неверная картинка. Нажмем на вторую картинку (тень не подходит) - она мигает, аплодисментов нет. Значит и это неверная картинка. Нажмем на третью - она вращается и звучат аплодисменты. Мы нашли верную тень.» Далее сравниваем картину с тенью, находим одинаковое – футболка, шорты, глаза, волосы, девочка прыгает- скакалка находится вверху.
Вариант 2
Взрослый использует наводящие вопросы: «На какой картинке - тени девочка прыгает на скакалке? (играющий сам нажимает, если неверно, продолжаем задавать вопросы) Еще есть такая? (играющий сам нажимает) и т. д.
Вариант 3 (многократное проведение игры)
Картинки рассматривает сам ребенок. Воспитатель только дает задание. Ребенок самостоятельно находит правильный ответ.
Игра заканчивается, когда замечается усталость ребенка или пройдены все этапы.
Бизикубы в работе с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии. Поэтому, для их развития необходимо создавать специальные условия. В рамках формирования социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания, развития мелкой моторики у детей с ОВЗ предлагаем вместе с играми использовать методику «Бизиборд».
Бизиборд, а в нашем случае - бизикуб— это развивающий квадрат, куб для детей, на котором располагаются различные замочки, шпингалеты, липучки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д.
Совершая с этими предметами определенные действия, дети учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти, на первый взгляд, незаметные навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. Ребенок получает возможность выбрать для игры тот предмет, который ему больше импонирует в данный момент. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая пальчиковая моторика, формируется понятия цвета, размера, формы. Помимо этого данная методика способствует
формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у дошкольника с ОВЗ формируется важные личностные качества – целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей под редакцией С. Г. Шевченко - Москва: АРКТИ, 2001.
2. Капитовская, О. А., Плохотнюк, М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб. : КАРО, 2005. – 59 с.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей - Ярославль, 1996
4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии
– СПб: Речь,2006.
5. Основы специальной психологии: Учебн. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
6. Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике / Сост. Константинов В. В., Ситников в. л., Шилов И. Ю. - СПб. : ЛГОУ, 2008. - С. 136-148.
7. Смирнова Е. О. Холмогорова В. М. Развитие общения детей со сверстниками. - 2008.
8. Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.
9. Федеральный закон от 24.11.1995 г №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с измен. и доп.)
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ).
11. Харитонова Т. Н. Система коррекционно-развивающих заданий для современной работы с детьми// Логопед. Научно-методический журнал. – М. :
«ТЦ СФЕРА» - 2009. №2. – 128 с.
12. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей// Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 38-42.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1. Особые образовательные потребности и содержание особых образовательных потребностей детей с ОВЗ 7
2. Подготовка к обучению в школе детей с ОВЗ 12
2.1. Психологические особенности детей с ОВЗ 12
2.2. Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ 20
3. Характеристика игр по подготовке детей к школе 28
Список используемой литературы 41