Папки-передвижки

«Волшебница осень» Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст) (5 фото)

Светлана Коваленко
«Волшебница осень» Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст)

Волшебница осень

Цель: Развитие связной речи

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).

Публикация «„Волшебница осень“ Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст)» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», игрушка Гномик, телефон, магнитофон с записью произведения П. Чайковского «Времена года» ,листочки по количеству детей, мяч, картинки к упражнению «Собери картинку».

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за осенними изменениями в природе. .Разучивание упражнения «Осенью».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Под музыку «Осенней песни» П. И. Чайковского дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Логопед. Ветерок подметает дорожки и кружит золотую листву

Что случилось в природе, ребятки, подскажите мне… я не пойму!

Логопед с детьми проводит игру» Назвать признаки осени»

Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру — назвать любой признак осени, после лист передается любому другому ребенку

Логопед загадывает загадку : «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки.)».

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется!

Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

Логопед помещает на доску сюжетные картинки об осени.

2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам.

«Волшебница осень» Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст)
Фото «Волшебница осень»
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст) - фото

Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?

-На картинках нарисована осень.

-Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что вы видишь на первой картинке. ?

-Дети собирают листья.

-Какие листья собирают дети?

-Дети собирают разноцветные листья.

-Верно. Что нарисовано на второй картинке?

-Люди собирают яблоки.

-Какие яблоки собирают люди?

-Люди собирают красные яблоки.

-Правильно. Расскажите о том, что вы видишь на третьей картинке?.

-Птицы улетают на юг.

-Какие птицы улетают на юг?

-Перелетные птицы улетают на юг.

-Что вы видите на последней картинке?

-Мальчики собирают грибы.

-Какие грибы собирают мальчики?

-Мальчики собирают желтые лисички.

-Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?

-Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.

3. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Сюрпризный момент

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь — дождик — дождичек трава — травка

солнце — солнышко туча — тучка — тученька

лист — листик — листочек ветка — веточка

лес — лесок — лесочек ветер — ветерок — ветерочек

А теперь проведем физкультминутку

.

4. Упражнение «Осенью».

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий. ют вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки

Долго дождик будет плакать, на поясе.

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги. ни.

Н. Нищева

5. Игра «Разноцветные круги».

Логопед достает разноцветные круги из плотного картона и кладет их на стол.

- Сейчас мы поиграем в новую игру. Она называется «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.

Белый круг — зима. Зимой все белое.

Желтый крут — осень. Осенью желтые трава и листья.

. Красный круг — лето. Лето называют красным.

. Зеленый круг — весна. Весной появляются зеленые травка и листики.

-Мне очень понравились ваши объяснения.

А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете признаки времен года.

6. Упражнение «Четвертый лишний».

-Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

7. Игра с мячом «Что делает?»

Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

- Продолжаем говорить о том, что бывает осенью. Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает предмет или объект, который я назвала. Постарайтесь подобрать по несколько слов, отвечающих на вопросы «Что делает? Что делают?» Дождь.

Идет, льет, моросит. Ветер. Дует, воет, кружит. Тучи. Ползут, летят, закрывают. Листья. желтеют, кружатся, опадают.

Логопед. Молодцы. Вы подобрали много слов.

8. Упражнение «Осенние листочки».

Фото №1 Волшебница осень Цель Развитие связной речи Коррекционно образовательные цели

-Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

10. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает

И разбойником свистит,

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,

Солнышко закрыла,

Только солнце спряталось,

И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

11. Упражнение «Собери картинку»..

- Достаньте из конвертов целые картинки, рассмотрите их.

- Теперь достаньте из конвертов части картинки и соберите из них такую же картинку, как у вас уже есть.

12. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Логопед предлагает детям закрыть глаза, вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались трудными, а какие простыми. Дети открывают глаза и по очереди делятся впечатлениями о занятии. Логопед предлагает детям оценить работу друг друга. Раздает каждому ребенку осенний листочек.

Фото №2 Закрепление представлений об осени и ее приметах

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Осенние зарисовки Осенние зарисовки Добрый день, коллеги! Представляю ВАШЕМУ вниманию мои «Осенние зарисовки». Прошу не судить строго. В один из хмурых.

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Волшебница осень» Подгрупповое логопедическое занятие с детьми ФФНР (старший возраст)
Опубликовано: 20 октября 2013 в 12:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД