Логинова Ирина Николаевна
Система работы воспитателя по совершенствованию экологических представлений дошкольников посредством метода моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Метод моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Публикация «Система работы воспитателя по совершенствованию экологических представлений дошкольников посредством метода моделирования» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования метода моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование метода моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему;
- использование символики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти график;
- применяя графическую аналогию, я учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
С целью организации работы по данной теме, мною были определены участники педагогического процесса формирования и ожидаемые результаты для детей, педагогов и родителей, от внедрения этого метода в процесс экологического воспитания дошкольников.
С целью организации данного метода была подготовлена необходимая база. (в нашем детском саду созданы условия для эффективного внедрения и использования этого метода в учебной и совместной деятельности.
Мною были определены этапы работы.
Проанализировав методы формирования экологических представлений дошкольников, я убедилась в том, что моделирование является одним из интересным, увлекательным методом, так как: моделирование направленно 10. на развитие психических процессов, интеллектуальных качеств, познавательных умений, личностных качеств.
Основной реализуемой программой в ДОУ является программа «ДЕТСТВО».
Целью которой является- всестороннее развитие личности и
соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Ее авторы (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др». Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Экологическое воспитание дошкольников в программе ДЕТСТВО раскрыто в методическом пособии «Добро пожаловать в экологию» автор: Воронкевич- где частью занятия является ознакомление детей с растительным и животным миром через условные знаки или символы. Адаптация данного метода проходила в единстве с целями и задачами образовательной программы, а так-же использование регионального программы…
Модель построения педагогического процесса была направлена на сотрудничество с родителями, с детьми, и педагогами детского сада. Работа с детьми включает в себя организацию учебной деятельности – это занятие по разделу «Природный мир»- 1 раз в неделю.
Совместная деятельность - включающая в себя- моделирование сказок, игровые упражнения, и самостоятельную деятельность.
Из основных видов моделей я выделила 3- вида : предметные, предметно-схематические, моделирование сказок. (от простого к сложному).
Основными моделями являются геометрические фигуры, символы, схемы, планы и т. д.
Знакомить с моделями детей я начала с младшего дошкольного возраста. Основными элементами моделей являются геометрические фигуры, символы. Так в младшей гр. с помощью символов дети легко запоминают диких и домашних животных, овощи и фрукты. В средней гр. дети используют условные знаки для составления прогноза погоды, составления экологических сказок.
В старшей группе дети составляют эко- системы, легко определяют и называют ландшафты.
Следующим направлением в моей работе является сотрудничество с родителями. Хочется отметить мероприятия в рамках организации воспитательно-образовательного процесса : «День открытых дверей»- где дети с интересом могут загадывать загадки, составлять прогноз погоды и т. д.
Обратная связь с родителями проходила через организацию практикумов: «Моделируй вместе с нами», Творческих мероприятий: «Овощной калейдоскоп», фотовыставки.
Опыт моей работы имел положительный отклик среди педагогов нашего детского сада и города Железноводска.
Последним этапом моей работы было расширение и совершенствование предметно-развивающей среды в моей группе.
Сравнительный анализ уровня сформированности экологических представлений за 2007-2010уч. год сравнительно вырос. Так ….
Опыт своей работы я считаю нужным и важным, в перспективе я хочу продолжать это направление и для себя определила перспективу деятельности.
Метод моделирования используется мной для совершенствования экологических представлений изучен и апробирован в работе с дошкольниками. Данный метод является очень эффективным, особенно при ознакомлении с временами года, растительным и животным миром, дети легко составляют прогноз погоды.
Особенность системы работы :
-планомерность пед. деятелности
-системность и последовательность
-разнообразие приемов и технологий
-опора на современные требования к построению пед. процесса в ДОУ.
Региональный компонент:
Ставропольский художник: П. М. Гречишкин
Доктор Гааз- открыл источники
Худ: В. Гниловский
Поэтесса: А. Н. Садовая (о природе г. Желез.)