Лучший педагог года

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Марина Одинцова
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»

Цель: Систематизация представления педагогов о русских народных играх, как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

Публикация «Мастер-класс „Приобщение дошкольников к русским народным играм“» размещена в разделах

2. Закрепить знания участников мастер- класса об организации и проведении русских народных подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер- класса.

4. Воспитывать любовь к наследию русского народа, через малые фольклорные формы и художественное слово.

Оборудование: цветные мелки, ленточка, гимнастическая палка, камешки, веревочка, колечко, веточка или маленькая палочка, магнитола.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлен мастер - класс забытые русские народные подвижным игры у дошкольников.

Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание). Прошу занять свои места.

Дошкольный возраст очень важен в развитии ребенка. Он подготавливает его к новому этапу в жизни. Подвижные игры развивают физические способности ребенка, способствуют укреплению здоровья. Играя в игры с ровесниками, дошкольники учатся получать и передавать полученные знания и информацию, расширять свой кругозор. Играя, ребенок учится совместным действиям, планирует свои поступки, соотносит их с требованиями группы, в которой он играет. Начинает осознавать себя как личность и одновременно часть единой команды.

Играя в подвижные игры, дошкольник учится выслушивать правила игры, следовать им, внимательно относиться к выполнению правил другими участниками общей игры, координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу общие подвижные игры для дошкольников приносят застенчивым и не общительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры, ребенок забывает о своих страхах и стеснении, у него все прелестно и игра увлекла его, просто наслаждается движением игрой и общением. За игрой внимательно следует наблюдать взрослым. Корректировать поведение детей. В этом возрасте они не очень хорошо осознают опасности и часто получают травмы. И эти травмы, как правило, бывают именно во время подвижных игр. Следует помочь ребенку научиться рассчитывать свои возможности и предвидеть неприятные последствия.

Игра - это творческая деятельность детей. И хотя в сознании многих взрослых игра - это дело несерьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с ее окончанием. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью педагогов.

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словарного запаса, развитию их духовно-нравственного потенциала.

Привнося в жизнь детей народные, забытые игры, педагог делает ее ярче, красочнее, интереснее. Педагогическая поддержка народных игр предполагает установление тесной, личностной связи между взрослыми и детьми и направлена на обогащение игрового опыта каждого ребенка.

Для народных игр не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых — развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр, которые способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Считалочки старинные

Таря-Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

Тара- бара,

Домой пора-

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить.

Тебе водить!

Игра «Штандер - стоп»

Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий. Его функция будет только «вбросить» мяч в игру. Дальше он становится таким же игроком, как и остальные ребята. Все участники игры встают в круг, а водящий в центр круга. Он высоко подбрасывает мяч и громко кричит «Штандер – Оля!», называя имя любого из детей. Теперь водящим становится тот, чье имя назвали. Он старается как можно скорее поймать мяч. А все остальные дети разбегаются, стараясь оказаться как можно дальше от нового водящего. Как только удалось поймать мяч, водящий кричит «Штандер-стоп!». После этого все обязаны остановиться на месте, и поворачиваются лицом к водящему.

Водящий выбирает любого из детей и называет его имя: «Я попаду в Колю!» После этого Коля должен сложить руки кольцом перед собой. В это «баскетбольное» кольцо и должен попасть мячом водящий. Чтобы попасть в кольцо было проще, водящий имеет право подойти поближе. Для этого он заранее, не начиная движения, объявляет, сколько и каких шагов он хочет сделать.

Шаги в детской подвижной игре с мячом «Штандер-стоп» бывают такие:

«Простые» — обыкновенный шаг

«Гигантские» — шаг делается, как только возможно шире.

«Лилипутские» — шаг делается на длину стопы, то есть к мыску одной ноги приставляется пятка другой.

«Зонтики» – выполняется прыжком, причем в пряжке надо повернуться вокруг себя градусов на 150-180.

«Лягушачьи» — прыжок из положения на корточках

Детям, обычно, интереснее называть расстояние не обычными, а «смешными» шагами. Например, это может звучать так: «До Коли четыре лилипутских, два гигантских и три зонтика!» После этого водящий начинает двигаться к Коле. Здесь тоже есть свои правила. Во-первых, двигаться надо по кратчайшей прямой, а, во-вторых, выполнить ВСЕ названные шаги и только их. Подойдя к Коле, водящий бросает мяч, стараясь попасть в кольцо из рук. Если попал, то новым «вбрасывающим» водящим станет Коля, если не попал, то водить ему самому. Но обязанности такого водящего очень необременительны – просто подкинуть мяч и крикнуть чье-то имя. Детская подвижная игра с мячом «Штандер-стоп» тем и хороша, что даже самый неуклюжий и неловкий ребенок не застрянет в роли «вечного» водящего как, например, в салках, жмурках и многих других играх.

Игра «Красное знамя – черное перо»

Эта когда-то очень популярная русская народная игра насчитывает уже много десятилетий и прекрасно подходит как для взрослых, так и для детей. Для ее проведения нужно не менее 10—12 участников.

Все желающие делятся на 2 команды с равным количеством участников. Чтобы участники игры не спорили, кому начинать игру, бросают жребий. Жребий-это условный знак, какой- ни будь предмет, например, дощечка, картонка или одного размера палочки. Команды встают одна напротив другой на расстоянии примерно 8—10 м, а ее члены образуют цепочку, крепко держась при этом за руки.

Одна из команд выбирает одного представителя из другой команды, который под веселые выкрики второй команды «Красное знамя черное перо, давайте нам (называется имя) и больше никого» пытается с разбегу разбить цепь другой команды. Если у него это не получается, он остается в первой команде, а если получается, забирает с собой в свою, вторую команду любого ее участника.

Выигрывает та команда, которая перетянет к себе всех участников.

«Заря - заряница»

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников- водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется.

Игра «Звонари»

А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят путем жеребьёвки, только их называют угады. Один из играющих берет жребий и за спиной прячет его в руке. Затем жеребьевщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вынет жребий тому водить!» Угадавший выигрывает. Один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь, приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!» - увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Баба-Яга»

Один из играющих, выбранный по жребию Бабой-Ягой, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:

Баба-Яга, костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугался народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Или:

Бабка-Ежка, костяная ножка,

С печки упала.

Ножку сломала.

Пошла по улице,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра, продолжается.

Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. Количество участников — от 3 до 30 человек. В руках у Бабы-Яги по желанию игроков может быть ветка («помело», которой она их «салит». В начале игры следует определить пространство, на котором участники бегают от Бабы-Яги. Игру можно усложнить: кого Баба-Яга пой мает, тот замирает на месте. Спасти пойманного могут другие игроки, дотронувшись до него.

Игра «Колечко»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: «я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Подвижные народные игры с необычными для наших детей атрибутами обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса и спросить смогла ли я сегодня доказать свою гипотезу «Русская народная игра как одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста». Если смогла доказать положите в корзинку мячик, если нет шишку.

Публикации по теме:

Приобщение детей к русским народным традициям «Как на масленой неделе»Приобщение детей к русским народным традициям «Как на масленой неделе» «Как на масляной неделе». Цель: Приобщать детей к русским народным традиция, к родной культуре. Задачи: Знакомить с русским народным праздником.

Формирование физического здоровья детей через приобщение к народным играм В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются.

Картотека физминуток к русским народным сказкам для младших дошкольников «Колобок». Колобок, колобок, теплый и румяный (наклоны вправо, влево) Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок (прыжки и бег.

Кружок «Ладушки» по народным играм Кружок «Ладушки» младшая группа Руководитель: Савонько Наталья Леонидовна 2017-2018г. «…игра для детей – способ научиться тому, чему их.

Мастер-класс для воспитателей по русским народным играм «Не забывайте народные игры» «Не забывайте народные игры!» Цели: Развитие речи, творческих способностей, эстетического воспитания и восприимчивости ко всему прекрасному.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления.

Мастер-класс «Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству»Мастер-класс «Кукольный театр, сделанный своими руками — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству» (мастер – класс для педагогов) "Кукольный театр, сделанный своими руками – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству". Воспитатель:.

Проект по ознакомлению дошкольников с русским народным костюмом «Куклы в русских народных костюмах» Вид проекта: познавательно – продуктивный Участники проекта: • воспитатель • дети • родители воспитанников Актуальность: Несомненно,.

Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям». Выполнила воспитатель подготовительной.

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через приобщение к народным традициям В нашем современном технологически продвинутом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Приобщение дошкольников к русским народным играм»
Опубликовано: 3 июня 2018 в 15:23
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД