Лучший педагог года

Поисково-исследовательский проект «Огород на подоконнике»

Наталья Севрюкова
Поисково-исследовательский проект «Огород на подоконнике»

Состав проектной группы :

Воспитатели подготовительной группы «Сударушка» - Севрюкова. Н. Н и Ушакова. В. М, воспитанники подготовительной группы, родители.

Тип проекта : практический.

Сроки проекта : февраль- март.

Актуальность.

Публикация «Поисково-исследовательский проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах

Проживая в сельской местности, дети наблюдают за приятными хлопотами дома мам и бабушек в конце февраля по приобретению семян культурных растений, и их посадкой на рассаду и выращиванием овощей, зелени, цветов не только в теплице или в открытом грунте, но и на подоконнике. Выращенную рассаду цветов используем при озеленении своего участка.

Цель: обобщение и расширение знаний детей о необходимых условиях роста растений комнатных условиях, способах ухода за ними; привлечение к сотрудничеству не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек.

Задачи:

1. Формирование у детей понятий взаимосвязи живой и неживой природы, представление детей о влиянии света, тепла, влаги, почвы на рост растений.

2. Формирование навыков ухода за растениями в комнатных условиях.

3. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

4. Воспитание бережного отношения к своему труду и труду других людей.

5. Закреплять знания о строении семян, луковиц, об условиях, необходимых для роста растения. Глубина заделки семян, состав почвы, рыхление, полив, освещенность, температурный режим.

6. Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

7. Разъяснение значения труда для человека.

8. Развитие навыков сотрудничества при работе в коллективе, умение договариваться о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

Идея проекта : создать в исследовательском уголке группы огород на подоконнике.

Ожидаемые результаты: приобретение детьми навыков по посадке и уходу за растениями в комнатных условиях; формирование знаний у дошкольников о росте растений; умений проводить опыты над растениями в комнатных условиях.

Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы.

I. этап - Подготовительный.

Для проведения проекта предложили родителям приобрести контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки. В ходе домашнего задания дети с родителями подобрали загадки про овощи, рецепты овощных блюд, стихи. Были изготовлены указатели с названиями растений, датой посадки и первых всходов. Подобрали художественную литературу по теме.

II. этап - исследовательский.

В процессе этого этапа дети рассматривали семена томатов, огурцов, тыквы, перца, гороха, петуньи, луковицы лукарепчатого и семейного, занимались посадкой семян овощей и цветов. Проводили эксперименты и наблюдения за всходами, устанавливали связи между растениями и факторами неживой природы (вода, свет, тепло, почва). Проводилисьзанятия, дидактические игры, беседы, знакомились с художественной литературой об овощах: сказки, загадки, стихи, пословицы и поговорки; рассматривали иллюстрации к прозведениям, картины с натюрмортами.

III. этап. Заключительный. (1 неделя) Провели анализ и обобщение результатов,полученых в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили свой огород на подоконнике; дети подготовили рассказ о том, как они выращивали и ухаживали за своими растениями. Выращенный лучок кушали во время обеда и угощали детей соседней группы. Рассаду петунии и циннии будем использовать при озеленении своего участка. Провели викторину «Что за овощ», выставку рисунков «Огород на подоконнике»

Подготовительный этап

Консультация для родителей «Проектная деятельность у дошкольников» (один из вопросов родительского собрания) - воспитатели, родители

Совместное приобретение контейнеров для посадки, грунта, семян – воспитатели, члены родительского комитета.

Подготовка и разбивка огорода на подоконнике-дети, воспитатели.

Изготовление табличек с указанием названий посаженных растений- дети, воспитатели.

Подборка сказок об овощах, стихов, загадок, рассказов, пословиц и поговорок – дети, воспитатели, родители (последняя неделя февраля)

Исследовательский этап

1. Рассматривание луковиц, семена овощных и цветочных растений, их посадка;

2. Экспериментальная деятельность:

а)опыт «Состав почвы»

Цель. Выявить свойства почвы: цвет, способность растворятся в воде, фильтрация, наличие в ней воздуха.

Оборудование: почва в контейнере, стакан с водой, бумажные фильтры, воронка.

б) посадка и наблюдение за луком.

Цель. Уточнить представление детей о том, что из луковицы репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия, т. е посадить в почву (или в воду, поставить в тёплое и светлое место. Рассмотриваем5-6 одинаковыхлуковиц. Обращаем внимание на сухие чешуйки, корни, отходящие от донца, плотность луковицы. Дети сажают луковицы в почву; устанавливают указатель с названием растения и датой посадки. Начинается цикл наблюдений за луковицами, с зарисовкой, увиденного в календаре. Под руководством воспитателя дети обнаруживают изменение в росте корней луковиц, зеленых листьев, уменьшение плотности луковицы. Зеленые листья лука богаты витаминами, особенно зимой и весной, поэтому дети-с удовольствием их употребляют во время обеда. В течение пяти недель проходило наблюдение за ростом луковиц. Дети установили, что основными условиями прорастания луковиц является тепло, свет, наличие влаги в почве.

в) наблюдение за ветками в воде.

Цель. Показать детям, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (тёплое помещение, тёплая вода, свет). Свет в начале опыта не нужен, т. к. почки закрытывв. время прогулки (последняя неделя февраля) было достаточно тепло на улице, срезали несколько берёзовых почек и внесли в тёплое помещение и поставили в вазу с водой комнатной температуры.

Через неделю при рассматривании веток за общим столом обнаружены набухание почки. В вазу долили раствор сахара(30гр на 1литр воды). Спустя неделю почки начали распускаться, букет веток приобрёл очень красивый вид. Дети его зарисовали и отметили, что молодым листочкам нужно больше света.

г) рассматривание семян овощных и цветочных культур.

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян культурных растений на примере семян томатов, огурцов, гороха, тыквы, перца, петуньи, циннии. Обратить внимание детей на размеры семян растений, запас питательных веществ для зародыша семени и глубину заделки семян. При рассматривании семян дети обсуждают их форму, размеры, окраску, значение семян для человека и животных.

д) посадка семян овощных и цветочных культур.

Цель. Обобщить представления детей об условиях прорастания семян; информировать умения проверять (определять) всхожесть семян и правильно осуществлять посев семени.

Подготовив контейнеры с почвой, провели посев семян растений с указанием глубины заделки семян в зависимости от размера семени растения. Установили таблички названием растения, и сроками посадки. За каждым контейнером с растениями ухаживает группа детей, они наблюдают за изменениями, проходящими с растениями рассказывают о них за общим столом. Все изменениязарисовываем в календаре природы. В течение первой недели появились всходы у всех растений, кроме огурцов. Семена огурцов не взошли. Так дети обнаружили, что не все зародыши семян способны к проростанию. В течение 5-6 недель дети наблюдали за ростом растений из семян, ухаживали за ними, зарисовывали.

е) опыт «Фабрика питания»

Цель Формирование знаний о том, что растение само может обеспечивать себе питанием, только нужен полив.

Поместили маленький контейнер с проростком в стеклянную банку и накрыли крышкой. Банку поставили на подоконник.

В процессе опыта дети установили, что растению необходимы вода, свет, тепло. Питательные вещества образуются в самом растении на свету.

ж) опыт «Лабиринт»

Цель. Формирование знаний детей о том, как растения ищет свет.

Повернули контейнер с проростками от окна, на следующий день обнаружили, что молоденькие всходы своими листочками снова обращены к свету.

3. Загадки про овощи

1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

2. Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.

(Морковь)

3. Лоскуток на лоскутке -

зеленые заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

(Капуста)

4. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки. И крупной соли пол мешка.

(Капуста)

5. Говорит коза, что козы. Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом. Нюхает она…

(Капусту)

6. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

7. Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

(Лук)

8. В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

(Лук)

9. Голова на ножке, в голове горошки.

(Горох)

10. Как на нашей грядке. Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

11. Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

(Репка)

12. Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

(Свекла)

13. Летом в огороде -

Свежие, зеленые;

А зимою в бочке -

Крепкие, соленые.

(Огурцы)

14. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

15. Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редиска)

16. Что красно снаружи,

Бело внутри,

С зеленым хохолком на голове?

Ответ: (Редис)

Желтый Демид. Весь день на солнышко глядит.

Ответ: (Подсолнух)

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар.

С хвостиком, да не мышь.

Ответ: (Репа)

4. Конспект занятия «Овощи» в подготовительной группе.

ЦЕЛИ:

Расширение словаря по теме: «овощи»,

Упражнение в употреблении словосочетаний,

Формирование обобщающего понятия «овощи»,

Развитие мелкой моторики, внимания, памяти,

Упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки по теме: «овощи», муляжи овощей, массажеры «ежики», символы: «вершки, «корешки», силуэты «деда» и медведя, настоящие овощи: капуста, огурец, помидор, морковь, свекла.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Орг. Момент.

Сядет тот, кому я скажу: «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики.

(массажеры «ежики», пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим)

3. Введение в тему.

Воспитатель загадывает загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(морковь)

Сто одежек и все без застежек.

(капуста)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что потом мы испекли ели да хвалили?

(картофель)

На грядке длинный, зеленый,

а в банке желтый, соленый?

(огурец)

Сейчас картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут. «Все это – овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле, на кустике.

-Какие овощи вы еще знаете? (называют)

Картинки выставляют на доску. На доске два символа. Надо разобраться какие овощи растут в земле, какие сверху, на грядке.

Свекла, морковь, репа, огурец, кабачок,

Редис, редька, картофель. помидор, капуста

перец.

4. Физминутка. (игра «Вершки и корешки») .

Вспоминаем сказку «вершки и корешки». Силуэты деда и медведя ставим в разные концы комнаты. По середине «огород» - большой обруч, в нем муляжи овощей. Договариваемся: «Деду собираем вершки, а медведю 0 корешки». Начинается игра. Дети под музыку «гуляют», когда музыка прекращается, берут с «грядки» овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

5. Образование словосочетаний существительных с глаголом.

Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью собирают урожай. Овощи разные, поэтому и собирают их по разному».

Какие овощи выдергивают?

(морковь, репу, редис, свеклу) .

Какие овощи выкапывают?

(картофель) .

Какие овощи срывают?

(огурцы, помидоры, перец) .

Какие овощи срезают?

(кабачки, тыкву, патиссоны) .

Какие овощи срубают?

(капусту) .

Воспитатель добивается от детей ответов типа: «Морковь выдергивают, картофель выкапывают».

6. Игра «разведчики».

Узнать по вкусу овощи. На подносе кусочками нарезаны овощи. «давайте завяжем глаза и узнаем овощи по вкусу и назовем какие они на вкус». (морковь, репа – сладкие, помидор – кислый) .

7. Соглосование прилагаиельных и сущевтвительных в роде.

Словесное упражнение «Какой овощ я задумала?».

На столе – помидор, свекла, репа. ( логопед: круглая… круглый)

Капуста, лук, огурец. ( логопед: зеленый… зеленая)

Огурец, кабачок, морковь ( логопед: длинный… длинная)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Входит один ребенок, в корзину кладет овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике… и т. д.

9. ИТОГ.

О чем говорили на занятии, какие по вкусу бывают овощи? и т. д.

5. Аппликация «Анютины глазки»

6. Рисование «Петрушкин огород»

7. Раскрашивание картинок «Овощи и фрукты»

8. Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,стихотворения С. Михалкова «Овощи»,Ю. Тувин «Овощи»

9. Рассматривание иллюстраций в книгах, картинок, открыток, репродукций картин.

10. Лепка из пластилина овощей и фруктов. Оформление мини-выставки «Овощи нашей грядки»

11. Сюжетно –ролевая игра «Магазин семян»

12. Дидактические игры

а) «Закончи предложение» :

Цель: закрепить у детей знание овощей; расширять и активировать словарный запас.

Оборудование: мяч

Ход игры

1. Помидор круглый, а морковь.

2. Морковь в земле, а помидор.

3. Помидор кислый, а чеснок.

4. Огурец овальный, а тыква.

5. Лук горький, а морковь.

6. Огурец зелёный, а свекла.

7. Редиска мелкая, а тыква.

8. Кабачок большой, а баклажан.

б) «Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий; развивать мышление.

Оборудование: Два комплекта схем (семя, росток, растения гороха с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, горошины

Ход игры.

Воспитатель показывает детям горошины и задаё т вопрос: Как они появились? Дети делятся на две команды и составляют цепочку схем, объясняя, как появились горошинки. Команды составляют рассказ с опорой на схемы

Заключительный этап (1неделя)

В процессе последней недели над работой проекта анализ и обобщение полученных результатов оформили в виде выставки рисунков «Петрушка- огородник», мини-выставку пластилиновых поделок «Овощи с нашей грядки»,провели викторину «Что это за овощ?», рассаду будем использовать при озеленении участка.

Итог проекта- презентация «Огород на подоконнике» , представленная родителям на собрании по теме: «Проектная деятельность в ДОУ»

При реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:

В ходе опытнической деятельности детей сформировался интерес к исследованиям и эксперементированию;

в результате практической деятельности дети познакомились с необходимыми условиями роста и развития растений;

дети познакомились с разнообразием семян культурных растений;

совместно со взрослыми дети создали огород на подоконнике;

дети стали бережней относится к растениям и ко всему живому;

активное участие в проекте приняли родители.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Наблюдаем за ростом картофеля на подоконнике» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Верхнемамонский детский сад №1 Верхнемамонского муниципального района Воронежской.

Исследовательский проект «Выращивание огурцов на подоконнике» (фотоотчет)Исследовательский проект «Выращивание огурцов на подоконнике» (фотоотчет) ]Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления.

Огород на подоконнике «Казачий хуторок». Познавательно-исследовательский проект Огород на подоконнике "Казачий хуторок" (познавательно-исследовательский проект). Актуальность: каждая программа воспитания и обучения в.

Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку». Развитие познавательной активности старших дошкольников Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности старших дошкольников Краткая аннотация проекта.

Поисково-исследовательский проект «Её величество вода» Авторы Севрюкова Н. Н и Ушакова В. М Проведение проекта: сентябрь –октябрь 2016 Тип проекта: поисково-исследовательский Актуальность: по результатам.

Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка»Поисково-исследовательский творческий проект с детьми подготовительной группы «Насекомые нашего участка» Введение Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа.

Поисково-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Кушай на здоровье!» ]ВведениеАктуальностьВ настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «Солнышко» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА.

Проект «Огород на подоконнике» НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ Название проекта «Наш первый огород» Тип проекта Педагогический Вид Познавательно-исследовательский Срок реализации.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми средней группыЭкологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми средней группы Уважаемые коллеги, хочу поделится с вами нашим " Огородом на подоконнике". Дети средней группы участвовали в проекте "Огород на подоконнике".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательский проект «Огород на подоконнике»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 10:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД