Елена Куткина
Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку». Развитие познавательной активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку»
Развитие познавательной активности старших дошкольников
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива ГБОУ школа 536 ДО7 в обеспечении условий для развития личности старших дошкольников, в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека, в овладении способами взаимодействия с окружающей средой.
Публикация «Поисково-исследовательский проект „Первые шаги в науку“, Развитие познавательной активности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Эта работа будет осуществляться через исследовательскую поисково-познавательную деятельность, протекающую в форме экспериментальных действий. В процессе разных форм работы, обеспечивается мироведение детей, их личностный рост.
Проект краткосрочный, рассчитан на 9 занятий, имеет узкую специализацию (свойства материалов). Проект включает в себя несколько этапов реализации (подготовительный, внедренческий, обобщающий этапы).
При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшем эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию ДО с семьей, педагогами дополнительного образования.
Исполнителем является педагог-психолог Куткина Е. Ю.
Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: воспитатели Силаева А. В., Парфёнова Н. А.
Актуальность
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии проникли в жизнь каждого человека, в том числе и дошкольника. Как следствие произошло вытеснение интереса к предмету и его свойствам, интересом к средствам передачи информации об окружающем мире. При этом процесс решения познавательных задач заместился подбором готовых стереотипных ответов. Что привело педагогов дошкольных учреждений к осознанию необходимости изменения подходов к познавательному развитию ребенка.
Подверглось существенным изменения и Российское образование. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации требует от педагога, чтобы программы обеспечивали развитие личности, в том числе мотивации и способности детей в различных видах деятельности, в определенных направлениях развития и образования.
Безусловно, это требует от педагога пересмотра технологий, ориентируя его на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
К сожалению, анализ современной практики дошкольного образования показывает, что педагоги до сих пор сохраняют дисциплинарные приемы в работе, характерные для учебной модели взаимодействия с ребенком, что значительно снижает возможности появления у дошкольников самостоятельного познавательного опыта. Объектная позиция, в которую попадает ребенок, приводит к снижению его мотивации в познавательной деятельности.
Названные обстоятельства свидетельствует об обострении противоречия между повышением требований к средствам поддержки детской инициативы в познавательной деятельности и недостаточной разработанностью комплексного методического сопровождения процесса формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте.
Эти противоречия определили проблему исследования: поиск наиболее оптимальных педагогических условий использования экспериментального метода в познавательном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Цель:
Развитие познавательной активности дошкольников старшего возраста в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;
3. Создать и внедрить модель процесса развития устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности в поисково – исследовательской деятельности дошкольников;
4. Удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности;
5. Помочь детям овладеть основополагающими культурными формами упорядочения опыта.
6. Расширить представления детей об окружающем мире;
7. Развивать дошкольника в социально-личностном направлении;
8. Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности.
Предполагаемые результаты:
в отношении детей:
положительная динамика интеллектуальной компетентности дошкольников;
повышение уровня развития любознательности;
обладание исследовательскими умениями и навыками;
повышение уровня развития познавательных процессов;
речевое развитие;
развитие личностных характеристик;
умение представить и защитить проект.
- в отношении родителей:
расширение включенности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса раскрытия их способностей и одаренности;
повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенок;
повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Методические приемы обучения:
информационно-познавательный :
беседа, объяснение, уточнение, сравнение, анализ, вопросы и др. ;
игровой:
создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, квест и др. ;
наглядный:
иллюстрации, показ, презентации и др. ;
практический :
выполнение практических действий детьми.
Этапы работы:
I этап. Подготовительный (Организационный) :
Изучение и анализ методической литературы по теме;
Составление планирования детской экспериментальной деятельности;
Подбор основного оборудования и материала
II этап. Внедренческий
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей
III этап. Обобщающий
Определение эффективности проведённой работы;
Анализ полученных результатов;
Обобщение результатов деятельности на педагогическом совете, презентация для воспитателей, буклеты для воспитателей и т. д.
На 1 этапе работы изучались материалы, в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
Анализ методической литературы по данной теме, выявил ряд предполагаемых достоинств экспериментальной деятельности с детьми, а именно:
-более глубокое усвоение предметного содержания;
-высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
-развитие творческого мышления;
-большое количество идей, их глубина, оригинальность;
-эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Было принято решение в занимательных опытах и экспериментах выявить свойства и качественные характеристики материалов неживой природы: глина, дерево, металл и материалов рукотворного мира: стекло, пластмасса, ткань, бумага, резина; в заключительном этапе эксперимента, подведении итогов и формулировании выводов использовать графическое фиксирование (схема). Был составлен план детской экспериментальной деятельности.
Был осуществлён подбор основного оборудования и материала. Было решено - в работе использовать обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
На 2 этапе реализации опыта проводился комплекс мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.
Реализация комплекса мероприятий с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.
Мероприятия
1. Занятия – эксперименты.
2. Квест «Поиски сокровищ» (Познавательная игра- развлечение по итогам изученного материала)
3. Выставка «Изучаю, экспериментирую, делаю» (детско-родительское творчество)
4. Онлайн - консультации родителей по детскому экспериментированию: «Организация экспериментальной работы по ознакомлению со свойствами материалов и их качественными характеристиками»
5. Создание альбома по детскому экспериментированию (сотворчество родителей и педагогов)
3 этап включает в себя анализ эффективности реализации опыта.
Мониторинг овладения детьми экспериментальной деятельностью показал устойчивую познавательную активность дошкольников (высокий и средний уровни познавательной активности).
В первую группу (высокий уровень) вошло 9 детей, что составляет – 56,25%. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко второй группе (средний уровень) относятся 7 детей - это 43,75%.
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
Дети с низким уровнем познавательной активности не выявлены.
Заключение
Данная работа доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, является мощным инструментом развития познавательной активности старших дошкольников.
Список используемой литературы:
Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. -СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.