МААМ-картинки

Пояснительная записка к адаптированной программе воспитательного блока «Творческое развитие» (IV группа с ОВЗ)

надежда пермякова
Пояснительная записка к адаптированной программе воспитательного блока «Творческое развитие» (IV группа с ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптированная воспитательная рабочая программа воспитательного блока «Творческое развитие» рассчитана на воспитанников 5 класса КУ Леушинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Творческое развитие как учебно-воспитательный процесс имеет важное коррекционно-развивающее значение. Воспитательные занятия при правильной их организации оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

Данная программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала такими детьми.

Публикация «Пояснительная записка к адаптированной программе воспитательного блока „Творческое развитие“ (IV группа с ОВЗ)» размещена в разделах

Цель программы - общее развитие детей с ОВЗ посредством изобразительной деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

- коррекция недостатков развития познавательной деятельности путём систематического и целенаправленного воспитания и восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- воспитание умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;

- развитие у воспитанников видеть красивое;

- формирование элементарных знаний основ реалистичного рисунка (с натуры, по памяти, по представлению) и умения применять их в общественно полезной деятельности;

- ознакомление с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

- расширение и уточнение словаря за счёт специальной лексики;

- развитие аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.

Отличительной её особенностью является то, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программа построена с учётом знаний, приобретённых в учебной деятельности по ручному труду и ИЗО и направлена на расширение и закрепление навыков и умений, получаемые на уроках. Внеклассные воспитательные занятия служат расширению и закреплению сведений по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами. Работа организовывается с учётом опыта детей и их индивидуальных и возрастных особенностей.

Важная роль в программе отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

принцип дифференцированности и индивидуального подхода;

принцип последовательности;

принцип культуры труда;

принцип гуманизации;

Основные технологии обучения:

игровая технология;

здоровьесберегающие технологии;

информационные технологии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

В основе программы лежат следующие принципы:

принцип от простого к сложному;

принцип от знаний к творчеству;

Методы проведения занятий:

Словесные методы обучения: устное изложение; беседа; анализ произведений искусства.

Наглядные методы обучения: показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.

Практические методы обучения.

Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала).

Формы занятий:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания способствуют формированию навыков общения и получению умения выполнения пооперационной работы.

Основополагающей является изобразительная деятельность, состоящая из следующих видов продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование.

Лепка в специальной коррекционной школе – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей действительности, пользуясь пластилином или солёным тестом. Во время работы ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности материала, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки, осознаёт различные свойства, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развиваются точность движений рук и глазомер. Лепка, как деятельность, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину). Занятия лепкой требуют постоянного анализа образца, сравнения с выполняемыми изделиями.

Кроме того, занятия лепкой требуют от учащихся затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей.

Лепят дети индивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и т. п. - всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.

Аппликация — это художественная техника создания изделий путем присоединения деталей к фону. Аппликация — один из самых распространенных и привычных видов работ в коррекционной школе. Для неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки, птичьи перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна, шпон, желуди и другие природные материалы.

Аппликационные работы способствуют закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого.

При работе над аппликацией у детей развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах работы, разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.

Рисование в коррекционной школе VIII вида способствует коррекции и развитию восприятия, зрительно-двигательной координации, моторным умениям и навыкам, образной сферы в целом. На занятиях у детей формируется умение понять задачу, удержать её в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребёнка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

С целью накопления опыта творческого общения по рисованию вводятся задания коллективного характера: работа по группам и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

От коллективного рисования или конструирования дети получают огромное удовольствие. Они подолгу рассматривают получившийся рисунок, обсуждают, кто, что и как рисовал, что не получилось так как задумывали, делятся впечатлениями. В результате расширяется словарный запас детей; совместная деятельность сближает их, делает отношение между ними доброжелательными, ровными, бесконфликтными, психологически комфортными. Кроме того бумага большего формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции.

Показатели развития к концу пятого года обучения:

Лепка

На конец года дети должны уметь:

Готовить рабочее место к выполнению лепных поделок.

Пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуком.

Соотносить изображения и постройки с реальными предметами.

Создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые детьми в течении года, пользуясь приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания.

Участвовать в выполнении коллективных лепных поделок.

Рассказывать о последовательности выполнения работы.

Давать элементарную оценку своим работам и работам сверстников.

Аппликация

На конец года дети должны уметь:

Готовить рабочее место к выполнению аппликации.

Самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации.

Выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкции.

Участвовать в выполнении коллективных аппликаций.

Рассказывать о последовательности выполнения работы.

Давать элементарную оценку своим работам и работам сверстников.

Рисование

Проявлять положительное отношение к занятиям по рисованию.

Располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине); фиксировать пространственные представления в речевых высказываниях.

Создавать рисунки по образцу с элементами народной росписи.

Анализировать образец, создавая рисунок по образцу – конструкции.

Закрашивать изображение предмета с определённым контуром.

Выполнять рисунки со знакомыми сюжетами

Давать элементарную оценку своим работам и работам сверстников.

Оборудование и инструменты, необходимые для занятий:

пластилин, солёное тесто, природный материал, картон, бумага, ткань, нитки, перья птиц, опил, стружки, вата, краски, кисти, стеки, крупы, клей ПВА, ножницы.

Большое значение надо придавать технике безопасности. Пользуясь острыми предметами, ребята должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым воспитанником своего продукта, а главным критерием оценки является его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Занятия проводятся 4 раза в месяц. Всего – 34 - 36 часов в год (в зависимости от учебного графика). Отчет о работе проходит в форме составления альбомов, открытых занятий, участие в конкурсах, публикации материалов на социальных порталах.

Публикации по теме:

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Рецензия на программу по декоративно-прикладному искусству «Волшебство из бумаги» для детей с ОВЗ I ступени (10–12 лет) Программа по декоративно-прикладному искусству "Волшебство из бумаги" составлена воспитателем X. Актуальность рецензируемой программы не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к адаптированной программе воспитательного блока «Творческое развитие» (IV группа с ОВЗ)
Опубликовано: 3 сентября 2014 в 06:24
+189Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к адаптированной программе воспитательного блока «Творческое развитие» (IV группа с ОВЗ)» (включая файлы) размещена пользователем надежда пермякова (УИ 72067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 129.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД