Папки-передвижки

Пояснительная записка к рабочей программе по познавательному развитию в старшей группе

Светлана Ардавова
Пояснительная записка к рабочей программе по познавательному развитию в старшей группе

Познавательное развитие

Пояснительная записка

Рабочая программа по познавательному развитию в старшей группе разработана в соответствии с ФГОС (приказ Минобрауки России №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработана на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез – 2014 г. Сан Пин 2.4.1.3049.

Публикация «Пояснительная записка к рабочей программе по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формиро-вание первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвета, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, космос.

Реализует поставленные задачи по образовательной области «Познавательное развитие» по различным программам, расширяющем и углубляющим знания, умения и навыки детей в этой области : примерная общеобразовательная программа «Математические ступени» под ред. Е. В. Колесниковой, «Познавательное развитие в детском саду» под ред. Н. В. Волчковой; «Национально – региональный компонент дошкольного образования» под ред. Л. П. Шадовой, Т. Ф. Штепа.

Образовательная деятельность по познавательному развитию осуществляется с учётом интегративного подхода. Непосредственно – образовательная деятельность поводится 2 раза в неделю (ФЭМП - 1 раз; познавательное развитие – 1 раз). Закрепление программного материала организуется в беседах, наблюдениях и в игровой деятельности.

Мониторинг планируемых результатов по данной образовательной области проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Особенностью данной программы является выделение в процессе образовательной деятель-ности специальны времени, направленного на реализацию национально – регионального компонента.

Программа составлена с учё том реализации интегративного подхода по образовательным областям:

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникационное развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

На изучение данной образовательной области отводится 64 часа согласно календарно – тематического плана

В основе рабочей программы лежат принципы :

-развивающего обучения;

-сочетание научной обоснованности и практической применимости;

-обеспечение единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

-учёт интеграции образовательных образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

-комплексно – тематическое построение программы;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

-обеспечение достижений воспитанниками готовности к школе.

Цель:

развитие у воспитанников познавательно – исследовательской деятельности; приобщение к социокультурным ценностям; формирование элементарных математических представлений; ознакомление детей с миром природы.

Задачи

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализи-ровать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме материалу, классифицировать их (посуда — фарфоро-вая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п., включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особен-ности расположения цветовых тонов в спектре.

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пуши-стый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проект-ная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы, определять изменения в рас-

положении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятель-ность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Приобщение к социокультурным ценностям

Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др., создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.).

Расширять представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз, сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др., их атрибу-тами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках, бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира, реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др. ; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства)

Публикации по теме:

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к рабочей программе по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 18:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД